Слайд 1 Происхождение культуры.
Первобытная культура.
Примитивное искусство
Слайд 2Чтобы понять любое явление, всегда необходимо подойти к его истокам.
Всё когда-то
и где-то начиналось, зародилось, возникло – это кажется бесспорным. Но шаг за шагом мы обнаруживаем, что всякое начало относительно, оно лишь звено бесконечных изменений…
До сих пор мы не можем ответить на многие вопросы, которые поставил перед нами первобытный человек.
Слайд 3
Каков возраст человечества?
Что заставляло древнего человека изобретать и творить?
Как
возникла культура?
Слайд 4Три периода
первобытности:
В зависимости от того, какие материалы использовал
человек для производства орудий труда, археологи выделяют три периода первобытности:
каменный век,
бронзовый век
железный век.
Так выглядели Европа и Северная
Африка в первобытную эпоху
Слайд 5Каменный век
Каменный век – древнейший период в развитии человечества между двумя
миллионами и шестью тысячами лет до н.э., на протяжении которого орудия и оружие изготовлялись из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем.
Каменный век делится учеными на три этапа:
древний (палеолит) – когда, собственно, и появился гомо сапиенс (homo sapiens); палеолит подразделяется на нижний, средний, верхний.
средний (мезолит) – когда были изобретены лук и стрелы;
новый (неолит) – когда появилась первая письменность.
Слайд 6Как же создавалась культура?
Все что делал древний человек, придумывая новые приемы
охоты, новые формы обустройства жилья, магические и религиозные обряды, – все это было всплеском духовной энергии, выражением творчества, а значит культуры.
В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
Слайд 7При изучении первобытной культуры исследователи выделяют разные формы общности людей и
Слайд 8Этапы первобытности
Для нижнего палеолита характерно стадное общество, когда стали появляться первые
орудия труда. Появление первых орудий труда – это уже и есть зачатки культуры. Новые функции – передача, хранение, техника производства – это первые формы коммуникации, то есть началась ориентация человека на человека.
Нижний палеолит
Слайд 9Средний палеолит
Для среднего палеолита характерна форма общности людей в виде общины.
В это время вместе с первыми орудиями труда обнаруживаются первые захоронения, «медвежьи пещеры», начинает формироваться речь.
Орудием труда остается каменный топор, но в жизни древнего человека большую роль начинают играть эмоции. “Медвежья пещера” – доказательство этого. Во многих первобытных стоянках археологи находят пещеры с макетами зверя, на которого охотилось данное племя. Череп зверя во многих местах пробит – видимо с силой наносившимися ударами. Предполагают, что первобытный человек приходил в такую пещеру перед охотой и тренировался.
Статуя глиняного медведя со следами
Ударов копьём
Слайд 10Верхний палеолит
Во время верхнего палеолита община также создаёт первые орудия труда,
но при этом появляется искусство в виде наскальной живописи, табу и магия.
По данным современной науки, человек верхнего палеолита представлял собой гомо сапиенс (homo sapiens). Именно в этот период и возникает искусство.
Искусство проявляется в изображении силуэтов зверей, узоров и загадочных знаков, вырезанных на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах. Это рисунки, резьба и рельефы на скалах.
Древний человек изображал то, что входило в круг его интересов – животных, на которых охотился, и значительно реже – женщину.
Слайд 11Олени. Пещерная живопись эпохи палеолита
Замечательные росписи верхнего палеолита найдены во Франции
в пещерах Фон де Гом, Ляско, в Испании – на потолке Альтамирской пещеры и многих других.
Слайд 12Зубры. Пещерная живопись палеолита
В этих росписях образы животных приобрели конкретные черты,
появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий. Животное изображалось в разнообразных движениях, стремительном беге.
Слайд 13Как изображались животные
Художник подмечал ритмические повторы и изгибы линий, симметрию положения
частей тела. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками, с помощью изменения силы тонов моделируются объемные фигуры. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки.
Слайд 14Элементы примитивизма первобытного искусства
1. Отсутствие чувства композиции.
В пещере Альтамира изображено около
двадцати бизонов, лошадей. Каждое изображение в отдельности – превосходно. Но они расположены в полном хаосе. Тут возможна аналогия с детским рисунком – вкривь и вкось, без попытки соразмерить с форматом листа.
Почему это так? Само мышление первобытного человека таково, что он не осознает связей. Вглядываясь в одно явление, художник не видел, не понимал его связи с остальными, а, значит, и не мог изобразить.
Слайд 15
2. Ограниченность сферы внимания.
Первобытный художник изображал в основном животных и реже
– женщину. Но если изображения животных отличаются точным воспроизведением основных объемов, даже передают фактуру некоторых материалов, например шерсти, то в изображении женщин художник преувеличивал специфические женские признаки, черты матери, избегая показа индивидуальных черт.
Слайд 16Понимал ли первобытный человек, что
творит образы, достойные любования?
Искусствоведы такие изображения с
иронией называют Венерами.
Любопытен парадокс этого искусства: отношение к человеку – преимущественно как к животному, в отношении к зверю – больше человечности.
Слайд 17Выводы по особенностям искусства эпохи палеолита
В своей основе искусство палеолита наивно
реалистично. В этом проявились его сила и слабость.
Ему свойственны стихийное чувство жизни, мужественность и простота.
В то же время его отличает известная узость содержания.
Жизненные наблюдения человека сочетались с фантастикой и магией.