МБОУ СОШ №3 им. Т. Гиззата г.Агрыз
ПРЕКТ
МОТЕТ, НАПИСАННЫЙ В ЧЕСТЬ КУПОЛА
Автор работы: Набиев Ильяс
\ ученик 6В класса
Руководитель: учитель музыки
Набиева Гульнара Флюровна
Агрыз 2018 г.
Слайд 2Цель:
Убедиться в том, что музыка – точная наука
Задачи:
- Изучить музыкальные
стили и жанры эпохи Возрождения, особенности их строения
- Установить связь между музыкой и архитектурой, используя знания о мотете Гийома Дюфаи «Nuper rosarium flores “
Обоснование темы проекта:
Я выбрал эту тему потому, что на уроках музыки учитель нам часто говорила, что слушать многоголосную музыку, а особенно мотеты композиторов эпохи Возрождения, очень полезно для тех, кто хочет преуспеть в математике. А еще учитель часто говорила: «Архитектура – застывшая музыка». Мне стало интересно узнать о музыке больше, потому, что до встречи с этим учителем, музыку мы не считали наукой и серьезно к этому предмету не относились.
Введение
В эпоху Возрождения музыка сохранила основные темы средневековой музыки: хвалу Господу и Творцу мира, святость и чистоту религиозного чувства. Главная цель музыки, как говорил один из ее теоретиков того времени, — «услаждать Бога».
Основу музыкальной культуры составляли мессы, мотеты, гимны и псалмы. Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV в. в Нидерландах. Здесь музыка почиталась едва ли не больше других видов искусства. Нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического (многоголосного) исполнения — классический «строгий стиль». Многоголосие не просто усложняло произведение, но и позволяло автору выразить личное понимание текста, придавало музыке особую эмоциональность. Суровый колорит и сосредоточенность, возвышенное спокойствие и эпическая неторопливость, распевность и благозвучие определяли характерные особенности «строгого стиля». Именно эти качества были присущи сочинениям великих мастеров-полифонистов.
Слайд 4Полифони́я (от греческого πολυ — «много», φωνή — «звук») — вид многоголосной музыки, в котором одновременно
звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий. В этом её отличие от гомофонии (от греческого «гомо» — «равный»), где лишь один голос является ведущим, а другие его сопровождают (как, например, в русском романсе, советской массовой песне или танцевальной музыке).
Полифоническое произведение создавалось по строгим и сложным правилам, требовавшим от композиторов глубоких знаний и виртуозного мастерства. Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров стала имитация — повторение одной и той же мелодии в разных голосах в разное время.
Слайд 5Ведущим голосом был тенор, которому поручалась главная повторяющаяся мелодия — cantus
firmus («неизменный напев»). Ниже тенора звучал бас, а выше — альт. Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано.
Слайд 6В рамках полифонии развивались как церковные, так и светские жанры. Высшим
достижением вокально-полифонической музыки стала месса.
С помощью математических расчетов нидерландским и фламандским композиторам удалось вычислить формулу сочетаний музыкальных интервалов. Главной целью сочинительства становится создание стройной, симметричной и грандиозной, внутренне завершенной звуковой конструкции. Один из ярчайших представителей этой школы Йоханнес Окегем (ок. 1425—1495) на основе математических вычислений сочинил мотет на 36 голосов!
Йоханнес Окегем - (1410 – 1497) - Фламандский композитор, крупный представитель нидерландской школы. Его можно считать связующим звеном между первым поколением нидерландской школы и композиторами следующих поколений, Я. Обрехтом и Жоскеном Депре. В творчестве Окегема представлены все жанры, характерные для нидерландской школы: месса, мотет и многоголосная песня на французском языке (шансон). Важнейшим жанром для него оказывается месса, он проявил себя как выдающийся полифонист. Музыка Окегема динамична, мелодическая линия движется в широком диапазоне, имеет широкую амплитуду. Вместе с тем для Окегема характерны плавность интонации, чистейшая диатоника, старинное ладовое мышление. Поэтому музыку Окегема часто характеризуют как «направленную в бесконечность», «парящую» в несколько отрешённой образной среде. В отличие от музыки Дюфаи, она меньше связана с текстом, богата распевами, импровизационна, экспрессивна.
Слайд 8МОТЕ́Т - (франц. motet, лат. motetus, motellus, от старофран . mot
- слово) - вокальное или во кально-инструментальное полифоническое сочинение. Один из главных жанров в музыке западно-европейского Средневековья и Возрождения. На протяжении веков мотет сохранял характер сложного для восприятия, «учёного» сочинения, служил демонстрацией профессионального мастерства его создателя. По свидетельству Иоанна де Грокейо (конец XIII века), «этот вид музыки не следует представлять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах».
Иоанн де Гроке́йо, — французский теоретик музыки конца XIII века. Грокейо даёт собственное амбивалентное определение музыки — как теоретической «науки о числе, отнесённом к звукам»[3], и одновременно практического знания, направленного на обучение музыканта («музыка» как свод дидактических рекомендаций). Важнейшие категории в классификации Грокейо:
популярная музыка (cantus publicus), подразумевается музыка устной традиции;
учёная музыка (musica composita, также называемая «regularis», «canonica», «mensurata»), здесь рассматриваются многоголосные формы: органум, гокет и наиболее сложная и изысканная — политекстовый мотет;
церковная музыка (cantus eccleciasticus); богослужебное одноголосное пение, плавный распев (cantus planus).
Слайд 9Удивительный мотет Гийома Дюфаи
Мотет «Nuper Rosarum Flores» («Недавно роз цветы») был
создан франко-фламандским композитором Гийомом Дюфаи́ (ок. 1400 – 1474 гг.) по случаю завершения строительства купола собора Santa Maria del Fiore (Флоренция). Мотет был исполнен во время церемонии освящения собора 25 марта 1436 г. [3].
Слайд 11Гийомом Дюфаи́ (1397 – 1474)
Франко-фламандский композитор эпохи Ренессанса, один из родоначальников
нидерландской полифонической школы. Дюфаи разработал главный жанр нидерландской полифонии — 4-голосную мессу. Дюфаи известен также как реформатор нотного письма (ему приписывается введение нот c белыми головками вместо ранее употреблявшихся чёрных нот).
Слайд 12II. Невозможное возможно! (об АРХИТЕКТУРЕ)
Собор Santa Maria del Fiore (Санта-Мария-дель-Фьоре) на
момент окончания строительства стал самым грандиозным и вместительным сооружением в Европе. Но наиболее уникальным для своего времени оказался купол собора, спроектированный Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески во Флоренции. Сооружение купола над алтарной частью базилики, начатое архитектором Арнольфо ди Камбио около 1295 года и законченное в основном к 1367 году зодчими Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти, для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. Строившийся купол нуждался, до окончательного погашения сил распора, в поддержке опирающихся на землю конструкций (лесов), а в то время построить такие огромные леса не представлялось возможным. Задача разрешена только мастером Возрождения, новатором, в лице которого гармонично сочетались архитектор, инженер, художник, ученый-теоре тик и изобретатель. Среди разных идей, предложенных на рассмотрение комиссии, выделялось предложение Филиппо Брунеллески: в целях экономии материалов возводить купол без строительных лесов.
Слайд 13Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436)
Предложенная Брунеллески конструкция
представляла собой легкий пустотелый купол с двойной оболочкой, и каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами.
Слайд 14В предложенной Брунеллески модели купол должен быть не сферическим, иначе верхняя
часть такого купола обвалится, а стрельчатым, вытянутым вверх и ребристым. Восемь ребер купола должны принять на себя основную нагрузку. Между ними Брунеллески расположил 16 вспомогательных ребер, сходщихся наверху. Главные ребра должны поддерживать не одну, а две оболочки купола. На уровне перегиба ребра связаны «цепями» из массивных деревянных брусьев, соединенных железными скрепами. Позднее был добавлен световой беломраморный фонарь, который и сделал этот собор самым высоким в городе. Это до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, спроектированная таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города.
Слайд 15Купол был построен в 1446 году. Его диаметр составляет 42 метра,
высота 91 м от пола собора, световой фонарь высотой 16 м. Купол весит без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн. По подсчетам Санпаолези, при его постройке ежедневно приходилось подносить на подвесные леса около шести тонн материалов, для чего Филиппо изобрел специальные подъемные механизмы.
Слайд 16Филиппо Брунеллески(1377-1446)
Основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул
в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
Мотет «Nuper rosarium flores»
Особой функцией, для которой был заказан «Nuper rosarum flores», было освящение собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Пьеса была написана Дюфаи специально для этого грандиозного события, и это было, вероятно, первое музыкальное произведение, которое приветствовало папу Евгения IV, когда он вошел в собор, поскольку пьеса является частью для "входа"(Intrua) для начала мессы и используется в качестве сопровождающего песнопения во время торжественного входа духовенства в церковь и до высокого алтаря. На самом деле, два голоса тенора поддерживают всю структуру пьесы, которая основана на мелодии "Григорианского cantus firmus", которая исторически использовалась для освящения большинства христианских церквей.
Часть, «Nuper rosarum flores» - это просьба ко Святой Марии с цветком [покровительнице Флоренции], просьба ее вечного заступничества за ее Флорентийский народ.
Слайд 19
Мотет Гийома Дюфаи написан для четырехголосного ансамбля. Два нижних голоса (тенора
I и II) могли исполнятся, по всей видимости, музыкальными инструментами, тогда как верхняя пара голосов является сугубо вокальной – в ней проводится основной текст мотета:
Слайд 20Nuper rosarum flores
Ex dono pontificis
Hieme licet horrida
Tibi, virgo coelica,
Pie et sancte
deditum
Grandis templum machinae
Condecorarunt perpetim.
Hodie vicarius
Jesu Christi et Petri
Successor Eugenius
Hoc idem amplissimum
Sacris templum manibus
Sanctisque liquoribus
Consecrare dignatus est.
Недавно роз цветы –
Подарок Папы,
Несмотря на ужасную зиму,
Украсили этот храм великолепной структуры,
Навеки посвященный в благочестии и святости
Тебе, небесная Дева.
Сегодня наследник Иисуса Христа
И преемник Петра – Евгений,
Соизволил освятить этот обширный храм
Своим святыми руками
И священным бальзамом.
Слайд 21Igitur, alma parens
Nati tui et filia
Virgo decus virginum,
Tuus te Florentiae
Devotus orat
populus,
Ut qui mente et corpore
Mundo quicquam exorarit
Oratione tua
Cruciatus et meritis
Tui secundum carnem
Nati Domini sui
Grata beneficia
Veniamque reatum
Accipere mereatur.
Amen.
Поэтому, мать кормящая,
Родительница Твоего Сына,
Дева – слава дев,
Преданные Тебе люди Флоренции молятся,
Чтобы кто-либо в страдании,
Кто будет молиться за что-либо
С чистым умом и телом,
Будет заслуживать
Через Твою молитву
И заслуги Твоего Сына во плоти
Сладкие дары своего Господа
И прощение грехов.
Аминь.
Слайд 22Считается, что размеры и музыкальную структуру мотета Дюфаи сочинил с прямой
ссылкой на точные измерения и пропорции собора купола, спроектированного Филиппо Брунеллески. Эти пропорции были описаны в этой названной справке основанной паутиной как "сакральная геометрия".
Слайд 23Характеристики:
«Nuper rosarum floreis» - это изоритмический мотет.
Изоритмия – это принцип
композиции мотетов XIV–XV столетий, основанный на остинатном повторении в теноре ритмического (talea) и звуковысотного (color) построений, различных по протяжённости, и периодическом ритмическом членении верхних голосов.
«Изоритмия» – «одинаковый ритм». Термин введён в XX веке. Talea – (лат.) «стержень». Color – «цвет, краска».
Color – звуковысотная последовательность, положенная в основу тенора (в норме – фрагмент хорала). После выбора color сочинялась (конструировалась ритмическая структура, в которой нет строгой внутренней периодичности, но есть изобретательное сочетание коротких, долгих длительностей и пауз. Color и talea самостоятельны, периодичность повторения того и другого не совпадают. Структура тенора кратко обозначается с помощью дроби, например:
2с
4t
3с
5t
Слайд 25«Nuper rosarum flores» - это канон измерения, который означает, что основная
мелодия сопровождается одним или несколькими имитациями этой мелодии в других голосах с разной скоростью. Сопровождающие голоса могут входить одновременно или последовательно. Каждый голос поет одну и ту же музыку, но с разными скоростями. Это достигается следующим образом; самый медленный голос-это то, что находится в середине, самый низкий голос поет ту же музыку, но в два раза быстрее самого медленного и самый высокий голос поет ту же музыку в три раза быстрее самого медленного. Это позволяет верхним голосам двигаться более свободно и таким образом, чтобы их можно было легко услышать.
В «Nuper rosarum flores» есть такие понятия как "taleas". В taleas свободно придуманный ритмический рисунок, который повторяется каждый раз в другом метре. Ритм повторяется четыре раза и составляет двадцать восемь основных тактов.
Слайд 26Другая характеристика этой части - 2 линии тенора. Каждый из них
имеет различные ритмические узоры, которые сохраняют свои собственные ритмы каждый раз, когда они повторяются. Теноры не поют одновременно с высокими голосами. Здесь Dufay демонстрирует использование контрастных текстур. Верхние голоса быстро двигаются, а теноры медленно двигаются. Существует точный баланс двух разделов. Дуэты длятся 14 первых тактов, как и полные голоса. Эти контрастные текстуры стали существенным развитием эпохи Возрождения и барокко. Эти полные озвученные разделы были описаны как " tutti ", отражающие прогрессивное качество музыки семнадцатого века и позже.
Другая особенность заключается в том, что часть включает технику называют isomelic. Isomelic-это " общий термин, идентифицирующий повторное появление того же или аналогичного мелодического материала в верхних голосах в соответствующих местах относительно делений тенора.
Слайд 28Форма мотета «Nuper Rosarum Flores» :
Особенно примечательна форма мотета. Мотет состоит
из 4 частей, которые по продолжительности относятся друг к другу как 6 : 4 : 2 : 3. Если измерять продолжительность в тактах, то части имеют следующую продолжительность: 1-я и 2-я по 56 тактов, 3-я и 4-я – по 28. Но благодаря тому, что 1-я часть имеет размер 6/2, 2-я – 4/2, 3-я – 4/2, а 4-я – 6/2, реальная продолжительность звучания частей: 168 : 112 : 56 : 84 – в целых нотах или 132 : 88 : 44 : 66 – в секундах (без учета отклонений от темпа), что и соответствует соотношению 6 : 4 : 2 : 3.
Слайд 29Эта последовательность целых чисел практически идентична т.н. гармонической пропорции 6 :
4 : 3 : 2, особенно ценимой теоретиками Возрождения [1, с. 116-120]. Числа гармонической пропорции отражают закон золотого сечения, когда целое делится на две части так, что их соотношение равно 0,618 : 0,382 (что примерно соответствует соотношению 6 : 4 или 3 : 2). При таком делении меньшая часть соотносится с большей так же, как большая соотносится со всем целым. Выстраивать числовую последовательность на основе золотого сечения можно и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения, в результате чего получаются знаменитые числа Фибоначчи (это ряд чисел, где каждый член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих, например, 2, 4, 6, 10, 16, 26, 42 и т.д.) [2].
Слайд 30Закон золотого сечения известен еще с античных времен, но вызывает интерес
и в настоящее время. В разные эпохи ученые обнаруживали этот закон и в строении произведений искусства, и в пропорциях живых существ, включая тело человека. В эпоху Возрождения теорию золотого сечения разрабатывали Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и, особенно, монах Лука Пачоли, написавший о золотом сечении книгу под названием «Божественная пропорция» (1509 г.) [2]. Как видим, интерес к этой пропорции проявился и в музыке, где художники также стремились стоить произведения с использованием всеобщих космических числовых законов, данных, с точки зрения христианства, самим Господом. У Дюфаи похожие пропорции частей можно также обнаружить в мотетах «Fulgens iubar ecclesiae dei», «Salve flos» [1, с. 116-120].
Слайд 31Скрипка создавалась по чертежу, в основе которого лежал принцип золотого сечения.
Параметры
хранящейся Госсколлекции скрипки Антонио Страдивари работы XVII века:
- длина корпуса 359 мм
- ширина верхней окружности – 169 мм
- нижней – 210 мм
- середины – 115 мм
Слайд 32По поводу структуры мотета существуют и другие любопытные гипотезы. Так, английский
ученый Чарльз Уоррен, предположил, что пропорции мотета повторяют архитектурные пропорции купола Брунеллески, а двойной канон нижних голосов символизирует двойную оболочку купола. Позже эта гипотеза была неоднократно опровергнута. При этом один из критиков гипотезы Уоррена – Крейг Райт – указывает, что соотношение 6 : 4 : 2 : 3 взято из Ветхого Завета, где оно описывает размеры храма Соломона (60 x 40 x 20 x 30 локтей) [1, с. 116-120; 3].
Слайд 33Храм Соломона в Иерусалиме
Крейг Милтон Райт (р. 1944) — профессор музыки
Йельского университета.
Слайд 34Фундаментом композиции мотета является канон 2-х нижних голосов, который повторяется от
части к части – при этом канон вступает строго со второй половины каждой части, а в 3 и 4 частях проводится в двукратном уменьшении. Мелодия канона взята Дюфаи из старинного одноголосного хорала, предназначенного для ритуала освящения церквей [3].
Удивительно, что при столь изощренном замысле музыка мотета достаточно яркая. Интонации мотета пластичны и рельефны и как бы вырастают одна из другой – вся интонационная ткань развертывается цепным способом, а голоса скреплены краткими имитациями. Гармония мотета – полнозвучная и консонансная, в ней выразительно чередуются мажорные и минорные созвучия. Общую динамику музыки создают как вышеупомянутые цепное выведение интонаций и имитации, так и фактурные контрасты 2-х и 4-хголосия, смены метра, ритмическая дробность в последней части.
Слайд 35Заключение:
Музыка Гийома Дюфаи определила Центральный Стиль музыки 15-го века. Он изменил
общее звучание благодаря использованию четырех голосовые текстуры, определяющей момент исполнения «Nuper rosarum flores», который был написан для освящении кафедрального собора Флоренции. Он жил в период великих музыкальных перемен в Европе. "Дюфай во многом проложил будущим композиторам путь к использованию большей фантазии и изобретательности в музыкальном сочинении."(Цитата)
Музыкальный стиль Дюфаи был, без сомнения, уникальный и стректура «Nuper rosarum flores» действительно является сложным творением, и это здесь, где считалось, что в пропорциях, в которых повторы были написаны, представлена структура собора. Здесь снова встречаются музыка и архитектура.
Иоанн де Гроке́йо — французский теоретик музыки конца XIII века оказался абсолютно прав в том, что мотеты следует исполнять для ученых: математиков, физиков, инженеров, астрономов, ведь без кропотливой умственной деятельности мотет изучить невозможно. Но если его просто просушивать внимательно, он оказывает очень хорошее влияние на память и концентрацию.
Слайд 38Список источников:
1. Евдокимова Ю. История полифонии. В 7-ми выпусках / Ю.
Евдокимова. Вып. 2 А. Музыка эпохи Возрождения: XV век. Москва: Музыка. 1989. 414 с.
2. Лаврус В. Золотое сечение [Электронный ресурс] / В. Лаврус // Электронная библиотека «Наука и техника». Режим доступа: http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm
3. Nuper rosarum flores [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Nuper_rosarum_flores