Слайд 1Женская одежда
на рубеже XIX – XX вв.
Слайд 2Мода конца столетия полна новых тенденций, а также повторений моды времен
минувших.
В 1889 году третья французская республика отмечает столетний юбилей, в честь которого сооружается Эйфелева башня. Возможно, именно этот юбилей напомнил моде о бурных годах конца XVIII века. Снова поднимается волна стиля ампир (1892), снова модны кружева (1893), снова турецкий орнамент вдохновляет художников-модельеров. Как в архитектуре, так и в моде побеждают «функциональные» элементы.
Реформаторское движение за возрождение женского платья снова, как когда-то раньше, отвергает корсет, ратуя за плавные ниспадающие линии. Но если в начале века была притягательна мода греческой и римской античности, то в конце его - увлекаются культурой Крита и Японии.
Место Геркуланума и Помпеи занимают вновь открытый Кносс и Мадам Баттерфляй. Все это, безусловно, не могло не отразиться на развитии моды.
Веское слово сказали в этом плане и сотрудники «арт нуво». Они предложили модели для новых платьев прерафаэлитов, напоминающие скорее японские кимоно, нежели античные хитоны.
Слайд 3Однако очень скоро в моде проявляет себя особый стиль конца XIX
– начала XX - модерн.
В костюме основными тенденциями стиля модерн были:
завышенная линия талии;
лиф с напуском спереди;
плотно облегающая бедра и сильно расширенная книзу от коленей юбка.
Конструкция платьев придавала женской фигуре S образные очертания и сходство с перевернутой лилией. Обилие кружев, боа из тюля, перьев, отделка из тесьмы, огромные шляпы, украшенные цветами, вуалью, завершали костюм.
Дополнением к костюму служили длинные бусы, цепи, веера из перьев, лорнет, перчатки, маленькие сумочки на длинном шнурке, летом - кружевные зонтики, служившие одновременно и тростью. Все это подчеркивало хрупкость и эфемерную прозрачность женского облика.
Небольшие часики на длинной цепочке носили на шее и женщины.
Излюбленными орнаментами модерна были сюжеты, связанные с морской стихией,- лилии, водоросли, даже русалки.
Слайд 4На формы женского костюма влияли многочисленные причины, из которых очень важной
было стремление к эмансипации, борьба за образование, за гражданские права женщин.
На рубеже ХIХ - ХХ веков изменилось общественное положение женщин, появились женщины - владелицы промышленных предприятий, писатели, художники, просто конторские служащие. Все больше встречается женщин - врачей, учителей, медицинских сестёр. Строгая деловая внешность работающих женщин предполагала удобную одежду, и впервые в женском гардеробе появился костюм-тальер, состоящий из жакета и юбки (темных тонов). Женщины начинают все больше носить юбку и блузку, украшенную воротником с кружевом, вышитой или выполненной из тесьмы аппликацией. Светлый верх, темный низ - вот "новое" в моде того времени.
Слайд 5Модными тканями были в основном шелковые - шифон, тафта, крепдешин, муслин,
парча, но использовались также полотно, велюр, бархат, репс, отделкой служили большие искусственные цветы, банты, шарфы, оборки, плиссе, сутаж, ленты из муара и металлизированной тафты, уложенные розетками, кружева, аппликации, роспись, батик, вышивка бисером, золотом.
Слайд 6Появляется конфекционное производство (пошив готового платья на продажу). Большое влияние на
развитие конфекциона оказало изобретение и введение в швейное производство машин, которые увеличили производительность труда в 17 раз. Появление конфекциона во второй половине ХIХ века способствовало упрощению кроя, уменьшению количества деталей его, что соответственно облегчало пошив одежды.
Законодателем мод был Париж, владельцы мастерских покупали образцы платьев и верхней одежды у лучших портных Парижа и выставляли их затем как модели своей работы. В более мелких мастерских заказы исполнялись по рисункам из модных журналов, которые поступали из Парижа каждые две недели.
Слайд 7Итак, модерн как направление моды и прошел в своём развитии три
этапа:
Первый (1900-е годы) предполагал правильную осанку фигуры, расширенной в плечах рукавами "жиго"; юбка имела форму колокола, удлиненного треном с подолом, отделанным оборками.
Второй (1901-1905 годы), для которого характерны S - образный силуэт и большие шляпы, но более естественная линия плеча; расширенные буфы рукавов, сдвинутые к локтю; обильно декорированная юбка, более короткий трен. Стиль одежды S - силуэта с полной грудью и тонкой талией (до 55 см) достигался специальным корсетом и жабо. Верхняя часть фигуры была наклонена вперед (так называемая голубиная грудь), живот втянут, нижняя часть корпуса как бы отставала от верхней. Лиф был закрытым, с застежкой сзади на крючках, богато отделанным вышитыми и кружевными вставками спереди и кружевным воротником .
Для третьего (1905 - 1907годы) были характерны укороченная юбка, приоткрывающая носок туфли и практически лишенная декора; силуэт постепенно вернулся в нормальное вертикальное положение.
Слайд 8Костюм стиля "модерн" первого десятилетия ХХ века с его тяготением к
волнистым формам и текучим линиям вызывает появление нового силуэта женского костюма - туникообразного покроя платья с асимметричной драпировкой из полупрозрачных тканей
Верхней одеждой служили пелерины, мантильи, манто, жакеты и пальто с пелериной и стоячим воротником.
Слайд 9Хронологически между костюмами первого этапа и третьего - 20 лет, но
за это время изящная, загадочная, скрытая под восточным шелком роскошного туалета дама, аккуратно обмахивающаяся веером, преобразилась в активную, не желающую больше нагружать свое тело многослойными одеждами, по-своему бунтующую, работающую женщину.
Слайд 10Совершенно особая роль в женском туалете отводилась разного рода аксессуарам: шляпкам,
зонтам, веерам…
Слайд 11Так же отличалась от «платья рабочего» и «платья вечернего» одежда повседневная.
И здесь обеспеченные женщины отдавали дань удобству и элегантности: струящиеся юбки из шелка и шифона, кружевные туники и жемчуг – даже дома женщина стремилась быть настоящей леди!
Слайд 12Так же особая роль отводилась мехам и различным накидкам.
Верхней одеждой
служили пелерины, мантильи, манто, жакеты и пальто с пелериной и стоячим воротником.
Слайд 13В эпоху модерна настоящего расцвета достигло ювелирное дело, а так же
производство бижутерии, которая являлась неотъемлемой частью образа светской красавицы.
Слайд 14Шло время… И вместо интригующих и многим теперь не понятных названий
деталей дамского гардероба "сорти де баль", "труакар", "матине" появляется "платье рабочее", "костюм вечерний". Это был элегантный конструктивизм, но почему-то ощущается трогательная ностальгия по временам корсетов и перчаток, а не восторг перед новаторством конструктивистов. Наверное, они ещё не слишком удалены от нас во временном пространстве. Современная мода все более тяготеет к историческому наследию прошлых времен, мода стиля модерн у современных дизайнеров костюма стилистов, вызывает особый интерес.