ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ
ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
ЛЮБИТЕ ЖИВОПИСЬ…
Н. ЗАБОЛОЦКИЙ
Слайд 2 АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ
9 КЛАССА УЧЕНИЦА
ДЮДИНА ЛИДИЯ
Слайд 4
ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ
1832 – 1898гг
Слайд 5Третьяков начал собирать художественную коллекцию в 1854 году, купив 10 полотен
старых голландских мастеров на "развалах" у Сухаревой башни.
Поставил перед собой цель создать национальную художественную галерею.
В собрание Третьяков включал наиболее ценные и примечательные произведения, в первую очередь своих современников, с 1870-х годов - главным образом членов Товарищества передвижных художественных выставок.
Приобретения делал на выставках и непосредственно в мастерских художников
Слайд 6Павел Третьяков иногда покупал целые собрания:
* 1874 год - приобрёл туркестанскую серию Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд)
* 1880 год – приобрёл его же индийскую серию (78 этюдов).
В собрание Третьякова входило
*свыше 80 этюдов приобрёл у Иванова.
*1885 год - Третьяков купил 102 этюда Поленова, выполненных художником во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине.
* У Виктора Васнецова он приобрёл собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе.
*Наиболее полно у Третьякова были представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков, Левитан, Серов.
Слайд 7 Мистика и талант
в портретах
Третьяковской галереи
… твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
М. Лермонтов
Слайд 8
МАГИЧЕСКАЯ СИЛА ПОРТРЕТА
ЖИВОПИСНЫЙ ПОРТРЕТ - ЭТО МОЩНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.
ЖИВОПИСЕЦ НЕ
ТОЛЬКО ПИШЕТ ПОРТРЕТ - ОН ПЕРЕДАЕТ СВОИ ЧУВСТВА, МЫСЛИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, А ГЛАВНОЕ - НАСТРОЕНИЕ, КОТОРОЕ И ФОРМИРУЕТ ЭНЕРГЕТИКУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОЛОТНА.
ПОРТРЕТЫ НЕСУТ РАЗНУЮ ЭНЕРГЕТИКУ.
ЧАСТО ХУДОЖНИК, САМ ТОГО НЕ СОЗНАВАЯ, "НАГРУЖАЕТ" СОЗЕРЦАТЕЛЯ СВОИХ КАРТИН ТЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ПОТРЯСЕНИЕМ, КОТОРЫМ НАПОЛНЕН САМ ВО ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ ПОЛОТНА
ХУДОЖНИК ОСВОБОЖДАЕТ СЕБЯ , А НАГРУЖАЕТ ЗРИТЕЛЯ
Слайд 9
«Портрет — это
биоэнергоинформационный
фантом человека».
Игорь Вагин,
ведущий специалист
Росии по танатологии
(наука о смерти)
Портрет —мощная структура.
Слайд 10
ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ
ОБ ЭТОМ ПОРТРЕТЕ РАССКАЗЫВАЛИ
СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ ЕЩЕ
ВО ВРЕМЕНА
ПУШКИНА.
ПИСАН ОН БЫЛ С РАНО УМЕРШЕЙ
ОТ ЧАХОТКИ ДОЧЕРИ ДВОРЯНИНА
ИВАНА ЛОПУХИНА,
МИСТИКА И МАГИСТРА МАСОНСКОЙ ЛОЖИ.
ПО СЛУХАМ, ЕСЛИ МОЛОДАЯ ДЕВУШКА
УВИДИТ
КАРТИНУ, ТО ВСКОРЕ ОТДАСТ БОГУ ДУШУ.
КАК ШЕПТАЛИСЬ В САЛОНАХ, ЖЕРТВАМИ
ДЬЯВОЛЬСКОГО ПОРТРЕТА СТАЛО
НЕ МЕНЕЕ ДЕСЯТКА ДЕВИЦ НА ВЫДАНЬЕ.
МОЛ, В НЕМ ЖИВЕТ ДУША
ЛОПУХИНОЙ, ОНА И ЗАБИРАЕТ ДЕВИЧЬИ ДУШИ…
ПОРТРЕТ МАРИИ ЛОПУХИНОЙ
ПОРТРЕТ МАРИИ ЛОПУХИНОЙ
Слайд 11ИВАН КРАМСКОЙ
Портрет- самый загадочный
Шедевр русской
живописи
* Когда художника
спрашивали, существует
ли эта женщина в
реальности, он только
усмехался и пожимал
плечами.
* Во всяком случае,
оригинала никто не
встречал.
НЕЗНАКОМКА
История портрета
«Незнакомка»
Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи, опасался поверья о том, что портреты красавиц «высасывают силы» из живых людей.
«Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине.
Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына.
«Проклятая» же картина отправилась за рубеж. Говорят, и там она чинила всяческие беды своим обладателям.
В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее
Слайд 13
КАРЛ ПАВЛОВИЧ
БРЮЛЛОВ
«ВСАДНИЦА»
В ИСТОРИИ
РАССКАЗЫВАЕТСЯ
СЛУЧАЙ О СУДЬБЕ
ПЛЕМЯННИЦЫ БЛИСТАТЕЛЬНОГО
ИТАЛЬЯНСКОГО
КОМПОЗИТОРА Н.ПАЧЧИНИ
ПОСЛЕ СМЕРТИ ДЯДИ ЕЕ
ЗАБРАЛА НА ВОСПИТАНИЕ БОГАТАЯ
РУССКАЯ ГРАФИНЯ ЮЛИЯ САМОЙЛОВА.
НО СЧАСТЬЕ ДЛИЛОСЬ НЕДОЛГО –
ДЕВУШКУ НАСМЕРТЬ ЗАТОПТАЛ КОНЬ.
Слайд 14
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
НАТУРЩИКИ ЕГО КАРТИН
ВСКОРЕ УМИРАЛИ.
ЕДВА
ХУДОЖНИК ВЗЯЛСЯ
ЗА ПОРТРЕТ
ФЕДОРА ТЮТЧЕВА, ТОТ
ТОЖЕ СКОНЧАЛСЯ. КОНЕЧНО,
ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ ДЛЯ СМЕРТИ
ИМЕЛИСЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ, – НО ВОТ СОВПАДЕНИЯ… ДАЖЕ МУЖИКИ, ПОЗИРОВАВШИЕ РЕПИНУ ДЛЯ ПОЛОТНА «БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ», ПРЕЖДЕВРЕМЕННО УМЕРЛИ
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
ПОРТРЕТ
А. Ф. ПИСЕМСКОГО
ЭТОТ ПОРТРЕТ
РЕПИН ЗАКОНЧИЛ
НЕЗАДОЛГО ДО
СМЕРТИ ПИСАТЕЛЯ
Репин
Композитор
Мусоргский
Портрет был выполнен
за четыре
дня - 2-5 марта 1881 года в
Петербурге, в больничной палате
Николаевского военного госпиталя.
Репин писал близкого ему человека,
уже зная, что Мусоргский болен
неизлечимо и его кончина близка —
Мусоргский умер 16 марта того же года.
В творчестве Репина это уникальный
случай, когда художник создал портрет
человека, находящегося перед лицом
" вечности" , наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое “ сословное амплуа”
Умерли в течение года после написания картин
Слайд 17 МИНИСТР СТОЛЫПИН
А КАК ТОЛЬКО РЕПИН
НАПИСАЛ ПОРТРЕТ
ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА
СТОЛЫПИНА,
НАТУРЩИКА ЗАСТРЕЛИЛИ
В КИЕВЕ.
Илья Ефимович Репин
Слайд 18 ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
ХИРУРГ ПИРОГОВ
Портрет хирурга Пирогова Репин
закончил
буквально за день до его кончины.
Преждевременная смерть
постигла
еще минимум восемь моделей
художника.
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
«МУЖИК
С ДУРНЫМ ГЛАЗОМ»
Известен случай, который повлиял на здоровье художника. Он произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком выступил родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл колдуном. Илья Ефимович написал портрет Радова и заболел.
«Я подцепил в селе проклятую
лихорадку, – жаловался Репин друзьям. - Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Слайд 20ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
«ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ НАДЕЖДЫ БОРИСОВНЫ НОРДМАН – СЕВЕРОВОЙ»
ОНА ПИСАЛА
РОМАНЫ, ПОВЕСТИ, ЭССЕ, ТРАКТАТЫ, ПОЯВЛЯВШИЕСЯ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ РЕПИНА. БЫЛА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ФОТОГРАФОМ В ТУ ПОРУ
Слайд 21
НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА, ВТОРАЯ ЖЕНА РЕПИНА, БЫЛА СКАНДАЛЬНОЙ ДАМОЙ, ОБЩЕСТВЕННИЦЕЙ, БЕЛЛЕТРИСТКОЙ И
СТОРОННИЦЕЙ РАСКРЕПОЩЕНИЯ ПРИСЛУГИ. ВСЮДУ В ДОМЕ НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА РАЗВЕСИЛА ОБЪЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИЗЫВАЛИ ГОСТЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ САМООБСЛУЖИВАНИЕМ, ВРОДЕ: „НЕ ЖДИТЕ ПРИСЛУГИ, ЕЕ НЕТ“ , „ВСЕ ДЕЛАЙТЕ САМИ“, „ДВЕРЬ ЗАПЕРТА“.
ГОСТИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ САМИ НАХОДИТЬ ЕДУ И РАЗЛИВАТЬ СЕБЕ СУП. НЕ УМЕЮЩЕГО СЛАДИТЬ С ЭТОЙ СЛОЖНОЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ ШТРАФОВАЛИ. ДЛЯ ЭТОГО НА СТОЛЕ ВСЕГДА СТОЯЛА КОРОБОЧКА ДЛЯ ДЕНЕГ. ВСКОРЕ ПОСЛЕ ТОГО КАК МУЖ НАПИСАЛ ЭТОТ ПОРТРЕТ, Г-ЖА НОРДМАН СКОНЧАЛАСЬ.
ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ РОКОТОВ
АЛЕКСАНДРА СТРУЙСКАЯ
КАК БЫ ВЫХОДИТ ИЗ ТУМАНА,
В КОТОРОМ, МОЖЕТ БЫТЬ,
СОКРЫТА КАКАЯ-ТО ТАЙНА,
КОТОРУЮ ХОТЕЛИ
ВИДЕТЬ В ПОРТРЕТЕ МНОГИЕ
ПОКОЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ.
«ПОРТРЕТ А.П. СТРУЙСКОЙ»
Слайд 23ЕЙ 18 ЛЕТ, ОНА ПЕРВЫЙ ГОД ЗАМУЖЕМ.
ХУДОЖНИК РОКОТОВ БЫЛ ВЛЮБЛЕН В
СТРУЙСКУЮ.
ВПРОЧЕМ, ЭТО МОГЛА БЫТЬ ПРОСТО КРАСИВАЯ ЛЕГЕНДА
ДА И ОБРАЗ СТРУЙСКОЙ СПОСОБСТВУЕТ ЭТОЙ ЛЕГЕНДЕ – ВРЯД ЛИ МУЖСКОЕ СЕРДЦЕ МОГЛО УСТОЯТЬ ПЕРЕД ТАКОЙ ЗАГАДОЧНОЙ КРАСОТОЙ.
МУЖ АЛЕКСАНДРЫ СТРУЙСКОЙ БЫЛ ПОЭТОМ И ПОСВЯТИЛ СВОЕЙ ЖЕНЕ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО СТИХОВ. В СТИХАХ ОН НАЗЫВАЛ ЕЁ САПФИРОЙ, А СТИХИ ЭТИ – СПЛОШНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ:
ПОЧТИТЬ ТВОИ КРАСЫ, КАК СМЕРТНЫЙ, Я НЕМЕЮ,
ТЕРЯЮСЬ Я В ТЕБЕ… ТОБОЙ Я ПЛАМЕНЕЮ.
(Н. СТРУЙСКИЙ «ЭЛЕГИЯ К САПФИРЕ»)
Слайд 24С ПОРТРЕТОМ СТРУЙСКОЙ СВЯЗАНЫ СТИХИ ЕЩЁ ОДНОГО ИЗВЕСТНОГО ПОЭТА, УЖЕ XX В. –
НИКОЛАЯ ЗАБОЛОЦКОГО,
КОТОРЫЙ НАПИСАЛ ИХ ПОЧТИ ЧЕРЕЗ 200 ЛЕТ ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА
ЛЮБИТЕ ЖИВОПИСЬ, ПОЭТЫ!
ЛИШЬ ЕЙ, ЕДИНСТВЕННОЙ, ДАНО
ДУШИ ИЗМЕНЧИВОЙ ПРИМЕТЫ
ПЕРЕНОСИТЬ НА ПОЛОТНО.
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ИЗ ТЬМЫ БЫЛОГО,
ЕДВА ЗАКУТАНА В АТЛАС,
С ПОРТРЕТА РОКОТОВА СНОВА
СМОТРЕЛА СТРУЙСКАЯ НА НАС?
ЕЕ ГЛАЗА – КАК ДВА ТУМАНА,
ПОЛУУЛЫБКА, ПОЛУПЛАЧ,
ЕЕ ГЛАЗА – КАК ДВА ОБМАНА,
ПОКРЫТЫХ МГЛОЮ НЕУДАЧ.
СОЕДИНЕНЬЕ ДВУХ ЗАГАДОК,
ПОЛУВОСТОРГ, ПОЛУИСПУГ,
БЕЗУМНОЙ НЕЖНОСТИ ПРИПАДОК,
ПРЕДВОСХИЩЕНЬЕ СМЕРТНЫХ МУК.
КОГДА ПОТЕМКИ НАСТУПАЮТ
И ПРИБЛИЖАЕТСЯ ГРОЗА,
СО ДНА ДУШИ МОЕЙ МЕРЦАЮТ
ЕЕ ПРЕКРАСНЫЕ ГЛАЗА.
Слайд 26
ОНА ВЫРАСТИЛА ПОРЯДОЧНЫМИ ЛЮДЬМИ СВОИХ ДЕТЕЙ (ИХ БЫЛО 18!) И МНОГОЧИСЛЕННЫХ ВНУКОВ,
«СБЕРЕГЛА ИМ ПРИСТОЙНО ИМУЩЕСТВО, ДОСТАВИЛА СПОСОБЫ НАУЧИТЬСЯ,
ОТКРЫЛА ПУТИ К ПРИЯЗНИ И УВАЖЕНИЮ МНОГИХ».
ЕЁ ВНУКОМ БЫЛ ПОЭТ А.И. ПОЛЕЖАЕВ.
ОНА УМЕРЛА НА 86-М ГОДУ ЖИЗНИ.
НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА, КАК СЧИТАЮТ ИСКУССТВОВЕДЫ, НЕ В СТРУЙСКОЙ, А В ВОСПРИЯТИИ ЕЁ ХУДОЖНИКОМ. ТАЙНА В ЕЁ ПОРТРЕТЕ – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ И ЗАГАДОЧНОМ ЖЕНСКОМ ОБРАЗЕ, СОЗДАННОМ ВЕЛИКОЙ КИСТЬЮ РОКОТОВА.
КОНСТАНТИН СОМОВ
«ДАМА В ГОЛУБОМ»
Третьяковская галерея
тут же захотела
приобрести «Даму»
для своей коллекции,
но этому неожиданно
воспротивилась сама
героиня картины,
написав Сомову
письмо.
«Дама в голубом»
и не имеете права
продавать мой портрет.
Я позировала Вам
для Вас, для чистого
искусства, а не для
того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою
душу и страдания деньги...
Я не хочу этого!
Оставьте портрет у себя
или сожгите его, если Вам
так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею...»
Слайд 29Но Константин Андреевич все-таки продал портрет Третьяковке,
а через год Елизавета Мартынова умерла.
Слайд 30
«...НА ПОРТРЕТЕ, СДЕЛАННОМ
ВЕЛИКИМ ЖИВОПИСЦЕМ,
ЧЕЛОВЕК БОЛЕЕ ПОХОЖ НА САМОГО СЕБЯ,
ЧЕМ ДАЖЕ НА СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ…,
ИБО ВЕЛИКИЙ ЖИВОПИСЕЦ РЕЗКИМИ ЧЕРТАМИ ВЫВЕЛ НАРУЖУ ВСЕ,
ЧТО ТАИТСЯ ВНУТРИ ТОГО ЧЕЛОВЕКА
И ЧТО, МОЖЕТ БЫТЬ, СОСТАВЛЯЕТ ТАЙНУ
ДЛЯ САМОГО ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА».
В. Г. БЕЛИНСКИЙ
Слайд 32 Список использованной литературы