Слайд 1«Воспитание любви к родному краю у учащихся начальных классов через знакомство
с русскими народными ремеслами и промыслами»
Творческий проект
Выполнили:
ученики 2 «В» класса Руководитель: учитель начальных классов Дунаев Наталья Борисовна
Слайд 3Цель работы:
1. Познакомиться с возникновением народного промысла Хохломы.
2. Изучить историю происхождения сувенира «Матрешка»
3. Учиться делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Проявлять аккуратность в работе, развивать фантазию и наблюдательность.
Слайд 4 Задачи:
Научить расписывать хохломскую матрешку, ложку и тарелку по
образцу, по шаблону.
Актуальность проекта:
Проект имеет особую значимость,
так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Я хотел а узнать, знакомы ли учащиеся с хохломской росписью и хотели бы они иметь вещи, украшенные хохломской росписью.
Слайд 5Хохлома
Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера
доброго
Слайд 6 Золотая хохлома
Один из народных промыслов России.
Слайд 8Хохлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи
изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем торгового села. Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры.
История развития промысла Хохломская роспись
Река Узола, вдоль которой расположены деревни, где родилась Хохлома.
Легенда
Давным-давно жил мастер икон,
который очень изящно рисовал
иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.
Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла.
Такова легенда.
Слайд 10Технология выполнения
Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие
шероховатости льняным маслом, а его обмазывают затем особым составом - вапой или грунтом Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл
Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную. Следом идет роспись художника. Последним таинством ведают лачила и печник. Лакированные в ручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160-180 градусов. Под пленкой закаленного лака все что было в росписи серебряным, становится золотым.
Это – «бельё».
Слайд 11Инструменты и материалы. Виды изделий.
Обычные их инструменты - тонкие кисточки,
которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.
Хохломская роспись выполняется масляными красками.
Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.
Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.
Слайд 12Основные цвета
Красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для
мелкой прорисовки - приписок.
Слайд 13Виды хохломской росписи
Хохломская роспись бывает двух видов: верховое
письмо и фоновое. Верховое письмо-это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо- это кудрина, роспись «под фон».
Слайд 14
Верховое письмо
Роспись «травка»
роспись под фон и кудрина
Слайд 16 Узор травка
Самые маленькие и тонкие травинки называют –
«осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима . Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки»-это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Слайд 17 Травный орнамент
Все элементы орнамента
располагаются на основном завитке (стебле, веточке). Плавной линией ведется «усик» слева на право, закругляем, второй «усик» проводим так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики». На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки».
Слайд 18 Роспись «под листок»
Разновидностью «травного» письма является роспись
«под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)
Слайд 19 Роспись «под фон»
Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем
каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.
Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи « под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.
Слайд 21 «Кудрина»
- пожалуй, самая трудная по технике выполнения
роспись. Её начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.
Слайд 22Современное состояние промысла
Угасавший в начале 20 в. Промысел
в современное время возродился; в 20-х — начале 30 х гг. мастера объединились вартели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.
Слайд 23 ФУКУРУМУ
У матрешки дед - японец
Слайд 25Матрешка –
символ материнства
Мать
Матрёна
Матрёшка
Слайд 26Сергиев-Посадская
Полхов-
Майданская
Семеновская
Традиционные матрёшки
Слайд 30В стиле росписи «Гжель»
В стиле росписи «Хохлома»
Современная матрёшка
Слайд 31Авторские
По мотивам современных
произведений
Слайд 38Заключение
Одним из наиболее древних промыслов на территории Нижегородской области
является хохломская роспись
по дереву. Возник он в селах, расположенных по
берегам реки Узола в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила
широкое распространение благодаря мастерам-старообрядцам, бежавшим сюда от
преследования властей. Хохлома - название большого торгового села, куда
мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил
название хохломской росписи.
Издавна в хохломской росписи использовались три цвета: красный, черный и
золотой, которые сохранились и поныне. Такая цветовая палитра обусловлена
технологией изготовления, а также имеет свой символический смысл. Сложился и
особый тип орнамента: «травка» - красные и черные стебли травы; «пряник» -
ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный черной и красной краской
толстыми линиями; «Кудрина» - цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под
листок», «под ягодку» - изображение ягод и листьев. истоки растительных
узоров хохломы в культуре Руси 17 века, периоде, названном «русским
узорочьем». Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы,
цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе
свет и добро.
В своем развитии роспись переживает несколько этапов.
Первый - конец 17- начало 18 века - становление промысла. Второй - 80 - 90
годы 19 века -- увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать уже
сложившиеся орнаменты, в качестве дополнительных появляются новые цвета:
коричневый, зеленый, желтый. небольшой период застоя, когда упал спрос на
изделия, сменился подъемом в 30-е годы 20 века. Тогда же формируются два
основных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются
стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой
ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота,
кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.