Слайд 1«В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из
молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного меда. В нем для них уготованы любые фрукты и прощение от их Господа. Неужели они подобны тем, которые вечно пребывают в Огне и которых поят кипящей водой, разрывающей их кишки?» (47:15)»
Слайд 2Тема: Ближний Восток
Тема урока: Образ рая в архитектуре мечетей
Урок МХК 10
класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1. г.Вилючинск
Слайд 3 План урока:
1.Особенности исламского искусства(общая характеристика).
2. Образ рая в архитектуре мечетей.
2.1.
Колонная мечеть Омейядов в Кордове.
2.2. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле.
3. Образ рая в декоре комплекса Регистан.
Слайд 41. Особенности исламского искусства (общая характеристика).
Арабо-мусульманская культура - обобщающее
название различных историко-региональных типов искусства, развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единой идеологией и религией.
Эволюция арабо-мусульманской культуры:
немусульманские элементы культуры:
традиции древнего персидского, сирийского, эллинистического, византийского искусства
арабское искусство - в V– VII вв.
мусульманское искусство, охватывая более значительные территории, достигает апогея в XIV-XVI вв.
Слайд 5 запрет на изображение живых существ
орнаментальные формы позволили успешно объединить
художественные и эстетические традиции разных народов, принимавших ислам
исключение сюжетных композиций
их замена геометрическим орнаментом
Слайд 6 создали своеобразную школу живописи и книжной миниатюры
использовали традиции персидского
искусства, эллинистической культуры, искусства коптов
сюжетные мотивы отвергались, а орнаментальные – перерабатывались.
Ислам
Суннизм
Шиизм
ортодоксальное течение ислама
неукоснительное соблюдение запрета изображения человека и животных
развивали поэзию и философию
Слайд 7Основа эстетики мусульманского искусства - понятие калама (арабск. kalam – письмо).
«Высший калам» – мировой разум, который «пишет на дощечке судьбу мира»
Конец XVIв:
графическое и каллиграфическое искусство арабов, передающее начертаниями магических фраз состояние космоса.
живописное, пейзажное искусство мастеров неарабского происхождения - рисовали красоту земли, гюлистана – райского сада.
Оба калама созданы Всевышним, дополняют друг друга: обороты поэтической речи, извивы философской мысли и изобразительно-орнаментальные формы мусульманского искусства развивались параллельно, впитывая различные национальные элементы.
Слайд 8Михраба – молитвенная ниша.
Помимо книжной миниатюры и росписи тканей с VIIIв.
развивалась орнаментальная резьба по ганчу(гипсу) и дереву, с XIIв. – по терракоте.
В XIII-XIVвв. стены мечетей и своды, ниши – михрабы – инкрустировали разноцветным мрамором, смальтой и полудрагоценными камнями.
Книжная миниатюра.
Резьба по ганчу.
Слайд 9 В архитектуре использовали витражи, резные мраморные решетки на окнах.
Поливные изразцы, с глазурью красного, голубого, желтого, зеленого цветов звездчатой формы при соединении образовывали сложный геометрический орнамент коврового типа.
Слайд 10 В изделиях художественных ремесел изысканная геометрия орнаментальных построений дополняется
эффектным контрастом материалов.
Курсий (столик для корана). XIIв.
Весь мир – поток
Метафор и символов узор.
Омар Хайям.
Слайд 112. Образ рая в архитектуре мечетей.
2.1. Колонная мечеть Омейядов в Кордове.
Колонная мечеть - первое крупное самостоятельное создание мусульманской архитектуры.
Исполинские колонны - счётом тысяча и триста -
Подпирают тяжкий купол Кордуанского собора.
Купол, стены и колонны сверху донизу покрыты
Изреченьями корана в завитках и арабесках.
Храм воздвигли в честь Аллаха Мавританские халифы.
Генрих Гейне.
Слайд 12716 г. Кордова - столица Аль-Андалуса - одной из провинций Дамасского
халифата
756г. Абдурахман I провозгласил независи-мость «западного ислама» и решил построить в Кордове «собственную» мечеть
785 г. начало строительства Мескиты (заняла место вестготского храма, который использовался как мечеть в первые годы владычества мусульман).
Слайд 13Как любой мусульманский храм, Большая мечеть Кордовы начинала строиться с киблы.
От Кордовы Мекка находится в 45 градусах на юго-востоке, однако кибла Мескиты направлена на 28 градусов на юго-восток. До сих пор нет единого мнения специалистов о причинах этой разницы.
Кибла –точно установленное направление из любой точки Земли в сторону священной Каабы, расположенной в Мекке в Аравии.
Слайд 14 из двенадцати дверей мечети, идущих по ее периметру, который территориально
определяет стена, напоминающая крепостную, самая древняя - Святого Стефана - украшает западный фасад.
главная - "Ворота прощения" - расположена в Северной стене.
Слайд 15 Архитектурно Мескита состоит из трех частей: Минарет, Двор омовений
и Зал молитвы.
С минарета, согласно мусульманскому ритуалу, муэдзины призывали правоверных на молитву пять раз в день.
Слайд 16Перед тем как перейти в зал молитвы, правоверный мусульманин должен очиститься
омовением пяти чувств, которые в исламской культуре считаются пятью дверями греха.
Для этого служил Двор омовений, получивший позже название Апельсинового двора.
Апельсины появились в XV в. (до этого в нем росли, по преимуществу, пальмы).
В XVIII в. к ним добави-лись кипарисы и оливковые деревья.
Слайд 17 Пространство Апельсинового двора окаймляется крытыми галереями, за исключением стороны, соединяющейся
с Залом молитвы, в который ведут 19 арок (сейчас 15 из них замурованы).
Слайд 18 наиболее характерная архитектурная особенность Зала молитв - использование колонн, пилястров
и двойных арок
при этом арки Мескиты расположены нестандартно - перпендикулярно кибле.
Слайд 19 здание Мескиты имело 11 нефов: в каждом ряду колонн
насчитывалось по двенадцать арок (в общей сложности 152 колонны).
пол мечети был окрашен альмагрой (оксид жедеза красного цвета) и покрыт звездами.
горизонтальный свод состоял из досок, прибитых перпендикулярно относитель-но балок.
Слайд 20 Капители колонн представляют собой комбинацию коринфского и смешанных стилей,
что привело их оформлению в отдельный стиль т.н. "халифской колонны".
Слайд 21 Большая арка в центре киблы расширенной мечети ведет в михраб,
пустую нишу священного значения, которая символизирует присутсвие в Мечети Пророка.
Михраб - маленькое восьмиугольное помещение с встроенным цоколем из белого мрамора с прожилками, в своей верхней части украшенное рельефным куфийским письмом.
Слайд 222.2. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле.
Самая знаменитая мечеть Стамбула -
мечеть султана Ахмеда - построена в 1609—1617 гг. архитектором Мехмедом-ага на месте бывшего дворца византийского императора, напротив Святой Софии.
Слайд 23 Миновав трое ворот во внутреннем дворе мечети, можно подойти
к внешней колоннаде из гранита, на крыше которой 30 маленьких куполов. Большой внутренний двор мечети окружен портиками. В центре его располагается шестиугольный фонтан, опоясанный шестью колоннами со стрельчатыми арками.
Слайд 24 Основание мечети - прямоугольник со сторонами 72х64 метра.
Купол диаметром у основания 33,6 метра лежит на барабане, который опирается на 4 полукупола. Все это поддерживается четырьмя мраморными столбами, диаметр каждого из которых равен пяти метрам.
Слайд 25 Боковые галереи образуются мраморными колоннами и стрельчатыми арками, которые
увеличивают и без того огромный молитвенный зал, отчего внутри мечети создается впечатление необыкновенного простора.
Слайд 26 свет из 260 окон увеличивает внутреннее пространство.
стены почти
от пола до верхнего ряда окон покрыты цветной майоликой, среди которой преобладает голубая.
Это дало мечети Ахмеда второе название -Голубая мечеть.
Слайд 27Михраб и минбар - кафедра для чтения проповедей - вырезаны из
белого мрамора.
Слайд 28 Пол мечети покрыт толстым, в основном выдержанным в красных
тонах ковром, однако доминирующее впечатление создается голубизной плиток.
Слайд 293. Образ рая в декоре комплекса Регистан.
Регистан - главная достопримечательность
страны, благодаря уникальному архитектур-ному ансамблю из трех медресе (школ)
«Регистан» переводится с узбекского как «место, покрытое песком» – на Среднем Востоке так называли любую центральную площадь города.
Слайд 30 Мирзо Улугбек (внук Тамерлана) - не только правитель, но и
покровитель наук.
сам имел блестящее образование, прикладывал все силы для развития культуры своей страны.
по приказу Улугбека в начале XV века на площади начали возведение первого медресе.
Слайд 31 Медресе Улугбека – самое старое медресе, на площади Регистан.
на территории школы были организованы мечеть и крупная обсерватория, что сделало город одним из важнейших научных центров Востока того времени.
высокий прямоугольный фасад и стрельчатая арка выполнены в лучших традициях средневековой архитектуры Среднего Востока.
Слайд 32 золотистые расписные стены выложены сложными мозаиками, основной геометрический орнамент сложен
из цветных глазурованных кирпичей.
сам портал украшает филигранная вязь, узоры «ислими» и десятиконечные звезды - свидетельство научной направленности комплекса.
Слайд 33 из каждого угла прямоугольного ансамбля в небо устремляются минареты
сохранилась
только половина их них, поскольку две башни были разрушены землетрясением примерно в XVIII в.
Слайд 34 Голубые купола медресе поражают воображение своим чистым цветом и ярким
сиянием независимо от времени дня.
Слайд 35 в закрытый квадратный двор выходят кельи учеников, а также двери
учебных аудиторий
здесь преподавали астрономию, богословие, философию, математику и различные естественные науки
одновременно в медресе могло учиться и проживать более сотни студентов
Слайд 36 медресе Шер-Дор называют «львиной» школой, поскольку стены украшены звериным орнаментом
располагается в восточной части Регистана, напротив медресе Улугбека и во многом повторяет ее архитектуру
Слайд 37узор центральной арки изображает двух хищников, устремившихся вслед за ланями
на
спинах каждого тигра - солнечный диск
стены архитектурного ансамбля покрыты глазированными мозаиками, росписями, цитатами из Корана.
Слайд 38Медресе возводился по новым технологиям, однако некоторое нарушение пропорций в будущем
спровоцировало разрушение основного купола
( восстановлен в ХХ в.)
Слайд 39 медресе Тилля-Кари (южная сторона Регистана)
название переводится как «Позолоченная школа»
фасад четко разделен на два этажа, два главных входа, оборудованны в глубокой стрельчатой арке
с левой стороны - крупный сияющий купол мечети голубого цвета
по бокам от фасада возвышаются изысканно отделанные минареты.
Слайд 40 в гамме преобладают золотые краски и роспись в стиле «кундаль»,
благодаря чему медресе и получил свое название
кроме традиционной вязи и геометрических орнаментов здесь можно увидеть множество растительных мотивов.
такой декор удачно разбавляет эффектные, но все же очень похожие здания двух других учебных заведений
Слайд 41В скором времени после завершения строительства землетрясение в городе разрушило главный
купол Тилля-Кари. (восстановлен в ХХ в).
Слайд 42Домашнее задание:
§ 34
Презентации*
Мечеть Скалы в Иерусалиме.
Мечеть Омейядов в Дамаске.
Мечеть Биби-Ханям в
Самарканде.