Слайд 1Театральное искусство и художник. Правда и магия театра
Методическая разработка учителя
ИЗО высшей категории МБОУ «Средняя школа № 50» г. Ульяновска
Жалеевой Е.В.
Слайд 2Цель
помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира
визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
Слайд 3Задачи:
Понимать виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного
компонента;
Овладевать средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Слайд 4Личностные результаты
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Слайд 5Метапредметные результаты
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Слайд 6Предметные результаты
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
Слайд 7Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы начали знакомство с театральным искусством.
Вам
было предложено подготовить презентации об истории театров.
Начнем мы со знакомства с историей нашего драматического театра.
Что нового вы узнали о нашем театре?
Слайд 8Актуализация
Почему мы верим актерам?
Почему мы плачем и смеемся?
Воспроизвести монолог матери из
папки
Воспроизвести монолог спекулянтки из папки
Слайд 9Что же помогает актерам быть столь убедительными?
Слово. Слово играет огромную роль
в искусстве актера. Слово - главный выразитель мысли. Грамотная выразительная речь способна передать всю сложность духовного облика современного человека. Богатый выразительностью голос может передать разные нюансы. Слово - орудие действия.
А что еще воздействует на зрителя?
Выразительность сценического движения также очень важна в работе актера. Мимика, жест. Природа актера - виртуозное владение своим телом. Через позу, жест, движение актер должен уметь выражать внутреннее содержание. Плавность и непрерывность движения создают пластичность. Очень важен психологический жест, который должен быть волевым, активным, четким, масштабным, рельефным.
Запись в тетрадь
Слайд 10Новый материал
К выразительным средствам театра относятся: музыка, свет, грим, мизансцена.
Атмосфера,
художественное оформление, композиция, ритм и т.д
Воздействие музыки на человека чрезвычайно велико, благодаря ее сценическим свойствам.
Вспомогательными выразительными средствами являются: Грим, парик, наклейки, костюм, которые подчеркивают и дополняют по смежности или контрасту образ.
Запись в тетрадь
Слайд 11Георгий Милляр – самая лучшая Баба Яга. Георгий Милляр — Баба-яга
«Морозко»
Слайд 12Олег Табаков — Мисс Эндрю. Мэри Поппинс, до свидания!
Слайд 13Сергей Безруков — Владимир Высоцкий. Высоцкий. Спасибо, что живой
Слайд 14Костюм должен подчеркивать образ это решение образа, в котором отображены биография
человека, характер, национальность, характерные черты времени. Очень важно, чтобы грим был не просто внешним косметическим средством, а внутренним психологическим содержанием образа.
Еще одним очень важным выразительным средством театра является художественное оформление, с помощью которого обдумывается решение занавеса, возможность вращающейся сцены, ее приподнимания, использования люков и т.д.
Интерьер должен соответствовать характеру действующих лиц. Художник должен уметь образно раскрыть пьесу. Таким образом, выразительных средств очень много.
Слайд 16По замыслу режиссера и художника мы переносимся в другое время
Слайд 19 Борис Мессерер . Декорация к опере «Кармен»
Метафорическая декорация
Слайд 20Выберите из перечисленных выразительных средств те, которые связаны с художником.
Это грим,
костюм, оформление сцены, занавес, интерьер.
Театральная постановка создаётся из огромного количества важных элементов, среди которых не только пьеса и актёрская игра артистов. Не менее важны для успеха спектакля и декорации, основная роль которых – создание пространства для происходящего на сцене действия. Театральные декорации – незаменимый атрибут любой постановки, который придаёт ей особый шарм.
Слайд 21Какую роль играют театральные декорации в театрально-декорационном искусстве
Театрально-декорационное искусство, иначе называемое
сценографией, является одним из специфических видов изобразительного творчества. Его главное назначение – визуализация той среды, в которой происходят события в спектакле, и внешнего вида действующих лиц. Для этой цели создаются театральные декорации и костюмы героев.
Не менее важны и такие оформительские элементы, как правильное освещение и реквизит. Все эти средства объединяются в единое целое, передавая характер действия и замысел всего спектакля.
Можно сказать, что создание театральных декораций имеет такую же древнюю историю, как и сам театр. Художественное оформление очень быстро стало постоянным атрибутом театральных представлений, и сейчас мы практически не можем представить себе спектакль на пустой сцене.
Слайд 22Декорация должна создать образ того места и времени, к которым относится
действие в спектакле. Композиция театральных декораций, их цветовое решение и другие характеристики зависят от многих факторов.
Помимо содержания к ним относятся скорость смены места действия, особенности восприятия предметов на сцене с точки зрителей, возможности и особенности освещения и многое другое.
Прежде чем пространство сцены будет оформлено, необходимо создать эскизы театральных декораций. Именно на этом этапе прорабатываются все детали будущих декораций с целью достижения наибольшей выразительности и целостности.
Что касается мастеров сценографии, их эскизы рассматриваются не только как база для оформления сцены, но и как самостоятельное художественное произведение, отличающееся авторским стилем и своеобразием.
Слайд 23Театральная декорация состоит из множества частей. Это и обрамляющие элементы, и
занавес, и объекты, находящиеся на сцене, а также кулисы, фон и т.д.
Театральные декорации создаются несколькими способами, в частности с помощью изображений и объёмных деталей.
В русском реализме живописные элементы являются преобладающими.
Очень важно, чтобы плоскостные элементы и объёмные объекты вместе создавали целостную и живую картину места действия.
Помимо основных, традиционных способов изображения среды, появляются новые и современные. Среди них – проекции, ширмы, драпировки и многое другое.
Впрочем, современные способы оформления сцены не вытеснили живопись, которая так или иначе присутствует практически в любых декорациях.
Разнообразие форм создания реальности лишь позволяет специалистам выбрать наиболее подходящие согласно содержанию и стилю спектакля.
Слайд 24Основные виды театральных декораций
Выделяют два вида декораций для театральных постановок: жесткие
и мягкие. Жесткие декорации также делятся на огромное количество разновидностей. В первую очередь, они бывают объёмными, полуобъёмными и плоскими. Также выделяют обыгрываемые декорации, с которыми актёры взаимодействуют во время спектакля (предметы мебели, лестницы, деревья и т.д.), и не обыгрываемые, которые лишь служат фоном.
Слайд 25Основные виды театральных декораций
Мягкие декорации делят на живописные, аппликационные, драпированные и
гладкие. Разнообразие используемых материалов очень широко: применяют практически все виды тканей. Театральные декорации делают из холста, бархата и тюля. Активно применяются также синтетические и нетканые материалы. Основные приёмы и правила, согласно которым создаются театральные декорации, были разработаны ещё на заре этого искусства. В наши дни до сих пор основой большинства жёстких декораций является декорационная рама, придуманная более века назад. С её помощью создаётся огромное количество оформительских элементов, в частности стены и потолки. Мало изменились также и принципы пошивки задников и кулис.
Слайд 26Какие бывают театральные декорации в зависимости от содержания
Повествовательные
Такие театральные декорации
подразумевают создание
художником реального пространства для действий героев.
Благодаря ему сцена становятся тем местом, где живут и
действуют персонажи спектакля.
Метафорические
Этот вид декораций не включает конкретных предметов мебели
или окружающего героев пространства, однако помогает передать
дух и характер постановки.
К этой цели стремится специалист, создавая пластические метафоры.
Существуют разные способы создания метафорических декораций и
возможности для их взаимодействия с персонажами.
Слайд 27Повествовательная декорация
Эскиз декорации для оперы «Пиковая дама»
Слайд 28Живописные
Под этим названием подразумевается не визуальная характеристика театральных
декораций, а то, что основным способом их создания выступает именно живопись. В большинстве своём это будут плоскостные декорации, на которые художник наносит разные изображения. Во-первых, это может быть попытка изобразить реальное пространство (пейзаж или интерьер) без использования трёхмерных элементов. Во-вторых, это может быть какой-то условный фон, так или иначе подходящий под смысл и идею спектакля. Изобразительное искусство может помочь минимальными средствами, но при этом максимально точно передать дух происходящего на сцене с помощью фоновых изображений.
Конструктивистские
Некоторым современным спектаклям очень подойдут театральные декорации конструктивистского типа. Они не изображают пространство действия в традиционном понимании, а лишь предоставляют для актёров некую конструкцию. Например, это могут быть несколько площадок разной высоты, между которыми персонажи будут перемещаться с помощью лестниц.
Слайд 29Александр Яковлевич Головин. 1916. «Берег Волги». Эскиз декорации первого акта постановки драмы
А. Островского «Гроза».
Живописная декорация
Слайд 30Конструктивистская декорация Б.А.Мессерера к балету «Иван Грозный»
Слайд 31Архитектурно-пространственные
В таких декорациях важнейшим элементом является пространство сцены.
Конструкция, устанавливаемая на сцене, относится к нему как к нейтральному фону. При этом действие сосредотачивается на самой конструкции, которая при этом максимально использует глубину сцены.
Динамические
Во многом динамические театральные декорации похожи на архитектурно-пространственные, поскольку в обоих случаях основой является движение.
Однако выделяют отдельный вид оформления пространства сцены, называемый динамическим, на основании такого критерия как функция движения. В предыдущем виде декораций движение призвано развернуть перед зрителем единую установку, а в данном виде подразумевается, что движение является центральным средством выразительности, на котором основывается весь спектакль.
Слайд 32Архитектурно-пространственная декорация.
Декорация сцены «Театро Олимпико» в Виченце. 1580–85. Архитектор В. Скамоцци
Слайд 33Марк Фишер представил проект «U2 360°» — круглую сцену
Слайд 34Световые
Вообще, свет преображает любые театральные декорации, поэтому владение
этим инструментом в сценографии очень важно. Однако профессионалы понимают, что свет может выступать не только вспомогательным средством, помогающим правильно подать дизайн сцены. В некоторых случаях он может играть одну из ведущих ролей наравне с другими способами оформления. Так можно говорить о «декорациях», средствами создания которых служит световое оборудование.
Проекционные
В современных театрах используются театральные декорации, создаваемые с помощью специального оборудования. В этом случае на первый план выходит не мастерство художника и архитектора, а качество проекционной аппаратуры и экрана. Их преимуществом является возможность полностью заменить собой объёмную декорацию.
Слайд 36Игровые
Этот вид театральных декораций возник очень давно,
когда театр как вид искусства переживал стадию становления. Героями того времени были бродячие актёры, которые показывали свои спектакли на разных городских площадках. Естественно, они не могли создать полноценное и цельное оформление сцены. Основой декораций были предметы, являющиеся частью сюжетного действия. Актёры сами приносили их на сцену, меняли, импровизировали с предметами и т.д.
Внерамповые
Это своеобразный подвид игровой декорации, предназначенный для внерамповых спектаклей. Подразумевается, что сценическое пространство находится в зрительном зале. В чистом виде эта форма декораций применяется не часто. Различные виды сценического оформления пересекаются между собой и взаимодействуют, каждый раз создавая нечто оригинальное, поэтому первичные свойства различных средств бывает трудно проанализировать. Однако стоит выделять различные формы театральных декораций, чтобы показать разнообразие приёмов оформления сцены.
Слайд 37Определите вид декораций:
Закрепление материала на практике
Повествовательная
Метафорическая
Живописная
Конструктивистская
Архитектурно-пространственная
Динамическая
Световая
Проекционная
Игровая
Внерамповая
Слайд 40Ключ к проверке задания
А-1;
Б-3;
В-2;
Г-4;
Д-7;
Е-8;
Ж-9;
З-5;
Слайд 41Рефлексия
Когда возникает магия театра?
Магия возникает только в том случае,
когда все средства выразительности: слово, игра актеров – пластика, работа сценографа, свет, музыка – все будет гармонично объединено в художественном образе, которому поверит зритель.
Слайд 42Практическая работа:
Сделать эскиз декораций к спектаклю «Буратино» в любом из выбранных
видов.
Слайд 43Домашнее задание:
Закончить эскиз в цвете.
Прочитать пьесу А.Островского «Снегурочка» или посмотреть одноименный
фильм
Слайд 44Источник информации
http://vifsaida.com/
http://www.muzcentrum.ru/news/cat16/
http://mrvov.ru/category/poleznaya-informatsiya/
Слайд 45Сценическая конструкция для спектакля «Великодушный рогоносец» в постановке Вс. Мейерхольда, 1922 год
И.
Глазунов. «Спальня графини». Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». 1982
Эскиз декорации к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт". Н.К.Рерих
Спектакль американского хореографа Каролин Карлсон «Now» («Сейчас»).
Мюзикл рок-опера «Преступление и наказание». Компания Polymedia, партнёр Театра мюзикла разработала проект по интеграции в спектакль инновационного решения — 6D-видеомэпинга.
Световые или виртуальные (синтезируемые на компьютере) декорации.
Активная игровая декорация