Слайд 1«Зачем людям украшения»
Презентация для уроков изо Патока М.Е. г.Беслан
Слайд 2Костюм и одежда – это не синонимы. Понятие «костюм» шире, оно
включает в себя все, что искусственно изменяет человека. Костюм-это одежда, прическа и всякие украшения, которые человек надевает на себя . Люди украшали себя с давних времен , тем самым они пытались защитить себя и устрашить врагов . Декоративные узоры и знаки , изображенные в вышивке , чеканке, гравировке, воплотили в себе древние представления людей об окружающем мире.
Слайд 3ОБУВЬ
Ученные считают, что обуваться люди стали около 150-200 веков назад .В
античном мире к ноге привязывали подошву –кусок сандалового дерева, отсюда и название – сандалии .В Древнем Египте обувь делали из папируса , плотных листьев пальмы . В Японии женщины надевали на ноги деревянные скамеечки - гэта. В Голландии деревянные башмаки ( кломпы ) выдалбливали в виде лодочек, что удобно при влажном климате.
Слайд 4Самый древний ботинок был найден недавно на юге Армении в пещере
. Размер ботинка 37 сделан из кожи, снабжен шнуровкой и набит травой .Находке 5 тыс .лет.
Слайд 5Обувь не всегда служила практическим целям. Высокий каблук делал фигуру выше
и стройней. У средневековых испанок высота каблука достигала 30 см . Передвигались они с помощью поддерживающих их служанок.
Слайд 6Кавказские ичиги – высокие сапоги из мягкой натуральной козлиной кожи, с
мягким носком и внутренним жестким задником.
Изготовлялись без каблука, на мягкой подошве без застежки, так чтобы обувь плотно облегала голенище и фиксировалась ремешком под коленом.
Чтобы ичиги можно было носить в холодное время года изнутри их обшивали овчиной или войлоком.
Ичиги различались по цвету – в основном черные или коричневые.
Слайд 7ПОЯС
Одним из первых элементов одежды стал пояс. Пояс важная часть костюма.
У многих народов пояс был символом мужества.
Слайд 8С давних времен на Руси поясу придавалось особенное значение. Мужчина без
него не мог появиться в обществе, так как это считалось весьма неприлично. Лишение человека пояса приравнивалось к лишению его чести. Издавна пояс считали оберегом он приносил удачу и благополучие своему обладателю.
В старинных рукописных книгах по народной медицине рассказывается о поясе следующее, что его носят на голом теле, для того чтобы спастись от различных колдунов и всякой нечисти. И так этот оберег помогает, что ни одно колдовство не подействует.
Слайд 9Ни одна свадьба и сватовство в прошлом на Руси не обходилось
без поясов. Обряд передачи пояса невестой жениху, символизировал принятия предложения, и девушка уже не могла изменить свое решение и отказаться от него. Ко дню свадьбы невеста для жениха должна была сама выткать шерстяной пояс, основным цветом в нем был красный, он служил талисманом и охранял от сглаза и разнообразных приворотов иных женщин.
Слайд 10В славянской культуре вышивка имела большое значение. Она являлась не просто
украшением одежды, предметов быта, но и являлась оберегом. Каждый орнамент, цвет, расположение вышивки на одежде имело свое значение.
Черный - символизирует землю. А земля - это кормилица.
Красный - этот яркий красивый цвет означает радость, страсть, любовь
Белый цвет – цвет непорочности, святости, источник чистоты.
Синий - цвет небосвода и воды. Является символом очищения, душевного спокойствия .
Слайд 11Японская культура по сей день сохранила в одной из граней своего
быта традиционную одежду.
А неотъемлемым дополнением к японскому Кимоно, конечно же, является широкий пояс .
Оби – японский пояс, которым стягивали кимоно и кэйкоги. Мужской пояс десять сантиметров в ширину и длиной около трех метров,
Слайд 12Женский оби достигает 30 сантиметров в ширину и 4 метров в
длину, весит около килограмма. Пояс завязывается сложным большим декоративным бантом на спине, и обычно стоит дороже самого кимоно. Существует много разнообразных способов завязывания оби в виде бабочки, конверта, в виде длинного ниспадающего до земли шлейфа - для молодых девушек. Есть сложные правила этикета о том, какие оби можно носить в каких ситуациях, и каким бантом их следует завязывать.
Слайд 13Идея вечного движения мироздания, переданная через фигуру свернувшейся золотой пантеры и
барса.
Свернувшийся БАРС. Поясная пряжка.
Курган Арджан. Тува. VIII в. до н. э.
ПАНТЕРА. Поясная пряжка. Золото.
Сибирская коллекция. VI – V вв. до н. э.
Золото символизировало у народов скифского мира бессмертие, всемогущество, свет и солнце.
Как и все древние народы скифы большое символическое значение придавали поясам.
Слайд 14ПОЯСНАЯ ПРЯЖКА. Сибирская коллекция. Золото. IV в. до н. э.
На
поясной пряжке изображена БОГИНЯ, восседающая у Мирового древа, в ногах у которой прилегла душа прибывшего к ней всадника.
Слайд 15Огромное значение имел головной убор для осетин, но не менее значимым
был ремень на талии (рон) Ремень начинали носить в возрасте десяти лет. Было стыдно ходить распоясанным. Изготовлялись ремни из кусков крашенной кожи. Металлические бляхи делались из железа, меди, серебра и золота.
Находясь дома, или за работой у осетин на ремне обязательными были нож или кинжал. Но во время свадеб особо ценились на ремнях сабли и пистолеты.
Слайд 16Головной убор
Особое место в костюме занимал головной убор. Слово «убор» означает
убрать, т.е. украсить. У древних народов головной убор имел больше символическое значение ,чем функциональное.
Двойная шапка египетского фараона символизирует его власть над Верхним и Нижним Царством.
В Средней Азии хана венчали белой войлочной шапкой с черными полями, она символизировала власть хана над заснеженными вершинами гор и черными землями долин.
Слайд 17Древние греки венчали головы героев и богов лавровым венком. Кумир становился
лауреатом ,т.е. «увенчанный венком», как бог света и искусств Аполлон. И другие символические растения украшали головы римских любимцев . Юпитер носил дубовый венок , Плутон -кипарисовый , Минерва (богиня мудрости ) – оливковый , Вакх ( бог виноделия )- из виноградной лозы и хмеля.
Слайд 18В головном уборе китайских правителей – мандаринов –важен шарик на маленькой
шапочке. У вельмож 1 класса шарик должен быть рубиновым, 2 класса –коралловым, 3 класса – сапфировым.
Слайд 19Большим разнообразием у осетин отличались головные уборы. Носить их начинало все
мужское население Осетии с трех лет, это означало, что мальчик стал настоящим мужчиной. Запрещалось играть головным убором, небрежно его носить, это был позор для себя, для семьи, для фамилии, всего села.
Головные уборы делились по временам года. Летом осетины носили войлочные шляпы(нымæт худ), обычно белого, серого или черного цвета, с большими полями, которым придавали самую различную форму. Особенно славились тонкие войлочные шляпы из белого козьего пуха(тинтычъи худ), они считались праздничными.
Зимним головным убором служили большие овчинные и барашковые папахи(уæлдзарм худ).
Слайд 20Короли ,цари и императоры назывались коронованными особами лишь с момента коронации
– водружения на голову короны , главного символа королевской власти. В Оружейной палате выставлена знаменитая шапка Мономаха , которой венчали первых правителей Руси. Состоит из 8 золотых пластинок ,увенчана «яблоком» с четырьмя камнями: рубином , жемчугом , голубым и желтым сапфирами. Оторочена шапка соболиным мехом.
конец XIII — начала XIV века
Слайд 21«Кто есть кто»
Не только пояс и головной убор определяли статус человека.
На вопрос кто есть кто отвечает весь ансамбль костюма человека и до нашего времени.
В Древнем Вавилоне чем выше должность и социальное положение человека, тем длиннее рубаху он мог носить.
У ассирийцев сан человека определяла ширина бахромы платья.
Слайд 22В Древнем Египте ученого , грамотея отличало длинное страусиное перо ,прикрепленное
к его облачению.
В Юго-Восточной Азии ученые выделялись черными халатами и громадными зонтами.
Слайд 23 Шотландский король носил семицветную одежду, его придворные имели право использовать
в одежде 5 цветов, остальные дворяне 4 цвета , простые люди одевались в однотонную одежду.
Слайд 24Логотипы и эмблемы футбольных команд Англии
Футбольные команды выбирают свои цвета вымпелов
.эмблем и формы, в те же цвета часто одеваются их болельщики на соревнованиях , что символизирует единство и поддержку . В Англии , где множество различных клубов , принадлежность к какому-либо из них определялось по характерному галстуку , а их запатентовано в Англии ни много ни мало 20 тысяч образцов.
Слайд 26Форма в армии имеет особое значение. С давних времен во время
сражений необходимо было отличать чужих от своих, род войск и высшие и низшие чины.
Слайд 27ВЫВОДЫ:
Одежда имеет важное значение в жизни человека , определяет его статус
и род занятий , создает имидж человека , подчеркивает его индивидуальность.