Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
ст. Новомалороссийской Выселковского района
Презентацию
выполнила
Ундина Раиса Хусаиновна
председатель методического
объединения
учителей ОРКСЭ и ОПК
Выселковского района
2012 год
Слайд 2Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Слайд 3Киево-Печерская Лавра - одно из самых древних и драгоценных сокровищ Киевской
Руси. Это православный мужской монастырь в городе Киев.
Киево-Печерская лавра
основана преподобным Антонием в середине
XI века.
Слайд 4Святой Антоний Печерский
Игумен Святой горы Афон постригает Антония
в монахи и благословляет возвратиться на Русь.
Св.Антоний.
Покров.
Слайд 5 В первой половине XII века священник из села
Берестово Илларион, выкопал себе пещеру на близлежащих холмах, для уединения и молитвы. Который впоследствии стал первым митрополитом Киевским и духовником Ярослава Мудрого. Когда его келья опустела сюда пришёл монах Антоний , после паломничества на гору Афон, родом из Любеч. И продолжил дело Иллариона поселившись в его келье. Благочестие и уединённая жизнь монаха привлекла внимание людей, через некоторое время у него появились последователи . Которые ископали для себя кельи соединённые с его и были устроены первые пещерные церкви , когда число учеников Антония достигло
12- ти , он спустился вниз и выкопал для себя новую келью для уединения, положив основания новым пещерам назваными Ближними или Антониевыми. Среди учеников был священник Феодосий, избранный позже печерским игуменом, в честь которого были названы Дальние пещеры. В 1062 году Антоний испросил у князя Изяслава Ярославича весь холм для устроения монастыря и, получив изволение, была построена церковь, и монахи были переселены в наземные строения.
Слайд 6С.Бутусова. Преподобные Антоний
и Феодосий Печерские.
Киево-Печерская Лавра явила миру великий сонм святых. Ученики основателей Лавры, преподобных Антония и Феодосия, стали, в свою очередь, основателями других обителей на Русской земле.
Слайд 7Феодосий Печерский с житием. Икона 17века.
Преподобный Феодосий превосходил
всех смирением и трудами, чем снискал всеобщую любовь. По его благословению в Печерской обители был введен монастырский устав, привезенный из Константинополя и со временем принятый во всех русских обителях.
Слайд 8 С этой поры на Руси определились два рода
монашеской жизни по двум ее образцам, явленным преподобными Антонием и Феодосием. Первый — это отшельничество в пещерах и затворах, подвиг особо трудный и высокий. Второй — иноческое общежитие, воспитывавшее у братии такие необходимые для монаха добродетели, как терпение, смирение, послушание, братская любовь, отсечение своей воли и всецелое подчинение настоятелю, старшей братии и правилам монастырского устава.
Слайд 9 На протяжении столетий главной достопримечательностью Лавры почитаются пещеры, в
которых подвизались святые основатели русского монашества. За тысячелетие здесь побывало несчетное количество паломников. Впервые пещеры Киево-Печерской Лавры упоминаются в "Повести временных лет" преподобного Нестора Летописца в летописи 1051 года.
Слайд 10В Дальних Пещерах находится келья преподобного Феодосия , в которой из
«мебели» всего две каменные лежанки с двумя каменными «подушками», лампадка и вазочка с цветами.
Слайд 11Чуть дальше небольшая пещера, в которой на полках – в прозрачных
сосудах с крышкой или таких же металлических хранятся – мироточивые главы – человеческие черепа, которые непостижимым (науке) способом источают особое благоуханное кристально прозрачное масло – миро. Это масло, действительно, имеет чудесные свойства исцелять недуги. Для совсем уж скептиков отмечу, что анализ мира, взятого от разных глав, показал, что это – высокоочищенное масло неизвестного происхождения, содержащее белок очень сложной структуры, синтез которого искусственным путём невозможен.
Слайд 13 Сначала в этих пещерах располагались монашеские келии монастыря, позднее
в
них стали хоронить лаврских подвижников, печерских старцев, известных деятелей церкви и культуры.
Слайд 14 Лабиринты Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской лавры являются системой
подземных коридоров высотой 2-2.5 метра и шириной до 1.5 метров.Длина Ближних пещер - 383 метра, Дальних - 293 метра. Оба лабиринта залегают на глубине от 5 до 20 метров. Самой большой ценностью лаврских пещер являются нетленные мощи 122 святых Божиих угодников, среди которых первый летописец и основатель школ преподобный Нестор, первый русский иконописец преподобный Алипий, былинный богатырь Илия Муромец , апостол, первомученик и архидиакон Стефан , святые целители, воины и выдающиеся церковные деятели.
Слайд 15Мощи преподобного Илии Муромца Печерского,
почивающие в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры
День
памяти - 1 января
Слайд 16Преподобный Агапит Печерский – монах Киево-Печерской лавры, великий святой Киевской Руси,
врач безмездный, покровитель медицины. Святой Агапит, считающийся первым лекарем Киевской Руси, прославился своей безвозмездной помощью больным, приобрел большую известность исцелением тяжелобольных с помощью молитвы и зелья, которое принимал сам и давал больному. Возле мощей святого, которые хранятся в Киево-Печерской лавре, и по сей день совершается множество исцелений и удивительных чудес.
Слайд 17Храмы Киево-Печерской лавры
До нашего времени сохранилась изначальная планировка
лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.
Слайд 18 Главный вход в Лавру — Святые врата. Они находятся
в углублении, образованном в западной стене ограды. Стены этого уступа покрыты росписями с изображениями преподобных отцов Печерских Ближних и Дальних пещер. С левой стороны от входа изображен прп. Антоний с иконой Успения Божией Матери в руках, окруженный святыми Печерскими угодниками, почивающими в Ближних (Антониевых) пещерах; а с правой — с крестом в руке, прп. Феодосий со святыми, почивающими в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Через Святые врата входили в Лавру только пешком, никто не смел въезжать в них.
Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого, сын Черниговского князя, принявший постриг в Киево-Печерской Лавре и исполнявший в течение трех лет послушание вратаря при Святых вратах. Ныне его мощи нетленно почивают в Ближних пещерах.
Слайд 19Главный храм Киево-Печерской лавры ― Великая Печерская Церковь (Успенский собор) ―
находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней лавры. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни лавры всегда хранились в Великой Церкви.
Слайд 20 Икона «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» - одна из древнейших явленных икон
в Русской Православной Церкви. По преданию, Сама Божия Матерь вручила икону «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» четырём византийским зодчим, которые в 1075 году принесли образ преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Прославлена многими чудесами.
Однажды утром к каждому из них явились посланные благообразные юноши и возвестили, что их зовет Царица во Влахернский храм. Поспешив туда, зодчие действительно увидели Царицу, окруженную воинами. Она сказала им: «Я хочу построить Себе церковь на Руси, в Киеве». Она дала им золото на построение храма, мощи семи святых мучеников, которые велела положить в основание и показала храм, какой должен быть построен. Когда зодчие спросили, к кому им идти в незнакомой стране, Царица показала им преподобного Антония ( 1073 г.; память 10/23 июля) и преподобного Феодосия ( 1074 г.; память 3/16 мая) и сказала, что Сама наградит строителей, как никто другой. Она дала мастерам икону преславного Своего Успения. Вот эту-то КИЕВО-ПЕЧЕРСКУЮ икону Богородицы и принесли зодчие, прибыв в Киев. Они нашли преподобных Антония и Феодосия, которых показала им в далеком Константинополе Царица, но преподобные сказали, что они уже очень давно не выходили из монастыря. Долго не могли выбрать место для строительства храма, и Господь Сам чудесным образом указал, где строить. И была воздвигнута дивная церковь Печерская, «небеси подобная».
Слайд 21 Иконографическая особенность иконы Божией Матери «КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ» («УСПЕНИЕ» КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ) –
перед одром Божией Матери стоит Евангелие.
В 1941 году после взрыва немецкими войсками Успенского собора Киево-Печерской Лавры след чудотворной иконы БогоМатери теряется. В настоящее время список (копия) древней иконы находится в Крестовоздвиженском храме Лавры. Образ расположен над царскими вратами, имеет такой же круглый киот, как и оригинал утраченной иконы. После каждой Литургии святая икона, которая также является чудотворной, по древнему обычаю опускается для поклонения.
Слайд 22 Расписывали Успенскую церковь греческие иконописцы. К сожалению, ни
древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой.
Слайд 24Выйдя из лавры через Экономические ворота
и удалившись немного в северном
направлении,
можно увидеть церковь Преображения Господня,
чаще называемую Спаса на Берестове, ―
ценнейший архитектурный и исторический памятник,
внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской лавры,
в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
Слайд 25 Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле
храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь).
Сохранившаяся доныне церковь
преподобных Антония и Феодосия,
соединенная с
двухэтажной братской трапезной,
построена в 1893-1895 гг.
Слайд 26Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника лавры, рядом с которым
стоит самое высокое и величественное здание лавры ― Великая лаврская колокольня, построенная в 1731-1745 гг.
Слайд 27 Экономическая улица соединяет Великую церковь с Северными, или Экономическими,
воротами, которые использовались прежде для хозяйственных нужд монастыря. Ворота венчает надвратная церковь Всех святых, построенная в 1696–1698 гг. иждивением гетмана Ивана Мазепы. Многие монастыри и храмы того времени, в том числе и лаврские, восстанавливались и строились на пожертвования духовенства и казацкой старшины. На северном фасаде храма в 2000 г. восстановлен герб Ивана Мазепы.
Слайд 28 В 1902—1903 гг. по проекту архитектора Евгения Ермакова на
месте старых строений был построен двухэтажный аптечный корпус с колокольней. Эта аптека была крупнейшей в Киеве и пользовалась в городе большой популярностью. В настоящее время в этом здании расположена Государственная историческая библиотека. В церкви и других корпусах больничного монастыря
расположены служебные помещения заповедника.
Слайд 29 Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696
г. на средства родственника гетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века.
Слайд 30 Каждый храм Киево-Печерской лавры имеет свою историю и свой
неповторимый образ, сложившийся под влиянием разных эпох и присущих стилей. Но ни времена, ни изменчивость архитектурных стилей не угасили древний молитвенный дух лаврских церквей. Сегодня в возвращенных монастырю храмах святой лавры вновь совершаются богослужения, возносятся молитвы. Великие творения рук наших благочестивых предков вновь ожили и принимают под свои своды души, жаждущие истины и духовного утешения.