Слайд 2Классицизм
Стиль классицизм сформировался в ряде западноевропейских государств в 17 веке, чуть
позже – в России. Появление классицизма связано с этапами наивысшего развития монархического строя этих государств, прежде всего абсолютизма во Франции.
Слайд 3 Французское искусство можно считать флагманом классицистической идеи, основополагающими характеристиками которой являются
-
ориентация на античную классику,
- движущее начало разума, рационализм мировосприятия, ярко выраженный в философских воззрениях Рене Декарта, его исследования математических основ построения мира стали краеугольным камнем идеологии нового стиля,
- закономерность, ясность, логика, строгая иерархия и красота мастерства, проявившаяся в живописи (Н.Пусен, М.Лосенко, Ж.-Л.Давид), скульптуре (М.Козловский, Ж.Гудон), литературе (Ж.Б.Мольер, Р.Корнель, Г.Р.Державин)
Слайд 4Архитектура классицизма, в который раз (после Ренессанса), обращаясь к неисчерпаемому наследию
античности, выполняла социальный заказ монархического государства. Классические сооружения и их ансамбли должны были подчеркивать логичность и величие статус-кво. Эту работу произведения классицизма выполняли. Но теперь, спустя много лет стало совершенно очевидным, что утилитарная идеологическая роль искусства и архитектуры классицизма в плане социальной пропаганды – лишь малая часть колоссального историко-культурологического потенциала этого стиля. Присущие любому произведению классицизма бесспорные красота и величие оказались теми незаменимыми качествами, которые, надо полагать, еще долго будут оставаться надежными реперами развития цивилизации. Неудивительно, что самые бурные модификации социального устройства в Западной Европе и тем более в России всегда считались с величием и красотой классицизма. Самые ярые критики догмата классицизма до сих пор так и не нашли, чем заменить классическое образование в искусстве.
Слайд 5 Хрестоматийные признаки архитектуры классицизма – продуманная симметричная композиция, меру торжественности и
величия которой определяет, отчасти, неизменный портик с колоннадой греческого или римского ордера и фронтоном с барельефами. Типичные детали – акцентированные лестницы, классический античный декор, в общественных зданиях - купол. На фоне пастельного тона стен хорошо виды важнейшие белые элементы здания.
Слайд 6 Первые памятники классицизма построены в Англии. Выдающийся зодчий И.Джонс оставил
нам Квинс-хауз в Гринвиче (1635 г.), ансамбль площади Ковент-Гарден в Лондоне (1630г.) Эти постройки поражают лаконизмом и чистотой классической архитектуры, подчеркнутой отсутствием декора. Величественный собор св.Павла в Лондоне архитектора К.Рена демонстрирует некоторые черты барокко, но ясная, выразительная ордерная композиция собора является классической.
Квинс-Хауз в Гринвиче, архитектор Иниго Джонс.
Слайд 7
Собор Святого Павла в Лондоне. Площадь Ковент-Гарден в Лондоне.
Слайд 8 Потрясающий памятник классицизма – Версаль (окончен в 1708г.) Этот огромный
дворцово-парковый комплекс мощнейшей симметричной композиции давно уже стал именем нарицательным, обозначающим целый пласт образов и явлений, далеко выходящий за пределы архитектурно-исторических рамок. Архитектура дворца Ж.А Мансара и парка А.Ленотра по сей день остаются непревзойденными по красоте и величию.
Версаль. Отчетливо виден парадный двор дворца и площадь перед ним. Хорошо читается структура французского регулярного парка
Слайд 9Многочисленны градостроительные ансамбли и отдельные памятники архитектуры классицизма в Париже. Поистине
имперский размах и академическое совершенство характеризуют ансамбль оси Елисейских Полей – Тюильри – Лувра, намеченный А.Ленотром и реализованый позднее, в частности Ж.А.Габриэлем (Площадь Согласия). Автором Госпиталя Инвалидов, площадей Вандом и Виктуар (Побед) был Ж.А.Мансар. Силуэт Парижа немыслим без величественного купола Пантеона, выстроенного архитектором Ж.Суфло к 1780 г.
Площадь Согласия в Париже. Площадь Вандом.
Слайд 10В 18 веке классицизм обслуживал новый порядок - окрепшую буржуазию, главную
движущую силу тех лет. Идеи, рационализма, иерархии, академической красоты нашли свое отображение в сочетании с мастерски использованным декором, Классицизм достиг апогея декора и пышности в сооружениях 19 века, квалифицируемых отдельным стилем – ампир.
Площадь Пантеон.
Слайд 11Классицизм в России.
Сформировавшийся позже западноевропейского классицизма, русский стиль этого направления,
казалось, стремится компенсировать свое опоздание на сцене колоссальными ансамблями и сооружениями. Беспрецедентна по масштабам градостроительных решений архитектура Петербурга и ансамбли Москвы, созданные знаменитыми русскими зодчими, социально-культурное значение и роль которых намного превосходят связь с самодержавием в России.
Слайд 12Дом Пашкова в Москве, выстроенный В.И.Баженовым к 1786 году великолепно сочетает
академизм классики, строгость ордерной системы с живописными чертами барокко
Слайд 13Архитектор М.Казаков выстроил, среди десятков других зданий, Сенат в Кремле (1787г.),
Голицинскую больницу (1801г.) Архитектуру Петербурга создавали многие зодчие, но ключевое значение ансамблей имеют здание Биржи (А. Тома де Томон,1816г.) Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Казанский собор (А.Воронихин) и, конечно же, ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей К.Росси, шедевры Петродворца и Павловска.