Слайд 1Оп-арт (Op-art, optical art — оптическое искусство) — художественное направление, возникшее во второй половине
ХХ века, основанное на применении в искусстве различных оптических иллюзий, зависящих от зрительных особенностей восприятия плоских и пространственных фигур
Слайд 2Первые опыты в области оп-арта начали проводить в конце ХIX века, но тогда
данное направление носило больше научное значение, и было направлено на изучение особенностей зрения человека.
Немецкий профессор Томпсон создавал впечатление движения, используя в своих экспериментах черно-белые концентрические окружности, желая изучить специфику восприятия человека.
Зарождение оп-арта
Слайд 3Искусством оп-арт стал значительно позже, его основоположником можно назвать Виктора Вазарели (с
1930 по 1997г. работал во Франции), представителя «геометрического абстракционизма», человека, который принес в живопись новый взгляд на возможности плоскостного изображения.
Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, хотя на сей раз иной его разновидности— геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60-м гг. 20 в.
Слайд 4 В 1955 г. в Париже оп-арт экспонировала в своей галерее Denis
Rene. Но всемирную известность оп-арт получил в 1965г. после Нью-Йоркской выставки "Чувствительный глаз"(The Responsive Eye) в музее современного искусства.
Слайд 5Художники оп-арта использовали оптические иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и
пространственных фигур. Оптическое искусство — искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия. Восприятие рисунка основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в голове зрителя.
Идея оп-арта
Слайд 6Художники воспользовались этими открытиями по-своему. Обратимся, например, к картине Бриджит Рили
«Поток»(1964) Всю ее поверхность покрывают тонкие волнообразные линии. К середине изгибы становятся более крутыми, и здесь возникает видимость отделяющегося от плоскости зыбкого течения.
Слайд 7В другой черно-белой композиции Рили — «Прямая кривизна» (1963) —сдвинутые по
центру и пересеченные ломаными линиями круги создают эффект объемной извивающейся спирали.
Слайд 8Оптическая живопись основывается на иллюзиях зрения, возникающих при восприятии некоторых конфигураций
на плоскости. Например, при рассматривании чередующихся черных и белых концентрических окружностей появляются пересекающие их лучи, которые вращаются наподобие пропеллера. Чертеж куба, на котором обозначены все его ребра, оказывается для глаза неустойчивым, и его грани постоянно меняются местами, то выдвигаясь вперед, то отступая в глубину.
Слайд 9При пересечении отрезка прямой штрихами может возникнуть ощущение ломаной линии. Взаимоналожение
двух геометрических (например, кольцевых) структур дает эффект волн. Наложившиеся черные дуги, кажется, формируют спираль; но, дуги - просто ряд концентрических кругов.
Слайд 10Иллюзия, которая играет на нашем восприятии относительного размера. Первый центральный круг
кажется меньше, чем круг справа. На самом деле они одинаковы.
Иллюзия Движения. Реакция мозга на цветные контрасты и положение форм такова, что это статическое изображение кажется движущемся.
Слайд 11Технология воздействия оп-арта
Зрительные иллюзии в оп-арте достигаются путем введения в изображение ритмических графических повторов,
резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.
Установка меняющегося света и динамические конструкции позволяют усилить эффект воздействия. Такая замена классической перспективы многофокусным видением пространства позволяет создавать оптические иллюзии, меняя плоскостное восприятие картины.
Слайд 12Но все, что в этот момент якобы видит человек, возникает только
в ощущениях зрителя. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе зрительного аппарата, исключая всякую возможность сознательной интерпретации картины.
Вазарели так писал о технологии воздействия оп-арта: «Мы делаем ставку не на сердце, а на ретину; изощренные данные субъекта включаются в психологический эксперимент. Резкие черно-белые контрасты, невыносимая вибрация дополнительных цветов, мерцание ритмических сеток и меняющихся структур, оптический кинетизм пластических компонентов – все физические явления наличествуют в наших работах; отныне их роль – не творить чудо, не погружать нас в сладостную меланхолию, стимулировать, возбуждать в нас дикое веселье».
Слайд 13Развитие оп-арта
Сторонники оп-арта создают свой особый мир, уникальные произведения, которые не имеют ничего
общего с окружающей действительностью, но отличаются гипнотической притягательностью, которая влечет зрителя.
Оп–арт открывает перед человеком красоту и выразительность геометрического рисунка, который, не смотря на свою внешнюю четкость и неизменность, позволяет по новому взглянуть на возможности обычных форм и фигур, способных перевернуть окружающее пространство.
Слайд 14Для создания своих работ мастера оп-арта часто обращаются не только к кистям и
краскам, в ход идут сложные механизмы, зеркала и линзы, различные материалы позволяющие создавать удивительные конструкции.
В рамках оп–арта создавались и создаются интересные инсталляции, ранее, казавшиеся «невостребованными». Например, мобили, движущиеся без механической силы, изобретенные А. Родченко или оптические эффекты сложенных рисунков И. Де Сото, нанесенных на органическое стекло и в результате слияния создающих эффект нового пространства.
Слайд 15Ярко выраженная специфика оп-арта, его потенциал и ресурсы позволяют использовать возможности в
различных целях практического или научного характера.
Интерьерный и ландшафтный дизайн, промышленная графика, реклама, архитектура, сфера развлечений стали ярким подтверждением реализации необычных проектов и форм оп-арта.
После первой крупной выставки посвященной оп-арту критики обещали ему «скорую кончину», прошло почти 50 лет, но искусство оптических иллюзий до сих пор пользуется заслуженной популярностью, интригуя новых поклонников жанра, развивающимися возможностями этого направления.