Слайд 1Русские художники
XIX века
Буртасова С.П
МБОУ ДО ДШИ Вадинского р-на
Слайд 2Орест Адамович Кипренский
(1782— 1836)
Родился 24 марта 1782 г. на мызе Нежинская
(ныне в Ленинградской области).
Внебрачный сын крепостной крестьянки, получивший в младенчестве вольную. Обучался в Воспитательном училище при петербургской Академии художеств (1788—1797 гг.), а затем в классе исторической живописи Академии (1797— 1803 гг.), где был оставлен для выполнения работы на соискание золотой медали. В 1806 г. за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» Кипренский получил эту награду.
Слайд 3Всё творчество Кипренского связано с жанром портрета. Как представитель эпохи романтизма,
он явился обновителем традиций русского портретного искусства. Его работы утверждают ценность личности, отражают эмоциональный мир человека.
В 1809—1812 гг. художник жил и работал в Москве и Твери, затем, став академиком Академии художеств (1812 г.), приехал в Петербург. Здесь он создавал портреты участников Отечественной войны 1812 г. и представителей русской культуры, рисовал женщин, детей.
В 1816 г. уехал за границу: посетил Италию, Швейцарию, Францию и Германию. С успехом участвовал в выставках в Риме и Париже.
В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. Он делает портреты своих видных современников (В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, С. С. Уваров и др.). На экспозициях Академии художеств 1824 и 1827 гг. его полотнам отводились отдельные залы.
Слайд 4Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша
и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты. Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русский музей; «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, рисунок с поэтом Батюшковым); героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок.
Слайд 5Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой
зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834), «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России. «Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе.
Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице», завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.
Слайд 6Работы О. Кипренского
Портрет Челищева А.А. 1809 г.
О. Кипренский Портрет Пушкина А.С.
1828 г.
Слайд 7
Сильвестр Феодосиевич Щедрин
1791 -1830
Сильвестр Щедрин художник родился в эпоху царствования Екатерины
в 1791 году 13 февраля в семье ректора Петербуржской академии художеств Щедрина Ф.Ф. являвшегося по тем временам знаменитым скульптором. Мальчик рос в окружении людей близких к искусству, проявляя в себе страсть к рисованию с ранних лет наблюдая за работой отца и его дяди первоклассного художника пейзажиста Щедрина Ф.С.
Слайд 8К 9 годам от роду мальчика отдают на учебу в академию
художеств, где он начал развивать свой талант и способности в освоении живописной грамоты. Проучившись в данном заведении 11 лет великолепно закончил учебу с Большой золотой медалью, за картину Вид с Петровского острова в Санкт Петербурге. Как известно в академии такая награда давала право на заграничную поездку, но увы в Европе буйствовал Наполеон и поездка за границу была перенесена на более поздний период, продолжая работать на родине.
Наконец в 1818 году представилась возможность посетить Италию и ее столицу Рим, где Щедрин проникался во все новое для него, изучая историю, античное искусство и конечно европейскую живопись. Из Рима он едет в Неаполь, в котором очаровывается его превосходными видами, живописными улочками непривычные взгляду русского человека, необычайной красотой моря о котором он и мечтать не мог ранее. Но этой красотой художник любовался не долго, в городе назревали революционные мятежи и оставаться иностранцу в Неаполе было не безопасно и Щедрин возвращается В Рим, находясь в поисках сюжета для новой работы он изучает окрестности, пишет картины.
Слайд 9Конечно желание было не простым, и художнику необходимо было раскрыть себя,
как истинного творца, чтобы работу художника могли заметить и по достоинству оценить и ему это удается после написания пейзажа в 1823 году 'Новый Рим. Замок Святого Ангела', работа принесла Щедрину множество положительных отзывов и массу поклонников. Копии этой картины Щедрину приходилось писать множество раз, одновременно занимаясь творчеством для себя и получая заказы на другие виды городских окрестностей. Востребованность Щедрина как художника его конечно очень даже устраивало и когда закончился его официальный срок нахождения за границей в 1823 году он решает остаться в полюбившейся ему в Италии, соответственно независимо от академии за свой счет, так как уже мог позволить себе это.
Слайд 10В подобных произведениях Сильвестр Щедрин показывал романтичные сюжеты в которых часто
фигурировали люди, которые добавляли жизненности его картинам. Тема террас была очень популярна, а у Щедрина это выходило настолько колоритно грамотно, что после его работ появилось множество подражателей. Романтизм работ Сильвестра Щедрина развивался и новыми направлениями, тематика, которых была далека от его ранних произведений, 'Лунная ночь в Неаполе', Вид в окрестностях Сорренто. Вечер.
Работая в Италии и полюбив ее художник скорее всего мечтал когда нибудь вернуться в Россию, хотя бы на время, но здоровье по непонятным причинам начало ухудшаться, он принимал всякие меры к выздоровлению, но видимо медицина того времени была не способна справиться с заболеванием художника, находясь в Итальянском Соренто он умер осенью в 1830 году 27 октября. Художник Щедрин можно сказать прожил непродолжительную, но очень плодотворную жизнь человека создавшего множество талантливых работ. После смерти художника многие картины так и остались за пределами России
Слайд 12Василий Андреевич Тропинин
(1776— 1857)
Родился 30 марта 1776 г. в селе Карпове
Новгородской губернии. Крепостной графа Б. К. Миниха, затем графа А. Моркова.
Выдающиеся способности Тропинина, проявленные ещё в детстве, побудили Моркова определить юношу в Академию художеств в Петербурге (1798 г.), где его учителем был известный портретист С. С. Щукин.
В 1804 г. Тропинин представил на конкурс свою первую картину «Мальчик с умершей птичкой». Художнику не удалось окончить курс обучения — по прихоти помещика он был отозван из Петербурга.
Слайд 13До 1821 г. жил на Украине. Получив свободу только в 47
лет (1823 г.), переехал в Москву, где трудился до конца жизни.
Тропинин прекрасно усвоил наследие русских портретистов XVIII в., но при этом сумел выработать неповторимую живописную манеру. С большой теплотой и любовью он раскрывает внутренний мир изображаемых им людей.
Среди лучших работ — портреты жены (1809 г.), И. И. и Н. И. Морковых (1813 г.), сына (1818 г.), императора Николая I (1825 г.), Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина (1827 г.), Я. В. Гоголя, композитора П. П. Булахова (1827 г.), В. А. Зубовой (1834 г.), К. П. Брюллова (1836 г.), автопортрет (1846 г.). Их отличает нежный колорит, чёткость объёмов.
В картинах «Кружевница» (1823 г.), «Золотошвейка», «Гитарист», этюде «Старик-нищий» Тропинин создал выразительные, привлекающие душевной красотой образы людей из народа.
Слайд 14Живописец несколько раз добивался звания члена Академии художеств, но получил его
лишь в 1824 г. за портрет медальера Лебрехта, отличающийся гармоничностью и законченностью исполнения. Всего Тропинин оставил более 3 тыс. работ, оказав значительное влияние на портретную живопись московской школы.
Умер 15 мая 1857 г. в Москве.
Слайд 16Венецианов Алексей Гаврилович
(1780—1847)
Родился 18 февраля 1780 г. в селе Поддубье Тверской
губернии. Выходец из купеческой семьи. Систематического художественного образования не получил, но некоторое время учился у знаменитого портретиста В. Л. Боровиковского.
Поселившись в Петербурге, первое время служил чиновником и при этом занимался усердным копированием старых мастеров в Эрмитаже. В конце 1807 г. Венецианов создал четыре офорта для предпринятого им издания «Журнал карикатур на 1808 год в лицах».
Слайд 17В 1811 г. его избрали членом Академии художеств. Во время Отечественной
войны 1812 г. художник совместно с И. И. Теребенёвым и М. М. Ивановым сделал серию сатирических рисунков, высмеивающих завоевателей и галломанию русского дворянства. Карикатуры продавались во всех магазинах и пользовались успехом. После изгнания наполеоновской армии Венецианов издал азбуку, в которой каждая буква сопровождалась остроумным рисунком и двустишием, рассказывающими о событиях войны.
Летом 1819 г. живописец покинул Петербург и поселился в принадлежавшей ему деревне Сафонково под Тверью. Там он создал свой знаменитый крестьянский цикл, включивший в себя такие картины, как «Гумно» (около 1821—1823 гг.), «Спящий пастушок» (1823—1824 гг.), «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Крестьянка с васильками» (все 20-е гг. XIX в.) и др. Эти произведения наполнены поэзией, любовью к красоте родной земли и живущим на ней людям.
Слайд 18Автор отступил от традиционного для классицизма пристрастия к эффектному пейзажу, обратившись
к неброскому очарованию русской природы — её необозримым просторам, прозрачным небесам и мягкому, рассеянному солнечному свету. Тихое обаяние северной земли Венецианов передаёт посредством светлых, лёгких красок. Вместе с тем ни одно из полотен мастера не обходится без присутствия человека, ведь гармония для Венецианова заключалась в духовном единстве людей и природы.
Стремясь поведать зрителю о красоте, являющейся основой такого союза, художник идеализирует образы крестьянского быта. Создавая свои полотна, Венецианов продолжал преподавать. Школа Венецианова — это плеяда талантливых живописцев 20— 40-х гг. XIX в. (Г. В. Сорока, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, К. А. Зеленцов, Н. С. Крылов, С. К. Зарянко и др.).
16 декабря 1847 г. жизнь Венецианова прервала трагическая случайность: повозка, на которой художник ехал в Тверь, слетев с обледеневшей горки, разбилась о каменную постройку.
Слайд 20Брюллов Карл Павлович
(1799—1852)
Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять
лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья. Слава пришла к нему ещё в Академии — всех изумляла его способность превращать обыкновенные этюды в законченные, совершенные картины (например, «Нарцисс», 1819 г.).
Слайд 22В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд ныне хорошо известных
бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.). Полотна наполнены солнечным светом, они воплощают безудержную радость бытия, воспевают молодость и красоту.
После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего в 79 г. н. э. при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением — «Последний день Помпеи» (1830—1833 гг.). Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности. Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и в основном чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.
Слайд 23В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с
большим успехом. Затем полотно привезли в Россию. Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.
После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром. Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).
На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.). На нём художник выглядит усталым и разочарованным.
Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.
Слайд 25Иванов Александр Андреевич
1806-1858
Русский художник Иванов Александр Андреевич родился в семье художника
А.И. Иванова 28 июля 1806 года. Пристрастие к рисованию у Александра Иванова проявилось в раннем детстве, да и не удивительно все таки сын профессора живописи. Соответственно отец, заметив у сына тягу к Картина Иванова Беллерофонт отправляется в поход против Химерырисованию, помогает ему в познании простейших основ рисунка и живописной грамоты и в 1817 году способствует неофициальному посещению сына живописных уроков в академии художеств.
Слайд 26Под руководством профессора Егорова Ф.Е. Иванов совершенствует свои академические познания и
в 1824 году за успехи живописной грамоты его награждают серебряными медалями а за картину 'Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора' молодого мастера награждают малой золотой медалью. Окрыленный такими успехами чувствуя свой дар, молодой художник много работает учитывая ошибки и недочеты развивая свой талант и не напрасно в 1827 он создает картину 'Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона', за это произведение не смотря на критику руководства академии к некоторым деталям работы художника, Иванова награждают большой золотой медалью.
К 1829 году Иванов по заданию академии пишет картину 'Беллерофонт отправляется в поход против Химеры' , правда за это произведение руководство академии не удостоило молодого художника пенсионной поездкой за границу, хотя за подобные работы многие художники академии незамедлительно получали такое право.
Слайд 27Таким образом в укор не всегда честным академическим правилам работу Иванова
положительно оценили в тогдашнем союзе поощрения молодых и отличившихся художников, где были выделены средства для поездки Иванова за границу для последующего обучения живописи у европейский мастеров.
Картина Иванова Явление Христа Марии МагдалинеНе ожидавший такого положительного исхода Александр Иванов в 1830 году едет за границу, посещая европейские страны, такие, как Австрию и Германию много открывает для своих познаний, но более всего художник был очарован Италией, где он надолго остановился, жил и работал, восхищался полотнами Микеланджело, в частности пораженный произведением Сикстинской капеллы и Сотворения мира копировал их. Изучая работы знаменитых художников Европы, он мечтал о создании своих собственных полномасштабных работах на библейскую тематику. попутно изучая основы библии.
Слайд 28В 1834 году Иванов создает картину 'Явление Иисуса Христа Марии Магдалине',
написанная исконно в академическом стиле, работа была хорошо оценена современниками как в Италии, так и в России, где в 1836 году руководство академии было вынуждено присвоить начинающему набирать известность Иванову почетное звание академика. Такой успех воодушевлял художника на создание его давней мечты крупно масштабном произведении на библейскую тему.
Картина Иванова Явление Христа народу В 1837 году Иванов приступил к созданию картины 'Явление Христа народу', но работа была соответственно не из легких и продолжалась два десятилетия. Мало кто из художников после картин Карла Брюллова решался на подобные подвиги по созданию таких массовых и крупномасштабных живописных произведений.
Слайд 29За время работы художником создано огромное множество этюдов с головами персонажей
картины, среди которых Иванов даже изобразил своего друга писателя Гоголя. Смысл всей этой работы олицетворял всю сущность библейской истины, во время крещения народа у реки Иордан Святым Иоаном Крестителем и вдруг группа людей среди которых были еще не совсем верующие совершающие ритуал омовения оказываются в благоговейном изумлении и удивлении, Святой Иоан указывает рукой на Явление Миссии, Воскресший Иисус Христос спаситель и защитник рода человеческого, надежда всех обездоленных приближается к народу.
Картина Иванова Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора
Написанное в Италии произведение 'Явление Христа народу' было решено переправить в Российскую столицу, и в 1858 году картина была переправлена в Санкт Петербург, где была встречена с великим восторгом и положительными отзывами общественности. Но картина не вызвала положительных эмоций и в Академии художеств.
По стечению неожиданных обстоятельств уже ставший знаменитым художником, Александр Иванов умирает от холеры в 1858 году.
Его живописное произведение 'Явление Христа народу' было куплено царем Николаем вторым. Сегодня картина находится в Третьяковской галерее, размер холста впечатляет своими размерами 540 на 750 см