Слайд 2В 2010 году на торгах аукционного дома Bainbridges (Лондон) за восемьдесят
три миллиона долларов была продана фарфоровая китайская ваза, датируемая XVIII веком. Обнаружена она была случайно, во время уборки, причем владельцы уникального предмета долгое время даже не подозревали об его истинной ценности. Впрочем, столь высокая цена неудивительна - слово «фарфор» с языка фарси переводится как «императорский», и китайские вазы создавались именно для украшения комнат во дворцах императоров.
Слайд 3Фарфор из Поднебесной
Китайский фарфор отличается невероятной тонкостью, почти прозрачностью, и потрясающей
белизной, степень которой определялась содержанием каолина - белой глины, добываемой лишь в некоторых китайских провинциях. Кроме того, в массу добавлялась «фарфоровая пудра» - перемолотые кварц и слюда из провинции Цзянси. Этот состав хранился около десяти лет, и только потом его использовали - считалось, что именно таким способом можно добиться максимальной пластичности.
Слайд 4Не менее ответственным моментом являлся и обжиг изделий. Гончары загружали печь
вазами и замуровывали их, оставляя небольшое отверстие для наблюдения за процессом обжига, который продолжался не менее трех суток. Кроме того, воображение поражает яркая, фантазийная роспись ваз, в соответствии с преобладающим цветом которой и классифицируются эти предметы - например, «голубая» или «розовая» коллекции. Рисунки, наносимые на вазы, были довольно символичны. Так, дракон считался олицетворением процветания, удачи, богатства; журавль - долгой жизни; слон - счастливой судьбы. Определенный смысл вкладывался и в изображения растений и цветов: например, цветок лотоса обозначал благородство, бамбук - внутреннюю силу, пион - богатство, а хризантема олицетворяла верность и любовь.
Слайд 5Подлинники и копии
Самые древние из известных в настоящее время китайских ваз
(изготовленные из глины) ученые относят к III тысячелетию до нашей эры, однако возраст наиболее популярных на антикварном рынке фарфоровых сосудов - не более четырехсот лет. Ценность изделий XVI - XVII веков (период правления династии Мин) очень высока, и связано это в первую очередь с их удивительным качеством. Неслучайно слово «Мин» некоторыми коллекционерами употребляется как синоним тонкого китайского фарфора. Каждая ваза той эпохи отличается индивидуальностью, изящной росписью, оригинальным рисунком. Это и иллюстрации к литературным произведениям, и жанровые сценки, и определенная символика.
Слайд 6Самые известные коллекции китайского фарфора, которые начали складываться именно в XVI
веке, - это собрания турецких султанов и иранского шаха Аббаса. Очень велик был спрос на китайские вазы и в Европе. Голландская торговая Ост-Индская компания поставляла в европейские дворцы изделия, специально изготовленные в Китае по рисункам знаменитых художников или же украшенные геральдическими узорами. Именно эти запасы и составляют в настоящее время основу антикварного оборота китайского фарфора.
Слайд 7Секрет производства фарфора в Китае охранялся настолько тщательно, что улицы города
Цзиндэчжэн, основного «фарфорового» центра страны, по вечерам полностью перекрывались и охранялись вооруженными солдатами. Войти в город могли только люди, знающие специальный пароль. Европейские мастера в течение нескольких десятилетий пытались разгадать тайну. Сделать это удалось лишь в конце XVIII века - немецкий алхимик Бетгер из города Мейсена раскрыл секрет фарфоровой массы. Именно это событие принято считать началом истории европейского фарфора и, соответственно, снижения спроса на изделия из Поднебесной, среди которых все чаще начали встречаться копии созданных ранее шедевров.