Слайд 1"Пейзаж в творчестве мастеров слова и кисти"
Работа выполнена творческой группой
Учащихся
8 «б» и 10 «а» класса
Состав группы:
10 «а»
Крылова Анастасия
Кудрявцева Диана
8 «б»
Тихомирова Светлана
Сомова Ксения
Научный руководитель:
Учитель литературы
и русского языка:
Ястребова Наталья Станиславовна
Слайд 2Схема межпредметного проекта
Пейзаж
философия
живопись
литература
поэзия
проза
Слайд 3ЦЕЛИ:
1. полно и глубоко представить красоту окружающего мира
2.
увидеть богатство изобразительных средств, используемых художниками слова и кисти при изображении природы
3. воспитание эстетического вкуса
4. использование материалов проекта для подготовки к экзамену по литературе (сочинение), а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку (связанных с анализом текста + на уроках литературы, МХК, ИЗО)
ЗАДАЧИ:
1. работа с информацией, источниками, словарями, энциклопедиями и специальной литературой
2. анализ художественных произведений писателей второй половины XIX века
3. создание приложения (вариант заданий ЕГЭ, перечень тем сочинений, таблиц художественных средств выразительности, употребляемых при анализе лирических произведений)
4. сопоставление стихотворений разных поэтов
5. представление о пейзаже в творчестве художников русской живописи
Слайд 4Пейзаж
Пойми живой язык природы
И скажешь ты:
-Прекрасен мир.
И. С. Никитин.
Природа учит нас
понимать прекрасное
К. Г. Паустовский.
Толкование слова по словарю С. И. Ожегова
Пейзаж:
Общий вид какой-нибудь местности.
Рисунок, картина, изображающая виды природы в литературном произведении.
Определение пейзажа в литературоведении
Пейзаж ( от франц. Pay sage, от pays – страна, местность) – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, пейзаж бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический, фантастический, астральный.
Слайд 5Пейзаж (по объекту изображения)
Природный
Деревенский
Городской
Необходимый для развития действий «Преступление и наказание» Ф.М
Достоевского
Необходимый для характеристики персонажа «Подросток»
Лирический Москва в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина
Самоценный «Прогулка в Академию Художеств» К. Н. Батюшкова
Вымышленный «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Слайд 6Пейзаж (художественная функция)
Слайд 7Общий пейзаж в творчестве писателей второй половины
XIX века
Слайд 12Природа в изображении поэтов
Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную
физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии.
А.С.Пушкин.
Слайд 13
***
Этот листок, что засох и свалился,
Золотом вечным горит в песнопенье
А.Фет
***
Я цветок назвала – и цветок заалел,
Венчик вспыхнул и брызжет пыльца
Птицу я назвала – голос птицы запел,
Птенчик выпорхнул в свет из яйца
Ю. Мориц
Слайд 14Философы и поэты о природе
Есть в человеке «безумье, нарушающее природный строй,
но есть безумье и спелость в самой природе, враждебные человеческому разуму».
К концу 19 века поэтическая философия природы пришла с таким итогом: природа божественна и прекрасна, но есть в ней и равнодушное, и грозное начало.
Слайд 15Разновидности пейзажа
Идеальный пейзаж
Элементами идеального пейзажа можно считать
следующие:
Мягкий ветерок, овевающий, доносящий приятные запахи.
Вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду.
Цветы, широким ковром устилающие землю.
Деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень.
Птицы, поющие на ветвях.
Слайд 16***
Плоды, румянцем испещрены,
И ветви, медом орошены,
Весну являют с летом вдруг.
М.Ломоносов
Слайд 17У Тютчева идеальный пейзаж становится «пейзажем души» - когда душа переживает
сладкое забытье, растворяясь в природе
Так, в жизни есть мгновения – И птицы лишь небесные
Их трудно передать, Беседуют со мной.
Они самозабвения И любо мне, и сладко мне
Земного благодать. И мир в моей груди,
Шумят верхи древесные Дремотою обвеян я -
Высоко надо мной, О время, погоди!
Слайд 18Унылый пейзаж
Ум тупеет, грудь устала,
Чувство стынет в этой мгле.
Я.Полонский.
Почти вся поэзия второй половины 19 века, проникнута унылыми пейзажными мотивами
Общие признаки мрачного и серого пейзажа:
Исчезает луна, придававшая таинственность мрачному пейзажу, освещение серое, нет ни солнца, ни луны
На небе появляются тучи- серые, лохматые, рваные
В подтексте «серого» пейзажа болезнь, голод. Нищета. «Больной, озябший и голодный»
Дождь- один из определителей унылого пейзажа. «слезы льются, как льются струи дождевые, в позднюю осень порою ночной» (Ф.Тютчев)
Мокрота, сырость, промозглость
Липкая грязь, дорожная слякоть, мокрый снег
Мокрая опавшая листва – знак увядания и гниения
Заунывный ветер над голым полем: «ветер осенний жалобно стонет»
Галки и вороны- обыденные серые дневные птицы.
Слайд 19Природа в изображении поэтов второй половины XIX века
Поэзия Тютчева
Лирика Фета
Слайд 20Природа в изображении Тютчева
Природа живая, одухотворенная, бесконечно разнообразная.
Трудно уловить, где заканчивается
пейзаж и где начинается раздумье о человеке.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора,
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Слайд 21Природа в изображении Фета
Природа живая, одухотворенная, бесконечно разнообразная в своих проявлениях,
в своем звучании.
Гармония и тишина природы Фета вызывает гармонию и в душе человека.
Далеко, в полумраке, лугами.
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разметались, как дым, облака…
Слайд 22Художники-пейзажисты
А.К.Саврасов
И.И.Шишкин
И.И.Левитан
А.И.Куинджи
В.Д.Поленов
Слайд 23Особенности каждого художника-пейзажиста
А.К.Саврасов – родоначальник русского пейзажа.
«Грачи
прилетели» 1871г.
Слайд 24 И.И.Шишкин – точность рисунка, суховатая живопись, пристрастие
к монументальной композиции.
«Рожь» 1878г.
Слайд 25 А.И.Куинджи – освещение, контраст света и
Слайд 26 В.Д.Поленов – игра красок, световые эффекты.
«Бабушкин сад»
1878г.
Слайд 27 И.И.Левитан – расплывчатые очертания, неуловимость линий, торжество
красок.
«Золотая осень» 1895г.
Слайд 28Итоги
Главным итогом нашей работы над проектом является то, что мы смогли
проявить себя в совместной деятельности. Наше творчество можно воплотить в организации внеклассных мероприятий с учащимися:
1-4 классов – выставка рисунков, посвящённых теме природы, конкурс чтецов;
5-6 классов – конкурс творческих работ-сочинений «Описание по картине» (по выбору учащихся художника-пейзажиста);
7-8 классов – конкурс исследовательских работ «Анализ лирического произведения. Тема природы»;
9 классов – конкурс исследовательских работ «Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов, объединённых темой природы»;
10-11 классов – ЕГЭ (см. приложение).