Слайд 1Проект:
«Русское народное творчество».
Подготовила: Павлова Екатерина Андреевна,
МБОУ ГШИ №2
Слайд 2Тип проекта : информационно-творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта: учащиеся 5 «А»
класса .
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у школьников в современном обществе.
Слайд 3Гипотеза проекта: если знакомить обучающихся с народными промыслами, историей и мастерством
русских мастеров, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, почувствовать гордость за свою страну, богатую традициями.
Слайд 4Цель проекта : формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры обучающихся посредствам
ознакомления с народными промыслами.
Слайд 5Задачи проекта :
Познакомить обучающихся с народными промыслами и историей возникновения их
.
Формировать у обучающихся патриотического чувства : чувства любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративно прикладного искусства и детской деятельности : рисование и лепка.
Слайд 6Задачи проекта :
Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие
качества присущие ему: доброту и трудолюбие.
Приобщать к многообразие и особенностям народного промысла.
Донести до обучающихся ,что они являются носителями великой русской культуры.
Слайд 7Предполагаемые результаты:
Познакомить обещающих с историческим и культурным наследием России.
Закрепление знаний и
представлений учащихся о народных промыслах.
Развитие творческого воображения, творческого мышления.
Формирование предпосылок поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы.
Слайд 8Организационный этап
Подготовка материалов:
Подготовка наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с
элементами росписи)
Подготовка по ознакомлению учащихся с народными промыслами.
Подготовка материалов для организации творческий деятельности детей.
Слайд 10Организационный этап
b) Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интерес у обучающихся
к теме проекта.
Слайд 11Организационный этап
с) Методы реализации проекта:
Проект реализовался через следующие виды совместной работы:
Познавательная
деятельность.
Речевая деятельность.
Художественно-творческая деятельность.
Игровая деятельность.
Слайд 12Познавательная деятельность:
Тематические беседы:
«Древние образы в современных народных игрушках».
«Дымковские мастера».
«Искусство Гжели»
или «Гжель сине-голубое чудо».
«Хохлома» или «Что такое хохлома?».
«Жостово . Роспись по металлу»
Слайд 13Познавательная деятельность:
2) Просмотр презентаций:
«Древние образы в современных народных игрушках».
«Дымковские мастера и
игрушки».
«Искусство Гжели».
« Что такое хохлома?»
«Жостово . Роспись по металлу. »
Слайд 14Речевая деятельность:
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов.
Ведение поисковой работы (работа
с книгой, словарями).
Разучивание стихотворений Е. А.Ноколаевой «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома».
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Слайд 15Художественно-творческая деятельность:
Рассматривание книг, альбомов и наглядно-демонстрационного материала.
Лепка из пластилина «Дымковская барышня».
Слайд 16Художественно-творческая деятельность:
Рисование «Дымковская игрушка «Лошадка».
Рисование «Укрась чайный сервиз. Гжель.»
Рисование «Укрась тарелку.
Хохлома».
Рисование «Гжелевские петушки».
Рисование птицы с элементами городецкой росписи (купавка, роза, бутон, листочки).
Слайд 17Итоговая деятельность:
Подвижные народные игры.
Хоровые народные игры: «Гуси- Лебеди», «Каравай».
Обобщающий этап :
Оформление
выставки рисунков и поделок обучающихся
Презентация проекта для педагогического коллектива.
Слайд 18Результативность проекта.
В результате проведения комплексной работы по приобщению обучающих к народному
промыслу у обучающихся появилось желание еще больше узнать историю народных промыслов, узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Обучающееся самостоятельно стали реализовать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные элементы различных промыслов. Тема «Народные промыслы » очень интересна и многообразна, она помогает развивать не только творческую личность, но и воспитывает любовь к своей стране.
Слайд 19Информационные ресурсы:
1. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1997.
2. Вишневская В.М. Хохлома. –
Л., 1999.
3. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль.: Академия развития, 1998.
4. Крупин В. Дымка. – М.: Малыш, 1988.
5. Пантелеева Л. Искусство русской глиняной игрушки // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9. – с. 43 – 47.
6. Полунина.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 2002.
7. Попова О.С. Русское народное искусство. – М., 1992.
8. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – Пресс, 1997.
11. Интернет – ресурсы.
Слайд 20Открытый урок по изобразительному искусству в 5 «А» классе.
Тема: "Искусство жостово.
Роспись по металлу"
Приложение 1.
Слайд 21Цель: Освоить приемы жостовской росписи, знать ее особенности.
Задачи:
• Обучающая: Познакомить с народным
промыслом – Жостово, с разнообразием форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, с особенностями жостовской росписи и основными приемами жостовского письма.
• Развивающая: Развивать творческую и познавательную активность учащихся, фантазию, художественный вкус.
• Воспитывающая: Воспитывать эстетический вкус, любовь и интерес к родной культуре, традициям, расширять круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью, углублять эстетические познания о народном искусстве.
Слайд 22Методическое оснащение занятия:
Учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.» 5
класс. Автор : Н.А. Горяева, О.В.Островская
Иллюстрации с изображением жостовского подноса;
Презентация и видео.
Инструменты и материалы:
Заготовка подноса, кисти, гуашь, баночки, трафареты.
Слайд 23Методы обучения:
интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность
работы).
Форма организации занятия:
Практическая работа, презентация своих работ (мини-выставка).
Слайд 24План занятия.
1. Организационный момент (2 – 3 мин.)
2. Беседа по теме
(10 мин.)
3. Постановка задачи. (5 мин)
4. Практическая работа (20 мин.)
5. Итоговый этап (5 мин.)
6. Рефлексивный этап (2-3 мин.)
7.Домашнее задание.
Слайд 25Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?
В
нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Сегодня мы познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово.
Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Благодаря этому напитку, возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Долгое время использовались подносы из папье-маше. В богатых домах встречались и металлические подносы.
Слайд 262. Беседа по теме.
Смотрим на доску.
История возникновения. Искусство Жостово возникло в начале
ХIХ века, когда в подмосковных селах и деревнях (Жостове, Осташкове, Хлебникове и других) появились мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. т.е. из картона.
Так же как и многие промыслы получило название по месту происхождения.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Датой основания считается 1825г.
Чуть позже стали расписывать и железные подносы. Почему стали делать подносы из металла?
В деревне Жостово находится единственный в мире музей подносов. Здесь собраны значительные и оригинальные произведения русского декоративно-прикладного искусства.
Слева один из старинных сохранившихся подносов, расписанный на производстве братьев Вишняковых.
Слайд 27Формы подносов разнообразны . Какие формы бывают? Здесь представлены не все формы, есть
еще подносы со специальной выемкой для живота, что бы было удобно носить.
Слайд 29Композиция. Существует несколько сложившихся типов композиций: букет, букет в раскидку, полувенок, венок,
роспись с углов Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Как вы думаете, почему сразу несколько подносов пишет?
Основной мотив росписи — простой цветочный букет, в котором чередуются крупные и мелкие цветы. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов и ягод или птиц .
В 1830 г. изделия на металле полностью вытеснили изделия на папье-маше. Сегодня мастера Жостова восстановили старинную традицию росписи изделий из папье-маше – шкатулок и ваз. Здесь мы уже видим не только цветочные композиции, но и пейзаж, так же любили изображать тройку лошадей.
Жостовскими фруктами и цветами расписывают даже новогодние стеклянные шары.
В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области.
Слайд 30букет
Композиция
букет в раскидку
полувенок
Слайд 32Технология производства подноса. Вначале изготовляют поднос из тонкой стали. Перед началом
росписи поднос грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком (на этом этапе выбирают цвет фона).
Какие цвета используют?
Жостовские мастера пишут масляными художественными красками. Используются беличьи кисточки. Роспись выполняется в два этапа. Первый этап называется замалёвкой, второй – выправкой.
Слайд 33Замалёвка (рисуют основной силуэт букета).
Выправка состоит из следующих операций: тенёжка,
прокладка, бликовка, чертёжка и привязка.
Вспоминаем когда мы рисовали городецкую роспись, какая последовательность у нас была? (Замалевка, тенежка, оживка).
Слайд 34Тенёжка: накладываются тени.
Прокладка - прописываются светлые места, наносятся плотные мазки.
Слайд 35Бликовка – прокладываются блики.
Чертёжка - тонкими линиями прокладываются прожилки
листьев, тычинки.
Слайд 36Привязка - крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями.
Уборка -
в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (краях подноса) .
(Видео «В мастерской у мастера»)
Слайд 373. Постановка задачи.
Сегодня мы с вами будем расписывать поднос приемами жостовской
росписи. На слайде вы видите работы своих сверстников.
Итак, с чего же мы начнем?
Слайд 384. Практическая работа.
Мы с вами заранее сделали основу – поднос и
выбрали фон.
Затем мы сразу без карандашного наброска начинаем рисовать красками силуэт букета – как этот этап называется?- Замалевка. Берем самый простой мотив – можно нарисовать большую ромашку (георгину или мак).
Следующий этап какой? – Тенежка – делаем тени на цветах.
Затем? – прокладка – выявляем объем.
- бликовка- рисуем блики.
- чертежка – вырисовывает тонкими линиями мелкие детали на букете.
- привязка – объединяем большие и маленькие цветы стебельками.
- уборка – украшаем края подноса.
По ходу выполнения учащимися самостоятельной работы:
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Инструктирование по выполнению задания, оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
Слайд 395. Итоговый этап.
После выполнения заданий организовать выставку.
( Заранее подготовленный ученик читает
стихотворение )
Ведь мой жостовский поднос
Нарисую я цветы,
Небывалой красоты.
Лепесточки и тычинки,
И на листиках росинки.
Тени, блики прорисую,
И каемку золотую.
Пляшет кисточка задорно,
Очень я тружусь упорно.
Ведь мой жостовский поднос
Отвечает на вопрос:
«Что в стране Россия
Самое красивое?»
Слайд 426. Рефлексивный этап.
Вместе с участниками занятия просмотреть выполненные работы. Активизировать ответы
участников после выполнения практической творческой работы.
Заключительное слово учителя.
Что интересного и нового вы сегодня узнали?
Какие предметы создают Жостовские умельцы?
Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?
Слайд 437.Дом задание.
Завершить роспись подноса.
Пронаблюдайте, где в современной жизни: одежде,
обстановке, предметах можно встретить народную роспись?