Слайд 1Влияние цвета на человека
Презентация по цветоведению для учащихся программы ФГТ
Подготовила преподаватель
МБУДО Новоспасская ДШИ Ульяновской области
Бадигина Т.Г.
Слайд 2Человек в состоянии различить до 120 хроматических цветов
Слайд 3Ахроматические цвета не имеют цветового тона
К ахроматическим относятся черный, белый, а
также все промежуточные – серые цвета.
Слайд 4Пословица гласит « На вкус на цвет товарища нет.»
И
всё же если сравнивать цветовые ощущения больших групп людей можно найти у них много общего. Они зависят от возраста, пола, жизненного опыта, настроения.
.
Слайд 5200 лет назад Гёте писал о цвете-
«Да позвольте и о
цвете мне по-своему поведать» Удивительно тонкие наблюдения мы находим в его трактате чувственном воздействии цвета на человека.
Слайд 6Гёте любил смотреть на пейзаж сквозь цветные стёкла и фиксировал свои
ощущения « глаз радует, сердце расширяется, настроение просветляется.»
Слайд 8По мнению Гёте
Оранжевый цвет вызывает чувство тепла и блаженства.
Красный цвет нравится энергичным, здоровым людям, ему радуются дети.
Синее небо, синие дали кажутся уходящими от нас.
В зелёном наш глаз находит успокоение.
Слайд 9Проблема соответствия формы и цвета заботила художников на протяжении столетий.
Так,
по системе В. Кандинского, квадрату соответствует красный цвет-цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуются со статикой и тяжелой формой квадрата.
Слайд 10Согласно этой системе цвета обучались студенты известной школы Баухауз, которая создала
целое направление в преподавании композиции, где особое место отводилось колористике.
Слайд 11Треугольник, по этой системе, – символ мысли. Его невесомый боевой и
агрессивный характер приравнивается к светло- желтому
Слайд 12Круг – символ погруженного в себя духа, ему соответствует прозрачно-синий цвет.
Слайд 13Трапеции соответствует оранжевый цвет, сферическому треугольнику – зеленый, эллипсу – фиолетовый.
Слайд 14
Физиологическое воздействие цвета на человека
• Красный – возбуждающий, согревающий, активный,
энергичный, проникающий. Активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
.
Слайд 15КРАСНЫЙ прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Красный символизирует радость,
красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну, агрессию.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет.
Слайд 16Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем
Китае повстанцы называли себя «красные воины»,«красные копья», «красные брови».
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Слайд 17Оранжевый – тонизирующий. Действует так , как и красный, но слабее.
Слайд 18В оранжевой кухне будет хотеться кушать. Так как этот цвет активизирует
пищеварение.
Слайд 19Желтый – физиологически оптимальный, наименее утомляющий. Стимулирует зрение и нервную деятельность
Слайд 20В Китае желтый цвет предназначался для императора, сына Неба. Никто другой
не смел носить желтую одежду. Желтый цвет был символом высшей мудрости и просвещенности.
Слайд 21В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест
— чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом»
Слайд 22Зеленый – физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения. Уменьшает кровяное
давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии, мигрени, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Слайд 23ЗЕЛЁНЫЙ -цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность,
надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
Слайд 24У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью,
так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Слайд 25Голубой – успокаивающий. Снижает мускульное напряжение и кровяное давление, стабилизирует пульс
и замедляет ритм дыхания.
Слайд 26ГОЛУБОЙ у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может
символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении.
Слайд 27Синий – успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует затормаживанию функций физиологических
систем человека
Слайд 28Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с
ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде»). У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов
Слайд 29Фиолетовый – соединяет эффект красного и синего цветов. Производит угнетающее действие
на нервную систему
Слайд 30Черный цвет как символ смерти, неверия и греха означал в средние
века также умерщвление плоти и вообще был знаком всяческого смирения и отказа от мирских радостей.
Слайд 31ЧЁРНЫЙ как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней
Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
Слайд 32У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.
Таким
образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие.
Слайд 33Серый цвет являлся в то время цветом нищенства , цветом отверженности
от христианского мира. Он считался даже не цветом, а просто отсутствием его. Коричневый тоже не любили
Слайд 34БЕЛЫЙ символизирует чистоту, незапятнанность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом,
а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте.
Слайд 35В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом
изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Слайд 36Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе
он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
Слайд 37Когда говорят о цветовой гармонии, то в основном оценивают впечатление от
двух или нескольких цветов. Как правило, оценка гармоничности или цветового диссонанса определяется чувством, вызванным данным сочетанием
Гармония – это равновесие, симметрия сил.
Слайд 38Цвет может быть тёплым или холодным, тяжёлым или лёгким, весёлым или
мрачным. Цвет воспринимается нами эмоционально.
Слайд 39Используя 2-3 цвета и линеарно –пятновую графику создайте ассоциативные композиции в
формате А-5
Ассоциации : «хмурый день», «счастливое детство», «ярмарка», «одиночество», «коррида».
Слайд 40Создайте композицию на модульной основе, выполняя непременные условия: равновесие, единство и
соподчинение. Используйте два варианта форм, например квадрат и круг. Поставьте перед собой задачу: создать закрытую композицию. Цветовое решение должно быть ахроматическим. Затем попробуйте сделать его хроматическим.
Пусть работы
К.Малевича
будут для
вас примером
Слайд 41Выберите один цвет из трех основных (желтый, красный, синий) или дополнительных
(оранжевый, фиолетовый, зеленый) и составьте ряд убывания
Слайд 42На основе монохромной гармонии создайте абстрактные композиции используя объёмные модули.
Музыка города
Слайд 43http://dic.academic.ru/
Источники:Книга О.Голубевой « Основы композиции»