Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ
РО «ВПК»)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Живопись архитектурного пейзажа как средство развития художественно – творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования
Выполнила студентка группы ПДО 4.3: Базанова Ксения Сергеевна
Руководитель:
Пономарева Алла Анатольевна
Слайд 2Поэтому, необходимо глубокое изучение техники масляной живописи архитектурного пейзажа и продуманные
методические пособия по обучению данного вида техники в системе дополнительного образования
Актуальность исследования
Изучение методики обучения в системе дополнительного образования техники масляной живописи и архитектурного пейзажа способствует формированию у учащихся эстетических потребностей, изобразительных навыков и умений, а так же развитию художественного восприятия
Слайд 3Проблема исследования
Заключается в недостаточной изученности методики обучения учащихся, технологии живописи
архитектурного пейзажа, так как это способствует формированию эстетических потребностей и изобразительных навыков, а так же развитию художественного восприятия и вкуса
Изучить особенности преподавания живописи архитектурного пейзажа
Цель исследования
Слайд 4Методы и приемы обучения технологии архитектурного пейзажа
Предмет исследования
Процесс обучения учащихся технологии
живописи архитектурного пейзажа
Объект исследования
.
Слайд 5Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что рисование архитектурного пейзажа у учащихся в системе
дополнительного образования будет способствовать дальнейшему развитию изобразительного творчества при соблюдении следующих условий:
вызывать заинтересованность у учащихся в творческом процессе рисования;
создавать всевозможные ситуации, в которых действуют учащиеся;
применять разнообразные методы развития творческих способностей;
сочетать коллективную и индивидуальную работы.
Слайд 6Задачи исследования
проанализировать педагогическую, психологическую, методическую, искусствоведческую, литературу по проблеме обучения
учащихся технологии живописного архитектурного пейзажа
изучить теоретические основы обучения живописи архитектурного пейзажа
рассмотреть содержание обучения
подобрать и апробировать систему занятий по техники живописи архитектурного пейзажа направленную на развитие творческих способностей учащихся
провести экспериментальную работу по развитию художественно-творческих способностей обучающихся
Слайд 7Методологической основой исследования являются основные положения в области педагогики, психологии, эстетики,
изучение развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества учащихся
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы;
анализ программ по живописи и архитектурному пейзажу (система дополнительного образования);
метод наблюдения (за процессом изобразительной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования);
анализ работ учащихся
Слайд 8 Теоретическая значимость исследования заключается в анализе теоретических,
методических и технических основ изучения художественного творчества (рисования) и его значения в формировании и развитии творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования, в разработке и реализации методов работы в изобразительной деятельности с использованием занятий по живописи архитектурного пейзажа
Слайд 9 Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения в
процесс образования комплекса методов, исследовательских задач, реализующих развитие изобразительного творчества в процессе занятий по живописи архитектурного пейзажа. Содержание, результаты и выводы могут применяться в будущей практической работе педагогов в системе дополнительного образования и быть использованы при разработке различных программ и проектов
Слайд 10
Экспериментальная база исследования: МБОУ ДОД Цимлянского района Детская школа искусств города
Цимлянска.
Слайд 11ГЛАВА I. Теоретические основы художественно – творческих способностей средствами живописи архитектурного
пейзажа в системе дополнительного образования
1.1. История возникновения архитектурного пейзажа
Архитектурный пейзаж возникает в эпоху эллинизма, развивается в Средневековье как архитектурный фон религиозных повествовательных сцен и формируется в качестве самостоятельного жанра в ренессансной живописи, как воплощение представлений об идеальной архитектурной среде или изображение знаменитых архитектурных видов и интерьеров. В архитектурном пейзаже большую роль играет линейная и воздушная перспектива, позволяющая связать воедино природу и архитектуру.
Слайд 12 Н.В. Гоголь называл архитектуру «летописью мира», т.к. она, по
его мнению, «говорит даже тогда, когда уже молчат и песни, и преданья...». Нигде характер и стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Видимо, поэтому мастера живописи запечатлели на своих полотнах архитектурный пейзаж.
Н. В. Гоголь
Слайд 13 Архитектура с давних времен привлекала художников -
живописцев и графиков - не только как композиционный элемент картины, отображающий реальную обстановку действия или окружение изображаемого предмета, но и красотой архитектурных объемов и форм, прекрасно сочетающихся с природой, фигурой человека, движением толпы, красками убранства и костюма. Однако изображение архитектуры долгое время носило декоративный характер и не выходило из условностей плоского стиля.
Слайд 14 Существует такой жанр как «Ведута». Это жанр европейской живописи, особенно
популярный в Венеции XVIII в.. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского, архитектурного пейзажа. Нидерландский художник Ян Вермеер изобразил точно родной для него город Дельфт.
Слайд 15Реалистическая, верная и выразительная в отношении объема и пространства передача более
или менее сложных архитектурных форм, организованных в ансамбли и группы, стала возможна лишь после того, как в XV веке, в эпоху итальянского Возрождения, были исследованы и раскрыты законы перспективы.
Наука о перспективе с течением времени развивалась все больше и больше и в наше время доведена до такого совершенства, что ее правила, не только позволяют изображать предметы при рисовании их с натуры, но и воспроизводить вид предметов, создаваемых творческим воображением художника.
Слайд 161.2. Психолого - педагогические особенности эстетического воспитания учащихся при изучении архитектурного
пейзажа
Роль эстетического воспитания в развитии личности в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика» обозначающим науку о прекрасном. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного и в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
Слайд 17Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся высоких
художественных вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также эстетическую требовательность к культуре поведения. Для воспитания художественных восприятий у учащихся на занятиях живописи архитектурного пейзажа существенное значение имеет использование приема сравнения при рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам.
Слайд 181.3. Основы живописи маслом
Легкие в работе, масляные краски позволяют создавать множество
разных эффектов. Так, выдавливая краску на основу прямо из тюбика, можно за один день получить потрясающую рельефную поверхность (техника «импасто»).
Слайд 19Существует несколько основ используемых сегодня в живописи маслом наиболее часто:
Льняные основы;
Хлопок;
Джут
(мешковина);
Бумага;
Доски;
Металл;
Картон;
Линолеум.
Слайд 20
Одной из задач художника является точная передача
в произведениях внешнего выражения чувств. Важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, являются эмоции. Эдуард Манэ говорил, что художнику мало знать свое ремесло, нужно быть также взволнованным темой.
1.4. Чувства и эмоции в архитектурном пейзаже
Эдуард Мане
Слайд 21Восприятие всех явлений действительности, обогащает духовный мир человека, делает его жизнь
богаче, прекраснее. Это объясняется тем, как говорил Н. Г. Чернышевский, что эстетические чувства переживаются человеком как светлая радость. Прекрасное постоянно привлекает к себе внимание человека, ласкает его взор, пробуждает потребность еще и еще раз посмотреть, доставляет человеку эстетическое наслаждение.
Н. Г. Чернышевский
Слайд 22
Художественное искусство играет большую роль в воспитании
учащихся и формирования художественного вкуса.
Для успешного развития чувств, в педагогическом процессе, могут применяться самые различные способы и приемы, основным из которых является непосредственный процесс работы.
Поэтому следует всегда с тактом относиться к результатам юного художника, учитывая его старание и любовь к искусству.
Таким образом, архитектурный пейзаж как жанр изобразительного искусства возник довольно рано и имеет свои особенности. В обучении учащихся необходимо применять специальные методы и приемы обучения, которые разрабатывались многими педагогами ранее и развиваются в настоящее время. В архитектурном пейзаже особое значение придаётся построению перспективы, композиции вида и передаче состояния воздушной и световой среды.
Данный жанр изобразительного искусства позволяет с помощью красоты архитектуры создавать определенное настроение, образ.
Мало знать, что хочет художник отобразить в своей работе, эмоциональное переживание является основой основ, когда он пишет картину.
Вывод по первой главе
Слайд 24
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей в процессе живописи
архитектурного пейзажа в системе дополнительного образования
2.1. Исследование уровня творческих способностей учащихся
С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру экспериментальной работы и исследовали процесс развития изобразительного творчества учащихся в процессе организации занятий по живописи архитектурного пейзажа.
Слайд 25
Выявить условия для развития изобразительного творчества у учащихся в системе
дополнительного образования.
Разработать и апробировать экспериментальную методику.
Цель исследования
Изучить влияние живописи архитектурного пейзажа на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования
Слайд 26-грамотный подбор содержания работы с учащимися;
-наличие соответствующей материальной базы;
-заинтересованность педагогов
учреждения и родителей в развитии изобразительного творчества у учащихся в системе дополнительного образования;
-взаимосвязь различных видов изобразительной деятельности.
Мы предположили, что развитию изобразительного творчества будет способствовать
Слайд 27Согласно выдвинутой гипотезе мы организовали опытно-экспериментальное исследование, включающее в себя три
этапа
1этап - констатирующий эксперимент, направленный на выявление умений и уровня развития у учащихся изобразительного творчества в живописи архитектурного пейзажа.
2 этап - формирующий эксперимент, в ходе которого были подобраны занятия по живописи архитектурного пейзажа и по развитию изобразительного творчества.
3 этап - контрольный эксперимент, направленный на выявление влияния занятий и развития изобразительного творчества у учащихся по живописи архитектурного пейзажа.
.
Слайд 28Цель констатирующего этапа
Определить исходный уровень развития изобразительного творчества у учащихся в
процессе занятий по живописи архитектурного пейзажа.
Задачи констатирующего этапа
Определение исходного уровня развития изобразительного творчества у учащихся в системе дополнительного образования
Описание методики обработки результатов, полученных в процессе констатирующего этапа эксперимента
.
Слайд 29Уровни развития изобразительного творчества у учащихся в процессе выполнения живописи архитектурного
пейзажа
Уровень знания линейной перспективы
Уровень построения архитектурного пейзажа
Уровень цветового восприятия
Слайд 301 этап.
Учащимся было дано задание на тему
«Дом моей мечты». Каждый должен был выполнить эскиз дома по представлению, каким они его видят. При этом учащимся не было дано объяснения о линейной перспективе, о разбиение архитектуры на отдельные геометрические фигуры. Далее было предложено выполнить свою работу в цвете.
Слайд 31Работы учащихся на констатирующем этапе
Слайд 32 По итогам педагогической диагностики были выделены 3 уровня развития художественно-творческих
способностей
Высокий уровень характеризуется единством процессов познания, воображения и действий учащихся, самостоятельной постановкой цели и ее достижением.
Средний уровень
указывает на то, что учащийся имеет собственные творческие находки, но внешний стимул отсутствует.
Низкий уровень свидетельствует о том, что познание и воображение находятся на начальном уровне развития; преобладает воспроизводящая деятельность, в которой важную роль играет образец и внешний стимул.
Слайд 33
Таблица 1. Результаты тестирования учащихся
Слайд 34Диаграмма 1. Уровень развития творческих способностей учащихся на начальном этапе
экспериментальной работы
Слайд 35
Воспитание художественной культуры, развитие интереса к живописи архитектурного пейзажа.
Развитие технического
мышления, творческих способностей и технологических знаний в процессе построения, изучения и создания архитектурных работ в живописи.
2.2. Описание формирующего этапа опытно - экспериментальной работы
Цели формирующего этапа эксперимента
Слайд 36 Для формирующего этапа эксперимента мы составили план - проект по данной теме
выпускной квалификационной работы, который предполагал решение следующих задач
Привить любовь к архитектурному пейзажу, как к жанру
Развивать художественно-творческие способности на примере наглядных пособий и выполнение при помощи их, построение архитектурных элементов
Слайд 37Этапы реализации проекта
Знакомство с простыми геометрическими телами
Изучение линейной и воздушной перспективы
Цветовидение
Практическое
выполнение архитектурного пейзажа и анализ работ
Слайд 38
2.3. Результаты исследовательской работы
После проведения серии занятий, нами было организовано повторное
исследование по описанным на констатирующем этапе методикам . Полученные в ходе контрольного эксперимента результаты занесены в таблицу
Слайд 39 Работы учащихся на контрольном этапе
Слайд 40Таблица 2. Результат тестирования учащихся
Слайд 41
Диаграмма 2. Уровень развития творческих способностей учащихся на контрольном этапе
экспериментальной работы
Слайд 42
Результаты определения у учащихся уровня творческих способностей на констатирующем этапе
Слайд 43
Результаты определения у учащихся уровня творческих способностей на контрольном этапе
Слайд 44Динамика уровня сформированности творческих способностей учащихся
Слайд 45Вывод по второй главе
При целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у учащихся
улучшились показатели развития изобразительного творчества, проявился интерес к теме и содержанию, были увлечены процессом работы, проявляли творческую фантазию и оригинальность.
Для развития изобразительного творчества у учащихся в системе дополнительного образования, большое значение имеет ряд условий, среди которых: создание благотворной среды для развития художественного вкуса у учащихся; заинтересованность в развитии изобразительного творчества и согласованная планируемая деятельность педагогов дополнительного образования; интерес самого учащегося к изобразительной деятельности.
Все эти условия, так или иначе, оказывают большое влияние на развитие изобразительного творчества.
Слайд 46
Заключение
При написании выпускной квалификационной работы мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и
специальную литературу.
Определили условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на занятиях живописи архитектурного пейзажа.
В результате работы, учитывая цель нашего исследования: изучить особенности живописи архитектурного пейзажа, была достигнута.
Небольшое количество учащихся позволяет их руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого.
Хорошо организованная, продуманная деятельность учащихся в системе дополнительного образования помогает им стать инициативными,
последовательными, усидчивыми, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли учащийся учителем, врачом, инженером или художником.
Слайд 47Творческие работы учащихся на тему «Архитектура»