Презентация, доклад по теме Народные промыслы России

Содержание

Филимоновская игрушка

Слайд 1НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Слайд 2Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Слайд 3 Старейший народный художественный промысел России. Зародился в д.Филимоново

Одоевского района Тульской области. Впервые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне. Сейчас для обжига используются муфельные электрические печи. Во времена СССР появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.



Старейший народный художественный промысел России. Зародился в д.Филимоново Одоевского района Тульской области. Впервые упоминается

Слайд 4Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные

многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки являются свистульками, не свистят петухи и индюки.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

Слайд 5Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Слайд 6 В Х1Х веке основная часть каргопольских гончаров жила

в деревнях. В свободное от сельскохозяйственных работ время они лепили игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Символичной была каждая деталь. Запечатленный в игрушке образ был отголоском древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву - "бобки". Появились новые бытовые мотивы и детали праздничного народного костюма. Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее. Аккуратная роспись с элементами стилизованного под северную вышивку орнамента придала фигуркам красивый внешний вид. Но при этом наивность крестьянского примитива, составлявшая главную прелесть старой игрушки, утрачивается. Каргопольская игрушка совершенно чужда городского влияния.
Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки. Именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольской игрушки. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди. Для каргопольских игрушек характерна обобщенная передача образа. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая.

В Х1Х веке основная часть каргопольских гончаров жила в деревнях. В свободное от сельскохозяйственных

Слайд 7Простота выразительных средств выступает в игрушке не в отрицательном качестве. У

лучших народных мастеров в этом и состоит особенность творческого метода - умение выразить существо с помощью нескольких важных и точных деталей. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде. Не забыты и праздничные темы, а также фантастические персонажи. Сейчас в мастерской глиняной игрушки работают 30 мастеров. Каждый месяц здесь рождается около 6 тысяч новых игрушек. Продукцию отправляют в разные города нашей страны. Шестую часть ее продают в Каргополе.
Простота выразительных средств выступает в игрушке не в отрицательном качестве. У лучших народных мастеров в этом и

Слайд 8Хохлома

Хохлома

Слайд 9Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и

Узола издавна жили умелые мастера. Они изготовляли деревянную расписную посуду. В течение столетий оттачивалось мастерство народных художников. Формы изделий приобретали большую простоту и пластичность, вырабатывалась каллиграфическая легкость исполнения орнамента. Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью оригинальной техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали именовать Хохломой.
В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким». Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии. Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой.

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они

Слайд 10Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным

и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным,

Слайд 11Вятское кружево

Вятское кружево

Слайд 12 
Вятское кружево — один из народных промыслов,

развитых в Кировской области и являющихся её визитной карточкой.
Центр этого промысла находится в городе Советске. Вятские кружева появились в начале XVIII века. Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии в числе 9 других была организована земская школа кружевниц. Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Петербурга. Все школы, учрежденные «Мариинкой», опирались на её методическую базу и разработанные в ней учебные программы. Вместе с тем, в кружеве вятских школ сформировались особые качества, выделяющие его среди изделий других учебных заведений. Формы изделий разнообразны и порой необычны, не имеют аналогий в других школах: это жилеты, оплёты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии.

    Вятское  кружево — один из народных промыслов, развитых в Кировской области и являющихся

Слайд 13Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок

(элемент кружева), простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорчатые динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.

Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок (элемент кружева), простых сеток, в них

Слайд 14Абашевская игрушка

Абашевская игрушка

Слайд 15Русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской

области. Производство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи.
Русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в 19

Слайд 16Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных. Фигурки имеют удлиненное туловище

с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками. Отдельные детали могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.


Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и

Слайд 17Гжель

Гжель

Слайд 18
Изначально, ещё в стародавние времена

гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола: каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках.

Изначально, ещё в стародавние времена гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками,

Слайд 19 Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под

«крышей» гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни.
Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под «крышей» гжели находятся, кроме самого одноимённого

Слайд 20Палехская миниатюра

Палехская миниатюра

Слайд 21 Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке

Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и так далее.
Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом.
Палехская  миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется

Слайд 22 Отличительными чертами палехской школы являются:
миниатюрное (мелочное) многоклеймное

письмо;
общий мягкий тон письма;
многообразие элементов композиции и их живописность;
узорчатость письма;
разнообразие радужных сияний;
вписание гор остроконечными лещадками;
деревья с натуральной листвой;
удлинённость фигур подобно строгановским;
тонкость плави голов и обнажённых частей фигур;
пробела́ краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом «в полуперо»;
фоны разных тонов (вплоть до золотых).

Отличительными чертами палехской школы являются:миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;общий мягкий тон письма;многообразие элементов композиции

Слайд 23Крестецкая строчка

Крестецкая строчка

Слайд 24 Крестецкая строчка, или крестецкая вышивка, — народный промысел,

развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде.
Родиной Крестецкой строчки считается деревня Старое Рахино. С 1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно. Недорогие и изящные изделия пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах. Надомный промысел «крестецкая строчка» распространился за пределы Рахинской волости только после 1890 года. Ныне стилизованная крестецкая строчка изображена на флаге Крестецкого муниципального района Новгородской области.

Крестецкая  строчка, или крестецкая вышивка, — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком

Слайд 25Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка

подрезались и выдёргивались из ткани образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани образуя

Слайд 26Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Слайд 27 Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных

художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка, существует более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
 Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».  
Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.



Дымковская  игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе

Слайд 28 Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного

музея им. В. и А. Васнецовых.
В марте 2011 года в Кирове открыт музей « Дымковская игрушка : история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции.
 Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.
 В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

 Крупнейшая коллекция дымковской  игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. В. и А. Васнецовых.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть