Презентация, доклад по русскому языку Исследовательская работа (11 класс)

Содержание

Готхольд Лессинг Лаокоон, или О границах живописи и поэзииПервый, кому пришла мысль сравнить живопись и поэзию, был человеком тонкого чутья, заметившим на себе сходное влияние обоих искусств. Он открыл, что то и другое представляют нам вещи

Слайд 1ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ (творчество Мацуо Басё и Клода Моне)
Выполнила:

ученица 11 А класса МАОУ СОШ №29 города Калининграда Меркер Полина
Научный руководитель: Корнева А.В., учитель русского языка и литературы
2016 год
ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ  (творчество Мацуо Басё и Клода Моне)Выполнила: ученица 11 А класса МАОУ

Слайд 2Готхольд Лессинг Лаокоон, или О границах живописи и поэзии
Первый, кому пришла мысль

сравнить живопись и поэзию, был человеком тонкого чутья, заметившим на себе сходное влияние обоих искусств. Он открыл, что то и другое представляют нам вещи отдаленные в таком виде, как если бы они находились вблизи, видимость превращают в действительность; и то и другое обманывают нас, и обман обоих нравится.
Второй попытался глубже вникнуть во внутренние причины этого удовольствия и открыл, что в обоих случаях источник его один и тот же. Красота, понятие которой мы отвлекаем сначала лишь от телесных предметов, получила для него значимость общих правил, прилагаемых как к действиям и идеям, так и к формам.
Третий стал размышлять о значении и применении этих общих правил и заметил, что одни из них господствуют более в живописи, другие – в поэзии и что, следовательно, в одном случае поэзия может помогать живописи примерами и объяснениями, в другом случае живопись – поэзии.
Первый из трех был просто любитель, второй – философ, третий – художественный критик.
Готхольд Лессинг Лаокоон, или О границах живописи и поэзииПервый, кому пришла мысль сравнить живопись и поэзию, был

Слайд 3 «…живопись — немая поэзия, а поэзия — говорящая живопись…»

Симонид (философ Др. Греции).
«…живопись — немая поэзия, а поэзия — говорящая живопись…» Симонид (философ Др. Греции).

Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ
Превосходный мастер слова Мацуо Басё является канонической фигурой в японской (

и мировой) литературе. Творчеству М. Басё посвящены многочисленные исследования.
Эпоха импрессионизма стала дальнейшим шагом в истории развития мировой культуры XIX – XX столетия, понимание импрессионизма стало обязательной частью культурного багажа человека нашего времени.
На разных языках множество людей передают свои чувства при помощи поэзии и живописи.
АКТУАЛЬНОСТЬПревосходный мастер слова Мацуо Басё является канонической фигурой в японской ( и мировой) литературе. Творчеству М. Басё

Слайд 5ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: эстетическо-философские взгляды М.БАСЁ и К. МОНЕ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: творчество М.БАСЁ

и К.МОНЕ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Показать, как художественный текст и произведение живописи становится носителем определенной идеи, как структура текста относится к структуре этой идеи. Идея в искусстве - всегда модель, ибо она воссоздает образ действительности.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: эстетическо-философские взгляды М.БАСЁ и К. МОНЕ.ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: творчество М.БАСЁ и К.МОНЕЦЕЛЬ РАБОТЫ: Показать, как художественный

Слайд 6ЗАДАЧИ:
- выяснить, что такое хокку и импрессионизм, познакомиться с историей

их возникновения;
- найти сведения о творчестве М.Басё и К.Моне; - изучить и выделить характерные черты хокку и импрессионизма;
- научиться видеть за строками стихотворений и произведениями живописи чувства, переживания, настроения автора; - узнать основные принципы написания хокку и работ в стиле импрессионизма;
-сравнить произведения живописи и поэзии.
ЗАДАЧИ: - выяснить, что такое хокку и импрессионизм, познакомиться с историей их возникновения; 	 - найти сведения

Слайд 7МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение литературы по теме, научных работ.
Теоретический анализ.
Метод эмпирического уровня (наблюдение,

сравнение).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯИзучение литературы по теме, научных работ.Теоретический анализ.Метод эмпирического уровня (наблюдение, сравнение).

Слайд 8ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Возможность использования фактического материала при изучении зарубежной литературы, истории японской

литературы (поэзии), импрессионизма, французской живописи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:Возможность использования фактического материала при изучении зарубежной литературы, истории японской литературы (поэзии), импрессионизма, французской живописи.

Слайд 9ГИПОТЕЗА:

ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАНО В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

ГИПОТЕЗА:ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАНО В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Слайд 10ИСТОРИЯ. ХОККУ.
История японской лирической поэзии очень древняя. Первая антология японской поэзии

«Манъёсю» - «Собрание мириад листьев». Именно в этой антологии формируется, но еще не всегда строго выдерживается заданный на века размер стиха и основные поэтические формы в зависимости от количества стихов: нагаута «длинная песня» с неопределенным количеством пяти- и семисложных стихов, сэдока «песни гребцов»-шестистишия, построенные по схеме 5.7.7.5.7.7. слогов. И, наконец, танка -«короткая песня»-пятистишия, где чередуются стихи в 5.7.5.7.7. слогов.

ИСТОРИЯ. ХОККУ.История японской лирической поэзии очень древняя. Первая антология японской поэзии «Манъёсю» - «Собрание мириад листьев». Именно

Слайд 11Танка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые записи -

8-й век)- нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7).
Танка была не только высоким искусством, она была частью быта. Японцы любили поэтические состязания - утаавасэ.( это состязание поэтов). С течением времени развился обычай складывать стихотворение вдвоём. Один поэт сочинял первые три строчки, а второй должен был сочинить две последующие. Так родилась рэнга.

Танка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век)- нерифмованные пятистишия из 31

Слайд 12Рэнга - «нанизанные строфы», стихи-цепи, состоящие из чередующихся трёхстиший и двустиший

.
Первое трехстишие называлось "начальной строфой", по-японски "хокку"( это три строчки, 5+7+5=17 слогов). Она часто бывала самой сильной и самой лучшей строфой в составе рэнги.
Хокку - нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5).
Рэнга - «нанизанные строфы», стихи-цепи, состоящие из чередующихся трёхстиший и двустиший .Первое трехстишие называлось

Слайд 13Поэт – основоположник хокку

Мацуо Басё (1644-1694) Высший расцвет поэзии хокку связан

с творчеством Мацуо Басе, который создал собственный стиль в поэзии. Это был поэт и философ, влюбленный в природу родной страны. Именно Басе удалось возвести хокку в ранг высокого искусства, именно в его творчестве произошло превращение поэзии хокку из словесной игры в средство выражения мыслей и чувств поэта.

Поэт – основоположник хоккуМацуо Басё (1644-1694) Высший расцвет поэзии хокку связан с творчеством Мацуо Басе, который создал

Слайд 14ХОККУ
Лирическое стихотворение, изображающее в основном жизнь природы и жизнь человека в

их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного.
Это сплав музыки, живописи и поэзии.
ХОККУЛирическое стихотворение, изображающее в основном жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота

Слайд 15

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ХОККУ – СКАЗАТЬ МНОГОЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО СЛОВ.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ХОККУ – СКАЗАТЬ МНОГОЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО СЛОВ.

Слайд 16Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке... Это ее душа.

О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!
Неподвижно висит
Тёмная туча в полнеба…
Видно, молнию ждёт.
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слёзы…

Ива склонилась и спит.

Слайд 17Мастерством хокку считается в трех строках описать момент. Первая строка отвечает

на вопрос «Где?», вторая на вопрос «Что?», третья на вопрос «Когда?». Но нередки хокку и без ответа на эти извечные вопросы, особенно когда они описывают чувства, состояния. В основу созданной им поэтики Басё положил эстетические принципы:
Принципы жанра

саби («печаль одиночества»),
ваби («простота», «опрощение»),
каруми («легкость»),
ториавасэ («сочетаемость предмета»).

Мастерством хокку считается в трех строках описать момент. Первая строка отвечает на вопрос «Где?», вторая на вопрос

Слайд 18Структура хокку
Большинство хокку состоят из двух частей-предложений, 12+5 или 5+12
Хокку обязательно

должно передать состояние человека в соотнесении с природой. При этом природа должна быть определена относительно времени года – для этого в качестве неотъемлемого элемента текста используется обязательно «сезонное слово».

Структура хоккуБольшинство хокку состоят из двух частей-предложений, 12+5 или 5+12Хокку обязательно должно передать состояние человека в соотнесении

Слайд 19
Каждое хокку - это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке

- образе. Образы природы в поэзии Басё очень часто имеют второй план, иносказательно говоря о человеке и его жизни. Алый стручок перца, зеленая скорлупка каштана осенью, дерево сливы зимою — символы непобедимости человеческого духа. Часто поэт создает не зрительные, а звуковые образы.

Каждое хокку - это  чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке - образе. Образы природы в поэзии

Слайд 20Сезонное слово (киго)
Киго создает своего рода "природный фон", помогающий прочувствовать хокку.

Возможно как прямое указание ("зимний вечер", "конец лета"), так и косвенное.

На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер.

Сезонное слово (киго)Киго создает своего рода

Слайд 21« Эффект недостроенного моста»

Главное в хокку – творение совместное того,

кто посылает зов, и того, кто на него откликается.
Недосказанность создается осознанно. Смысл такого подхода в том, что автор приглашает читателя самостоятельно наполнить стихотворение содержанием, выступить соавтором произведения. Читатель наполняет стихотворение тем смыслом, который ему в тот момент наиболее эмоционально близок.

« Эффект недостроенного моста» Главное в хокку – творение совместное того, кто посылает зов, и того, кто

Слайд 22Вывод:
Хокку – это лирическое стихотворение, которое изображает жизнь человека и жизнь

природы в их единстве на фоне круговорота времен года. В этом философия японской поэзии.
Увидеть прекрасное в обычном и не остаться равнодушным – вот к чему призывает поэзия хокку.
Краткость, своеобразная поэтика, непосредственность чувств, легкость запоминания – вот в чем тайна этого жанра!

Вывод:Хокку – это лирическое стихотворение, которое изображает жизнь человека и жизнь природы в их единстве на фоне

Слайд 23Хокку не предназначены для быстрого прочтения. Хокку требует внимания, размышления, тишины.

Стихотворение, состоящее всего из нескольких строк, строится обычно на одной вещественной детали, но в нем всегда заложена возможность более полного развития темы. Простота хокку – это гениальная простота, за которой – постоянная работа души, особенная чуткость восприятия мира.


Хокку не предназначены для быстрого прочтения. Хокку требует внимания, размышления, тишины. Стихотворение, состоящее всего из нескольких строк,

Слайд 24ИСТОРИЯ. ИМПРЕССИОНИЗМ.
Импрессиони́зм (фр.  impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине  XIX

в., стремление наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.
ИСТОРИЯ. ИМПРЕССИОНИЗМ.Импрессиони́зм (фр.  impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине  XIX в., стремление наиболее естественно запечатлеть реальный

Слайд 25Задачи импрессионизма
Выражение окружающего мира средствами искусства;
Передача в красках ускользающего, мимолетного настроения

и ощущения; поиск красоты в обыденном;
освобождение художественного процесса от общих правил;
Передать собственное впечатление от предметов, не заботясь о соблюдении общепринятых правил.

Задачи импрессионизмаВыражение окружающего мира средствами искусства;Передача в красках ускользающего, мимолетного настроения и ощущения; поиск красоты в обыденном;освобождение

Слайд 26Импрессионизм называют движением к природе, которая является источником всех впечатлений. Художник

стремился как можно более ярко, выразительно и эмоционально передать свои впечатления на холсте, донести эти впечатления и энергетику обстановки до зрителя в полном объёме.
Импрессионисты показывали красоту реального мира, в котором каждый миг уникален.
«Видеть, чувствовать, выражать – в этом всё искусство»,- братья Гонкур, произведение «Дневники».
Импрессионизм называют движением к природе, которая является источником всех впечатлений. Художник стремился как можно более ярко, выразительно

Слайд 27Несмотря на всё новаторство импрессионистов, у них были предшественники.
Заметное влияние на

молодых художников оказало японское искусство. В первую очередь мастера японской гравюры: Утамаро, Хокусай, Хиросиге. Мастера располагали изображение на листе бумаги совершенно непривычным для европейского глаза образом,- смещенная или наклонная композиция, манера схематически передавать форму.
Несмотря на всё новаторство импрессионистов, у них были предшественники.Заметное влияние на молодых художников оказало японское искусство. В

Слайд 28

Клод Моне Для нас писать картины – то же, что для птиц петь

французский живописец. Представитель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи; в 1890-х годах стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня.

Клод Моне  Для нас

Слайд 29Впечатление. Восход солнца.Впечатление. Восход солнца.  Клод Моне. 1872 


Красное-красное солнце
В пустынной дали…

Но леденит
Безжалостный ветер осенний.

М.Басё
Впечатление. Восход солнца.Впечатление. Восход солнца.  Клод Моне. 1872 Красное-красное солнцеВ пустынной дали… Но леденитБезжалостный ветер осенний.

Слайд 30Поле маков, Клод Моне,1880г.

О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему


В этом высший подвиг цветка!
М.Басё
Поле маков, Клод Моне,1880г.О, сколько их на полях!Но каждый цветёт по-своему –В этом высший подвиг цветка!

Слайд 31Цвет и свет


Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние

исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы.


Цвет и свет Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых было

Слайд 32В работах Моне появляется фиксация момента, приём случайно срезанной композиции: художник

выбирает из потока бытия мимолетный фрагмент и запечатлевает его на полотне. Композиция изобилует срезами фигур и предметов, они как бы предполагают возможность продолжения изображенного за пределы холста
был принцип писать быстро, чтобы запечатлеть мгновение
Основной миссией живописца было и есть поиск красоты в обыденном. Отражение всего во всем и слияние, объединение Бытия через взаимоотношения цвета и света - это наверное, основной принцип живописи импрессионизма.
В работах Моне появляется фиксация момента, приём случайно срезанной композиции: художник выбирает из потока бытия мимолетный фрагмент

Слайд 33
«Все в живописи есть отражение»
Эжен Делакруа «Дневник»


«Все в живописи есть отражение»Эжен Делакруа «Дневник»

Слайд 34Пруд с кувшинками Клод Моне 1919, 100.4×201 см
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

М.Басё
Пруд с кувшинками Клод Моне 1919, 100.4×201 смСтарый пруд.Прыгнула в воду лягушка.Всплеск в тишине.

Слайд 35Дама в саду. Год создания 1867

Островки… Островки…
И на сотни осколков дробится
Море

летнего дня.
М.Басё
Дама в саду. Год создания 1867 Островки… Островки…И на сотни осколков дробитсяМоре летнего дня.

Слайд 36импрессионизм - это достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности, в

которой каждый миг уникален.
важно не то, как все видят мир, а то, как его вижу я, видишь ты, видит он. На этой волне формируется одно из направлений искусства – импрессионизм, который стал дальнейшим шагом в развитии европейской живописи.
Итак, импрессионизм – это явление нового подхода к живописи, новый взгляд, жажда остановить мгновение реальной жизни, запечатлеть его в картине надолго.
импрессионизм - это достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности, в которой каждый миг уникален. важно не

Слайд 37Общие черты ХОККУ и ИМПРЕССИОНИЗМА
СТРЕМЛЕНИЕ ПИСАТЬ ЛИШЬ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ

ПЕРЕД ГЛАЗАМИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ; способ познания – зрение;
конкретное изображение реального мира, в котором каждый миг уникален;
неординарный взгляд на заурядные вещи;
простота исполнения;
способность заставить человека задуматься (недосказанность); тонкий язык символов;
передают образы мира как мгновенные кадры изменчивой реальности.
Общие черты ХОККУ и ИМПРЕССИОНИЗМАСТРЕМЛЕНИЕ ПИСАТЬ ЛИШЬ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ; способ

Слайд 38ОБЩИЕ ТЕМЫ
основной темой обоих направлений является тема ПРИРОДЫ;
тема неразрывной связи

сознания человека с сущностью природы.
и хокку, и импрессионизм – впечатление от увиденного, только выражено оно в разных формах.
единство человека и окружающего мира.

ОБЩИЕ ТЕМЫосновной темой обоих направлений является тема ПРИРОДЫ; тема неразрывной связи сознания человека с сущностью природы. и

Слайд 39ВЫВОД:
ГИПОТЕЗА подтвердилась, ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАНО В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА .
ХОККУ

- ЭТО ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНА, а ИМПРЕССИОНИЗМ – ЭТО ЗАСТЫВШАЯ ПОЭЗИЯ.
ВЫВОД:ГИПОТЕЗА подтвердилась, ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАНО В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА .ХОККУ - ЭТО ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНА, а ИМПРЕССИОНИЗМ

Слайд 40Клод Моне
Камилла (Японка). 1876
Прощальные стихи
На веере хотел я написать


В руке сломался он.
Басё
Клод МонеКамилла (Японка). 1876Прощальные стихи  На веере хотел я написать –  В руке сломался он.

Слайд 41Список литературы:
1. Энциклопедия импрессионизма/Под ред.М.и А.Серюлля; Пер. с фр. Н.Матяш.

Науч. ред. и авт. послесл. К.Богемская.- М.: Республика, 2005.- 295 стр.: ил.
2. Басё. Лирика / Перевод с японского Веры Марковой. – М.: «Художественная литература», 1964г.
3. «Библиотека всемирной литературы» серия первая «Литература Древнего Востока». – М.: «Художественная литература», 1977.
4. Барт Ролан. Империя знаков. Хокку.- М.,2004, с. 87-109.
5. Одинокий сверчок: Классические японские трёхстишия хайку / Вступл. и перевод с япон. Долина А.А.; Оформл. Ордынского Г.А.. – М.: Детская литература, 1987.
6. Японская поэзия Серебряного века. – М.: Изд – во Эксмо, 2005. – 352 с.
7. Японские трёхстишия хокку. – М.: «Художественная литература», 1973.

Список литературы: 1. Энциклопедия импрессионизма/Под ред.М.и А.Серюлля; Пер. с фр. Н.Матяш. Науч. ред. и авт. послесл. К.Богемская.-

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть