Слайд 1ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ
(творчество Мацуо Басё и Клода Моне)
Выполнила:
ученица 11 А класса МАОУ СОШ №29 города Калининграда Меркер Полина
Научный руководитель: Корнева А.В., учитель русского языка и литературы
2016 год
Слайд 2Готхольд Лессинг
Лаокоон, или О границах живописи и поэзии
Первый, кому пришла мысль
сравнить живопись и поэзию, был человеком тонкого чутья, заметившим на себе сходное влияние обоих искусств. Он открыл, что то и другое представляют нам вещи отдаленные в таком виде, как если бы они находились вблизи, видимость превращают в действительность; и то и другое обманывают нас, и обман обоих нравится.
Второй попытался глубже вникнуть во внутренние причины этого удовольствия и открыл, что в обоих случаях источник его один и тот же. Красота, понятие которой мы отвлекаем сначала лишь от телесных предметов, получила для него значимость общих правил, прилагаемых как к действиям и идеям, так и к формам.
Третий стал размышлять о значении и применении этих общих правил и заметил, что одни из них господствуют более в живописи, другие – в поэзии и что, следовательно, в одном случае поэзия может помогать живописи примерами и объяснениями, в другом случае живопись – поэзии.
Первый из трех был просто любитель, второй – философ, третий – художественный критик.
Слайд 3 «…живопись — немая поэзия, а поэзия — говорящая живопись…»
Симонид (философ Др. Греции).
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ
Превосходный мастер слова Мацуо Басё является канонической фигурой в японской (
и мировой) литературе. Творчеству М. Басё посвящены многочисленные исследования.
Эпоха импрессионизма стала дальнейшим шагом в истории развития мировой культуры XIX – XX столетия, понимание импрессионизма стало обязательной частью культурного багажа человека нашего времени.
На разных языках множество людей передают свои чувства при помощи поэзии и живописи.
Слайд 5ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: эстетическо-философские взгляды М.БАСЁ и К. МОНЕ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: творчество М.БАСЁ
и К.МОНЕ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Показать, как художественный текст и произведение живописи становится носителем определенной идеи, как структура текста относится к структуре этой идеи. Идея в искусстве - всегда модель, ибо она воссоздает образ действительности.
Слайд 6ЗАДАЧИ:
- выяснить, что такое хокку и импрессионизм, познакомиться с историей
их возникновения;
- найти сведения о творчестве М.Басё и К.Моне;
- изучить и выделить характерные черты хокку и импрессионизма;
- научиться видеть за строками стихотворений и произведениями живописи чувства, переживания, настроения автора;
- узнать основные принципы написания хокку и работ в стиле импрессионизма;
-сравнить произведения живописи и поэзии.
Слайд 7МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение литературы по теме, научных работ.
Теоретический анализ.
Метод эмпирического уровня (наблюдение,
сравнение).
Слайд 8ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
Возможность использования фактического материала при изучении зарубежной литературы, истории японской
литературы (поэзии), импрессионизма, французской живописи.
Слайд 9ГИПОТЕЗА:
ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАНО В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА
Слайд 10ИСТОРИЯ. ХОККУ.
История японской лирической поэзии очень древняя. Первая антология японской поэзии
«Манъёсю» - «Собрание мириад листьев». Именно в этой антологии формируется, но еще не всегда строго выдерживается заданный на века размер стиха и основные поэтические формы в зависимости от количества стихов: нагаута «длинная песня» с неопределенным количеством пяти- и семисложных стихов, сэдока «песни гребцов»-шестистишия, построенные по схеме 5.7.7.5.7.7. слогов. И, наконец, танка -«короткая песня»-пятистишия, где чередуются стихи в 5.7.5.7.7. слогов.
Слайд 11Танка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые записи -
8-й век)- нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7).
Танка была не только высоким искусством, она была частью быта. Японцы любили поэтические состязания - утаавасэ.( это состязание поэтов). С течением времени развился обычай складывать стихотворение вдвоём. Один поэт сочинял первые три строчки, а второй должен был сочинить две последующие. Так родилась рэнга.
Слайд 12Рэнга - «нанизанные строфы», стихи-цепи, состоящие из чередующихся трёхстиший и двустиший
.
Первое трехстишие называлось "начальной строфой", по-японски "хокку"( это три строчки, 5+7+5=17 слогов). Она часто бывала самой сильной и самой лучшей строфой в составе рэнги.
Хокку - нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5).
Слайд 13Поэт – основоположник хокку
Мацуо Басё (1644-1694) Высший расцвет поэзии хокку связан
с творчеством Мацуо Басе, который создал собственный стиль в поэзии. Это был поэт и философ, влюбленный в природу родной страны.
Именно Басе удалось возвести хокку в ранг высокого искусства, именно в его творчестве произошло превращение поэзии хокку из словесной игры в средство выражения мыслей и чувств поэта.
Слайд 14ХОККУ
Лирическое стихотворение, изображающее в основном жизнь природы и жизнь человека в
их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного.
Это сплав музыки, живописи и поэзии.
Слайд 15
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ХОККУ – СКАЗАТЬ МНОГОЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО СЛОВ.
Слайд 16Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке...
Это ее душа.
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!
Неподвижно висит
Тёмная туча в полнеба…
Видно, молнию ждёт.
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слёзы…
Слайд 17Мастерством хокку считается в трех строках описать момент. Первая строка отвечает
на вопрос «Где?», вторая на вопрос «Что?», третья на вопрос «Когда?». Но нередки хокку и без ответа на эти извечные вопросы, особенно когда они описывают чувства, состояния. В основу созданной им поэтики Басё положил эстетические принципы:
Принципы жанра
саби («печаль одиночества»),
ваби («простота», «опрощение»),
каруми («легкость»),
ториавасэ («сочетаемость предмета»).
Слайд 18Структура хокку
Большинство хокку состоят из двух частей-предложений, 12+5 или 5+12
Хокку обязательно
должно передать состояние человека в соотнесении с природой. При этом природа должна быть определена относительно времени года – для этого в качестве неотъемлемого элемента текста используется обязательно «сезонное слово».
Слайд 19
Каждое хокку - это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке
- образе. Образы природы в поэзии Басё очень часто имеют второй план, иносказательно говоря о человеке и его жизни. Алый стручок перца, зеленая скорлупка каштана осенью, дерево сливы зимою — символы непобедимости человеческого духа. Часто поэт создает не зрительные, а звуковые образы.
Слайд 20Сезонное слово (киго)
Киго создает своего рода "природный фон", помогающий прочувствовать хокку.
Возможно как прямое указание ("зимний вечер", "конец лета"), так и косвенное.
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Слайд 21« Эффект недостроенного моста»
Главное в хокку – творение совместное того,
кто посылает зов, и того, кто на него откликается.
Недосказанность создается осознанно. Смысл такого подхода в том, что автор приглашает читателя самостоятельно наполнить стихотворение содержанием, выступить соавтором произведения. Читатель наполняет стихотворение тем смыслом, который ему в тот момент наиболее эмоционально близок.
Слайд 22Вывод:
Хокку – это лирическое стихотворение, которое изображает жизнь человека и жизнь
природы в их единстве на фоне круговорота времен года. В этом философия японской поэзии.
Увидеть прекрасное в обычном и не остаться равнодушным – вот к чему призывает поэзия хокку.
Краткость, своеобразная поэтика, непосредственность чувств, легкость запоминания – вот в чем тайна этого жанра!
Слайд 23Хокку не предназначены для быстрого прочтения. Хокку требует внимания, размышления, тишины.
Стихотворение, состоящее всего из нескольких строк, строится обычно на одной вещественной детали, но в нем всегда заложена возможность более полного развития темы. Простота хокку – это гениальная простота, за которой – постоянная работа души, особенная чуткость восприятия мира.
Слайд 24ИСТОРИЯ. ИМПРЕССИОНИЗМ.
Импрессиони́зм (фр. impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX
в., стремление наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.
Слайд 25Задачи импрессионизма
Выражение окружающего мира средствами искусства;
Передача в красках ускользающего, мимолетного настроения
и ощущения; поиск красоты в обыденном;
освобождение художественного процесса от общих правил;
Передать собственное впечатление от предметов, не заботясь о соблюдении общепринятых правил.
Слайд 26Импрессионизм называют движением к природе, которая является источником всех впечатлений. Художник
стремился как можно более ярко, выразительно и эмоционально передать свои впечатления на холсте, донести эти впечатления и энергетику обстановки до зрителя в полном объёме.
Импрессионисты показывали красоту реального мира, в котором каждый миг уникален.
«Видеть, чувствовать, выражать – в этом всё искусство»,- братья Гонкур, произведение «Дневники».
Слайд 27Несмотря на всё новаторство импрессионистов, у них были предшественники.
Заметное влияние на
молодых художников оказало японское искусство. В первую очередь мастера японской гравюры: Утамаро, Хокусай, Хиросиге. Мастера располагали изображение на листе бумаги совершенно непривычным для европейского глаза образом,- смещенная или наклонная композиция, манера схематически передавать форму.
Клод Моне
Для нас писать картины –
то же, что для птиц петь
французский живописец. Представитель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи; в 1890-х годах стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня.
Слайд 29Впечатление. Восход солнца.Впечатление. Восход солнца. Клод Моне. 1872
Красное-красное солнце
В пустынной дали…
Но леденит
Безжалостный ветер осенний.
М.Басё
Слайд 30Поле маков, Клод Моне,1880г.
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему
–
В этом высший подвиг цветка!
М.Басё
Слайд 31Цвет и свет
Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние
исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы.
Слайд 32В работах Моне появляется фиксация момента, приём случайно срезанной композиции: художник
выбирает из потока бытия мимолетный фрагмент и запечатлевает его на полотне. Композиция изобилует срезами фигур и предметов, они как бы предполагают возможность продолжения изображенного за пределы холста
был принцип писать быстро, чтобы запечатлеть мгновение
Основной миссией живописца было и есть поиск красоты в обыденном.
Отражение всего во всем и слияние, объединение Бытия через взаимоотношения цвета и света - это наверное, основной принцип живописи импрессионизма.
Слайд 33
«Все в живописи есть отражение»
Эжен Делакруа «Дневник»
Слайд 34Пруд с кувшинками
Клод Моне
1919, 100.4×201 см
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
М.Басё
Слайд 35Дама в саду. Год создания 1867
Островки… Островки…
И на сотни осколков дробится
Море
летнего дня.
М.Басё
Слайд 36импрессионизм - это достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности, в
которой каждый миг уникален.
важно не то, как все видят мир, а то, как его вижу я, видишь ты, видит он. На этой волне формируется одно из направлений искусства – импрессионизм, который стал дальнейшим шагом в развитии европейской живописи.
Итак, импрессионизм – это явление нового подхода к живописи, новый взгляд, жажда остановить мгновение реальной жизни, запечатлеть его в картине надолго.
Слайд 37Общие черты ХОККУ и ИМПРЕССИОНИЗМА
СТРЕМЛЕНИЕ ПИСАТЬ ЛИШЬ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ
ПЕРЕД ГЛАЗАМИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ; способ познания – зрение;
конкретное изображение реального мира, в котором каждый миг уникален;
неординарный взгляд на заурядные вещи;
простота исполнения;
способность заставить человека задуматься (недосказанность); тонкий язык символов;
передают образы мира как мгновенные кадры изменчивой реальности.
Слайд 38ОБЩИЕ ТЕМЫ
основной темой обоих направлений является тема ПРИРОДЫ;
тема неразрывной связи
сознания человека с сущностью природы.
и хокку, и импрессионизм – впечатление от увиденного, только выражено оно в разных формах.
единство человека и окружающего мира.
Слайд 39ВЫВОД:
ГИПОТЕЗА подтвердилась, ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАНО В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА .
ХОККУ
- ЭТО ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНА, а ИМПРЕССИОНИЗМ – ЭТО ЗАСТЫВШАЯ ПОЭЗИЯ.
Слайд 40Клод Моне
Камилла (Японка). 1876
Прощальные стихи
На веере хотел я написать
–
В руке сломался он.
Басё
Слайд 41Список литературы:
1. Энциклопедия импрессионизма/Под ред.М.и А.Серюлля; Пер. с фр. Н.Матяш.
Науч. ред. и авт. послесл. К.Богемская.- М.: Республика, 2005.- 295 стр.: ил.
2. Басё. Лирика / Перевод с японского Веры Марковой. – М.: «Художественная литература», 1964г.
3. «Библиотека всемирной литературы» серия первая «Литература Древнего Востока». – М.: «Художественная литература», 1977.
4. Барт Ролан. Империя знаков. Хокку.- М.,2004, с. 87-109.
5. Одинокий сверчок: Классические японские трёхстишия хайку / Вступл. и перевод с япон. Долина А.А.; Оформл. Ордынского Г.А.. – М.: Детская литература, 1987.
6. Японская поэзия Серебряного века. – М.: Изд – во Эксмо, 2005. – 352 с.
7. Японские трёхстишия хокку. – М.: «Художественная литература», 1973.