Слайд 1Проведение дискуссии на основе статьи «Стать интеллигентным человеком!»
Урок РРО
№ 29
Слайд 2«Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим
собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему» («Письма о добром»).
Д.С. Лихачев
«Высшее образование дает знания, но не интеллигентность. Оно для недостаточно развитого человека даже опасно – как и высокое положение в обществе» («Об интеллигентности»).
Слайд 3Дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему
и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого обучающегося на проблему.
Слайд 4Памятка «Как вести дискуссию»:
1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно
ты должен сказать.
2. Обязательно выскажи и аргументируй своё мнение.
3. Говори просто и ясно, логично и последовательно.
4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чём ты уверен, не утверждай того, в чём сам не уверен.
5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
6. Не повторяйся и не повторяй слов других.
7. Помни, что лучшие доказательства – точные факты.
8. Уважай того, кто спорит с тобой; твоё тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.
Слайд 5Вопросы для обсуждения:
1. Согласны ли вы с утверждением, что «Образованность нельзя
смешивать с интеллигентностью»?
2. В чем принципиальная разница, по мнению Д.С. Лихачева, между образованностью и интеллигентностью?
3. Какие качества определяют интеллигентного человека?
4. Как вы думаете, почему нельзя притвориться интеллигентным?
Слайд 6О понятии «интеллигентность, интеллигенция» много спорят. В иностранных языках и в
словарях слово «интеллигенция» переводится, как правило, не само по себе, а вместе с прилагательным «русская».
Д. С. Лихачев считал интеллигентность моральным и общественным долгом человека перед обществом. Почему? Постараемся понять точку зрения Д.С. Лихачева, изложенную им в письме двенадцатом «Человек должен быть интеллигентен».
Для начала заглянем в толковый словарь.
Интеллигенция. 1. Люди умственного труда, обладающие образованием и социальными знаниями в разных областях науки, техники и культуры. 2. Общественный слой людей, занимающихся умственным трудом.
Интеллигент – лицо, принадлежащее к интеллигенции.
Интеллигентный 1. Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. (Интеллигентный человек. Интеллигентное поведение.) 2.Свойственный интеллигенту. (Интеллигентный вид).
В словарно-справочной литературе слово «интеллигенция» многозначное, имеющее разные трактовки. В качестве отличительных признаков «интеллигентности» выступают: во-первых, образованность, во-вторых, разумность, умственное развитие, способность к духовному творчеству.
Слайд 7Давайте назовем качества, свойственные интеллигентному человеку:
- обостренное чувство социальной справедливости;
- приобщенность
к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;
- следование велениям совести;
- личная порядочность и тактичность;
- способность к состраданию;
- идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.
Слайд 8Обратимся к письму Лихачева, в котором есть такие строки:
«Многие думают, что
раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать». Как, по-вашему, можно это делать?
- Итак, попробуем ответить на вопросы: зачем человеку необходимо быть интеллигентным? Почему это так важно для общества, для семьи, для него самого?
Слайд 9Есть русская интеллигенция.
Вы думали – нет? Есть.
Не масса индифферентная,
А совесть страны
и честь.
Есть в Рихтере и Аверинцеве
Земских врачей черты –
Поскольку интеллигенция,
Поскольку они честны.
«Нет пророков в своем отечестве»,
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
Зато и пророки есть.
Такие, как вне коррозии,
Ноздрей петербуржской вздет,
Николай Александрович Козырев –
Небесный интеллигент.
Воюет с извечной дурью.
Для подвига рождена,
Отечественная литература –
Отечественная война.
Какое призванье лестное
Служить ей, отдавши честь:
«Есть русская интеллигенция!
Есть!» А. Вознесенский
Слайд 23Каким должен быть культурный человек
Каким должен быть культурный человек
Кто он, интеллигент
наших дней? Достаточно ли иметь высокий уровень развития, отлично усваивать новую информацию, чтобы считаться культурным? Определённо, нет.
Интеллигентный человек образован и эрудирован, постоянно самосовершенствуется. Его разум не знает покоя.
Он соблюдает законы приличия, культурно ведёт себя в любой социальной среде, невзирая на уровень интеллекта, статус и материальный достаток окружающих. При общении с ним люди начинают подозревать, что нормы этикета он впитал с молоком матери.
Умеет владеть собой - сдерживать порывы и негативные эмоции. Объективно оценивает свои действия и спокойно признаёт ошибки.
Его уверенность в себе никогда не служит орудием унижения других. Напротив, сочувствие, умение сопереживать руководят поступками. И, кстати, человеколюбие часто помогает ему получить общественное признание, хотя статусы и награды не являются целью его жизни.
Слайд 24Темы:
«Каждая из культур прошлого или иной страны становится для интеллигентного
человека «своей культурой»,.. ибо познание своего сопряжено с познанием чужого» (Д.С.Лихачев. «Письма о добром»).
2. «Жить с достоинством – что это значит?»
3. «Нужна ли человеку совесть?»
4. «Трудно ли быть интеллигентным человеком?»
Слайд 25Домашнее задание: написать сочинение
«Человек, которому я хотел бы подражать».