Презентация, доклад на тему Эстетика символизма 11 класс

Содержание

Символизм ( франц.Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции,

Слайд 1Эстетика символизма

Эстетика символизма

Слайд 2Символизм ( франц.Symbolisme) -
одно из крупнейших направлений в искусстве (в

литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Символ –

многозначное иносказание; некий условный знак, соединяющий мир реальный и ирреальный
Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.

Символизм ( франц.Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во

Слайд 3Искусство ради искусства
Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур и

эпох

Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха:
наполнили его новыми, яркими и выразительными образами;
пытались добиться оригинальной формы;
уходили в бессмысленную игру слов и звуков

Символисты экспериментировали с цветом, светом, звуком
символисты использовали звукопись для создания своих символов

Символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений

Искусство ради искусстваСимволисты широко использовали мотивы и образы разных культур и эпох Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха:

Слайд 4Символизм в зарубежной литературе
Морис Метерлинк
Главные темы творчества Метерлинка — смерть и значение

человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории.
Пьесу-сказку «Принцесса Мален» критики охарактеризовали как «драматургию молчания, намёков и недомолвок».

Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк  29 августа 1862, Гент — 6 мая (по некоторым источникам — 5 мая) 1949, Ницца) бельгийский писатель, драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911 год. Автор философской пьесы-притчи «Синяя птица», посвящённой вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия — Синей птицы. Произведения Метерлинка отражают попытки души достичь понимания и любви.

Символизм в зарубежной литературеМорис Метерлинк Главные темы творчества Метерлинка — смерть и значение человеческой жизни, место и роль

Слайд 5Пьесы
Принцесса Мален
Слепые (Les Aveugles, 1890).
Непрошенная (L’Intruse, 1891).
Семь принцесс (Les Sept princesses, 1891).
Пеллеас

и Мелизанда (Pelléas et Mélisande, 1892).
Алладина и Паломид (Alladine et Palomides, 1894).
Там внутри (Intérieur, 1894).
Смерть Тентажиля (La Mort de Tintagiles, 1894).
Аглавена и Селизетта (Aglavaine et Sélysette, 1896).
Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение (Ariane et Barbe-Bleue, 1896).
Сестра Беатриса (Sœur Béatrice, 1900).
Монна Ванна (Monna Vanna, 1902).
Жуазель (Joyzelle, 1903).

Пьесы Принцесса МаленСлепые (Les Aveugles, 1890).Непрошенная (L’Intruse, 1891).Семь принцесс (Les Sept princesses, 1891).Пеллеас и Мелизанда (Pelléas et Mélisande,

Слайд 6Поль Верлен
Поэзия – это то, что наворожила заря, поэт – избранник,

который может заглянуть за пелену бытия в миг озарения.
Верлен создаёт импрессию, впечатление, ощущение размытости, нечёткости.

Поль Мари́ Верле́н (фр. Paul Marie Verlaine, 1844—1896) — французский поэт, один из основоположников литературного импрессионизма и символизма.

Поль Верлен Поэзия – это то, что наворожила заря, поэт – избранник, который может заглянуть за пелену

Слайд 7Луна на стены налагала пятна Углом тупым. Как цифра пять, согнутая обратно, Вставал над

острой крышей чёрный дым. Томился ветер, словно стон фагота. Был небосвод Бесцветно сер. На крыше звал кого-то, Мяуча жалобно, иззябший кот. А я, — я шёл, мечтая о Платоне, В вечерний час, О Саламине и о Марафоне… И синим трепетом мигал мне газ

«Парижский набросок», перевод В. Брюсова

Луна на стены налагала пятна Углом тупым. Как цифра пять, согнутая обратно, Вставал над острой крышей чёрный

Слайд 8Артюр Рембо
Для Рембо искусство не отражение жизни, а способ жизнетворчества, инструмент,

с помощью которого можно изменить мир.
«Я пытаюсь превратиться в ясновидца, которому открыта тайна бытия».

Жан Николя́ Артю́р Рембо́ (фр. Jean Nicolas Arthur Rimbaud  1854—1891) — французский поэт.

Артюр Рембо Для Рембо искусство не отражение жизни, а способ жизнетворчества, инструмент, с помощью которого можно изменить

Слайд 9Мое бродяжество  В карманах продранных я руки грел свои;  Наряд мой был убог,

пальто — одно названье;  Твоим попутчиком я, Муза, был в скитанье  И — о-ля-ля! - мечтал о сказочной любви.  Зияли дырами протертые штаны.  Я — мальчик с пальчик — брел, за рифмой поспешая.  Сулила мне ночлег Медведица Большая,  Чьи звезды ласково шептали с вышины;  Сентябрьским вечером, присев у придорожья,  Я слушал лепет звезд; чела касалась дрожью  Роса, пьянящая, как старых вин букет;  Витал я в облаках, рифмуя в исступленье,  Как лиру, обнимал озябшие колени,  Как струны, дергая резинки от штиблет. 1870 (перевод А.Ревича)
Мое бродяжество   В карманах продранных я руки грел свои;  Наряд мой был убог, пальто — одно

Слайд 10Символизм в русской литературе
Вячеслав Иванов
Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается

поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся отзвуки разных подземных ключей...

Русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, идеолог дионисийства. Яркий представитель «Серебряного века». Родился16 февраля 1866 г., Москва, Умер16 июля 1949 г. (83 года), Рим, Италия

Стихотворения, поэмы
Кормчие звёзды, 1903.
Прозрачность: 2-я кн. лирики. Скорпион, 1904.
Тантал. Трагедия, 1905
Эрос. — СПб.: Оры, 1907.
Нежная тайна; Лепта. — СПб.: Оры, 1912.
Прометей: Трагедия. — Пг.: Алконост, 1919.

Символизм в русской  литературеВячеслав ИвановОсобенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого,

Слайд 11Константин Бальмонт
Поэзия Бальмонта наполнена певучей силой, музыкальным началом.
Русский поэт-символист, переводчик и

эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. Родился15 июня 1867 г., Владимирская губерния Умер24 декабря 1942 г. (75 лет), Нуази-ле-Гран, Франция
Константин Бальмонт Поэзия Бальмонта наполнена певучей силой, музыкальным началом.Русский поэт-символист, переводчик и эссеист, один из виднейших представителей

Слайд 12Дать в переводе художественную равноценность — задача невыполнимая никогда. Произведение искусства, по

существу своему, единично и единственно в своём лике. Можно лишь дать нечто приближающееся больше или меньше. Иногда даёшь точный перевод, но душа исчезает, иногда даёшь вольный перевод, но душа остаётся. Иногда перевод бывает точный, и душа остаётся в нём. Но, говоря вообще, поэтический перевод есть лишь отзвук, отклик, эхо, отражение. Как правило, отзвук беднее звука, эхо воспроизводит лишь частично пробудивший его голос, но иногда, в горах, в пещерах, в сводчатых замках, эхо, возникнув, пропоёт твой всклик семикратно, в семь раз отзвук бывает прекраснее и сильнее звука. Так бывает иногда, но очень редко, и с поэтическими переводами. И отражение есть лишь смутное отражение лица. Но при высоких качествах зеркала, при нахождении удачных условий его положения и освещения, красивое лицо в зеркале бывает красивей и лучезарней в своём отражённом существовании. Эхо в лесу — одно из лучших очарований.
К. Д. Бальмонт
Дать в переводе художественную равноценность — задача невыполнимая никогда. Произведение искусства, по существу своему, единично и единственно в

Слайд 13«Зелёный вертоград (Слова поцелуйные)» (СПб, "Шиповник", 1909)
«Звенья. Избранные стихи. 1890—1912» (М.:

Скорпион, 1913)
«Белый Зодчий (Таинство четырёх светильников)» (1914)
«Ясень (Видение древа)» (М., изд. Некрасова, 1916)
«Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917; Берлин, 1921)
«Собрание лирики» (Кн. 1-2, 4-6. М., 1917-1918)

«Зелёный вертоград (Слова поцелуйные)» (СПб,

Слайд 14Лирика Сологуба отличается пессимистическим настроением, повторяющимися фольклорными образами-символами
Фёдор Сологуб
Фёдор Сологу́б (настоящее

имя Фёдор Кузьми́ч Тете́рников; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русский поэт и писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма и охватившего всю Европу 
Лирика Сологуба отличается пессимистическим настроением, повторяющимися фольклорными образами-символами Фёдор Сологуб Фёдор Сологу́б (настоящее имя Фёдор Кузьми́ч Тете́рников; 17 февраля

Слайд 15Рассказы (отдельные издания)
1896 Тени
1904 Жало Смерти
1905 Книга сказок
1906 Политические сказочки
1907 Истлевающие личины
1908 Книга разлук
1909 Книга очарований
1916 Ярый год
1918 «Слепая бабочка»,
«Помнишь,

не забудешь» и другие рассказы. М., 1918
Сочтённые дни. Ревель, 1921

Рассказы (отдельные издания)1896 Тени1904 Жало Смерти1905 Книга сказок1906 Политические сказочки1907 Истлевающие личины1908 Книга разлук1909 Книга очарований1916 Ярый год1918 «Слепая бабочка»,«Помнишь, не забудешь» и другие рассказы. М.,

Слайд 16Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа,

мечтающий о прорыве за грани известного.
Образ мечты у поэта получает сквозное развитие.
Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Родился1 декабря 1873 г., Москва, Российская империя
Умер9 октября 1924 г. (50 лет), Москва, СССР

Валерий Брюсов

Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, мечтающий о прорыве за грани известного.Образ

Слайд 17Моя мечта Моей мечте люб кругозор пустынь, Она в степях блуждает вольной серной, Ей

чужд покой окованных рабынь, Ей скучен путь проложенный и мерный. Но, встретив Холм Покинутых Святынь, Она дрожит в тревоге суеверной, Стоит, глядит, не шелохнет травой, И прочь идет с поникшей головой.
Моя мечта  Моей мечте люб кругозор пустынь, Она в степях блуждает вольной серной, Ей чужд покой

Слайд 18Символизм в музыке
Музыка Скрябина очень своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность,

импульсивность.
Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет. Это связано с поисками возможностей объединения звука и света. В симфоническую поэму «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.

Александр Николаевич Скрябин

Символизм в музыкеМузыка Скрябина очень своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность.Композитора привлекали образы, связанные с огнём:

Слайд 19Александр Николаевич Скрябин
Русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке.

Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка». Родился6 января 1872 г.
Умер27 апреля 1915 г. (43 года), Москва

Александр Николаевич СкрябинРусский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке. Первым использовал в исполнении музыки цвет,

Слайд 20Символизм в живописи
Врубель – мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя во

всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве.
Изображение движения.
Присутствие интриги.
Молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве Врубеля.

Михаил Врубель

Символизм в живописиВрубель – мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя во всех видах и жанрах изобразительного искусства:

Слайд 21Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста.

Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.
Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств.
В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.
В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю. Лермонтова (1891 г.).
Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Врубель создал также ряд романтических декоративных панно: «Венеция» (1893 г.), «Испания» (1894 г.); триптихи для особняков А. В. и С. Т. Морозовых; картины «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза» для выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г.
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.).
Врубель много раз переписывал эту картину, словно хотел досказать что-то важное. С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.).
Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним Врубель ослеп.
14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге.

Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте

Слайд 22Демон сидящий

Демон сидящий

Слайд 23Демон поверженный

Демон поверженный

Слайд 24Царевна Лебедь

Царевна Лебедь

Слайд 26Девочка на фоне персидского ковра

Девочка на фоне персидского ковра

Слайд 27ХУДОЖНИКИ СИМВОЛИСТЫ
Анри Фантен-Латур, Арнольд Бёклин, Виктор Борисов-Мусатов, Виктор Васнецов, Густав Климт, Гюстав Моро , Джордж Фредерик Уоттс, Жорж Лякомб, Зинаида

Серебрякова,Константин Васильев, Константин Сомов, Константин Юон, Константинос Партенис,Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Микалоюс Чюрлёнис, Михаил Врубель,Михаил Нестеров, Морис Дени, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Одилон Редон,Пьер Пюви де Шаванн, Сергей Судейкин, Уильям Блейк, Уильям Холман Хант, Фелисьен Ропс, Фердинанд Ходлер, Франц фон Штук, Эдвард Мунк, Ян Тороп, Яцек Мальчевский.

ХУДОЖНИКИ СИМВОЛИСТЫАнри Фантен-Латур, Арнольд Бёклин, Виктор Борисов-Мусатов, Виктор Васнецов, Густав Климт, Гюстав Моро , Джордж Фредерик Уоттс, Жорж Лякомб, Зинаида Серебрякова,Константин Васильев, Константин Сомов, Константин Юон, Константинос Партенис,Кузьма Петров-Водкин, Мартирос

Слайд 28Всеволод Мейерхольд
Актёры застывали, изображая персонажей известных картин, а потом оживали,

чтобы застыть в следующем живописном сюжете, сделав из плоского изображения объемное.
Главным в этих «живых картинах» было то, что живое превращалось в неживое, чтобы потом снова ожить.

Символизм и театр

Всеволод Мейерхольд   Актёры застывали, изображая персонажей известных картин, а потом оживали, чтобы застыть в следующем живописном сюжете,

Слайд 29Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального

гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР. Родился9 февраля 1874 г., Пенза, Российская империя
Умер2 февраля 1940 г. (65 лет), Москва, СССР

Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и

Слайд 30Театральный режиссёр, новатор театра, отчаянный экспериментатор. Отношение к нему было неоднозначным,

одни говорили, что он гений, другие не понимали и не принимали то, что он делал в театре. В. Мейерхольд был без сомнения яркой, щедро одаренной и очень неоднозначной личностью, если суммировать всё, что о нём писалось и говорилось.
Театральный режиссёр, новатор театра, отчаянный экспериментатор. Отношение к нему было неоднозначным, одни говорили, что он гений, другие

Слайд 31
спасибо за внимание!

спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть