Слайд 1Долматова Галина Владимировна
МБОУ Полурядинская СОШ
Озёрский район Московской области
Урок РРО
10 класс
«Воспитание
чувств».
Письмо А. П. Чехова брату Николаю
Слайд 2Воспитание - великое дело: им решается участь человека (В.Белинский)
У всякого два
воспитания: одно, которое дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам (Э.Гиббон)
Слайд 3Вопросы:
1. О каких двух воспитаниях идёт речь в предложении?
2. Найдите
и рассмотрите ключевое слово воспитание из данных утверждений с разных языковых позиций: словообразования, морфологии, лексики, фонетики.
3. Что вмещает в себя понятие “воспитание”
4. Можно ли отнести слова толерантность и альтруизм в данный лексический ряд?
5. Какую роль играет в воспитании литература как учебник жизни? Какие произведения оказали на вас воспитательное воздействие?
Слайд 4Русский классик более 100 лет назад написал письмо своему брату, талантливому
художнику, но слабохарактерному и страдающему от беспробудного пьянства.
Слайд 6 «Упиваюсь письмами Чехова! Моральная гениальность…Это корифей эпистолярной прозы,» - писал
учёный-историк Тарле.
Слайд 7Была у Чехова уютная традиция: переплетать семейные письма в книги и
перечитывать их на досуге. Особенно популярен был Митрофан Егорович, который писал из своих путешествий по России подробно, цветисто, используя красочные выражения в духе Марлинского.
Эпистолярная культура была привита таланту Чехова накрепко. Способствовала тому и жизнь юноши в течение нескольких лет вдали от близких. Чехов просит писать ему «по-братски, без церемоний», выражает желание «если только возможно, получить … письма» и от других родственников, признается, что «собирает коллекцию разнородных писем».
Сам Чехов отвечал практически на все письма и свою редкую обязательность объяснил так: «А, видите ли, был у нас учитель Таганроге, которого я очень любил, однажды я протянул ему руку, а он не заметил и не ответил на рукопожатие. И мне так больно было».
Письма для Чехова были способом существования.
Имея ясные представления о воспитанных людях, он писал брату Николаю: «…они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и гостями Скворцова, сознавая, что они призваны жить с ними, а воспитывающе влиять на них».
Слайд 8А.П.Чехов с братом
Антон Павлович Чехов, зная слабости своего брата, всегда и переживал
за него, расстраивался из-за наплевательского отношения Николая к своему дару. Он писал: «Гибнет сильный русский талант, гибнет ни за грош». И, конечно, пытался его вразумить, объяснить, что тот совершает ошибку, живя подобной жизнью. В одном из своих писем к брату он в довольно жесткой форме в очередной раз указал ему на его природу ужасного образа жизни и наплевательство по отношению к себе о качествах воспитанного человека.
У него вышло эмоциональное, откровенное письмо, которое непременно нужно прочитать и нам. Мы, конечно, можем и не быть алкоголиками, прозябающими в клоповниках, но в целом многие из нас, как и Николай Павлович, погрязли в жалости к себе, принижают таланты и стоят в позе «меня никто не понимает». Делая при этом хуже и себе, и близким людям, которым не все равно.
Слайд 9Задание 20. Прочитайте письмо А.П.Чехова своему брату Николаю. Представьте себя современником
братьев Чеховых или русским человеком на пороге XXI века, и с этих позиций оцените жизненные принципы А.П.Чехова, которые, как видим, отражаются в принципах его речевого поведения.
Воспитание чувств
...Ты часто жаловался мне, что тебя “не понимают!” На это даже Гете и Ньютон не жаловались... Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем “я”, а о своем учении. Тебя отлично понимают. Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других... По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься каждой копейкой, искренен, ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, надежен, незлопамятен, доверчив. Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант...
Недостаток же у тебя только один. В нем твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность.
Слайд 10Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1) Они уважают
человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, присутствие посторонних.
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не видишь простым глазом.
3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
Слайд 115) Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в
другом сочувствие. Они не говорят: “Меня не понимают”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.
6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатия пьяного Плевако. Они смеются над фразой: “Я представитель печати”, которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам.
7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином и суетой.
8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки... Таковы воспитанные. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Самолюбие надо бросить, и то ты уже не маленький... 30 лет скоро! Пора. Жду... Все мы ждем.
Слайд 12Запомните: Коммуникация (лат. communiсatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение,
обмен мыслями, сведениями, идеями. Коммуникация понимается как синоним общения. Коммуникация осуществляется функционированием языка.
Коммуникация — форма общения людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация складывается из коммуникативных (речевых) актов-высказываний, текстов, порождаемых коммуникантами — членами общества в процессе коллективной деятельности.
Коммуникативный (речевой) акт — конкретный процесс говорения, слушания, чтения, письма, в результате которого порождается высказывание, текст.
Высказывание — единица речевого общения, единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Высказывание — законченный в смысловом отношении текст. Минимальное высказывание — единица равновеликая предложению.
Адресант — лицо, которое участвует в речевом общении в качестве говорящего, пишущего, порождающего речь, автора речи, отправителя информации.
Адресат — лицо, которое участвует в речевом общении в качестве слушающего, читающего, воспринимающего речь, получателя информации.
Слайд 13Вопросы и задания:
1. Как звучит письмо сегодня: современно или устарело? Какие
пункты следовало бы исключить, добавить своё, изменить?
2. Есть ли в тексте незнакомые для вас слова?
Объясните значения следующих слов подбором синонимов: суетны, штудировка
3. В каком значении употреблено слово эстетика в контексте?
4. К какому жанру относится письмо?
5. Что отличает данный текст от обычного письма?
Слайд 14Анализ письма брату Александру от 13 октября 1887г.
Пьяница!
Хождение твоё в академию
не пропало даром: премию я получил. Так как и ты принимал участие в увенчании меня лаврами, то часть моего сердца посылается тебе. Возьми сию часть и скушай!
Я написал, что ты туманишься, забываешь чин свой и звание, оттягиваешь губу, несешь чепуху, кричишь всему миру, что ты Чехов, и на утро рвешь – вечером и ночью врешь, а утром рвешь.
Недавно я послал Суворину передовую, напечатали и ещё просили. Тебе советую приняться за них. Они сразу поставят тебя на подобающее место.
Когда бываешь, выпивши, не прячь этого от редакции и не оправдывайся. Лучшее на чистоту действовать. А главное - старайся прочно пригвоздиться к делу, тогда никто не поставит удаль в укор молодцу!
Да и на какой леший пить? Пить так уж в компании порядочных людей, а не чёрт знает с кем. Подшофейное состояние – это порыв, увлечение, так и делай, чтоб оно было порывом.
Слайд 15Домашнее задание: «На пороге XXI века. Воспитание чувств»