Слайд 1
Муниципальное автономное учреждение
«Школа искусств»
«Тихая радость и светлая грусть»
в пейзаже
И. Левитана
Выполнила: преподаватель изобразительного искусства Ю.Ю. Кашина
Слайд 2 Тема урока: Тихая радость и
светлая грусть в пейзаже И. Левитана
Тип урока: Урок овладения новыми знаниями
Вид урока: Урок - лекция
Цель урока: Познакомиться с творчеством И. Левитана
Метод работы: Объяснительно-иллюстративный
Задачи:
Слайд 3
Всякий раз, останавливаясь перед картинами художника-пейзажиста Исаака Левитана, возникает чувство какой-то
завороженности, умиротворенности.
В его картинах – живая душа природы, они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и печалью.
Вспоминаются слова Стендаля:
«Тот не художник, кому недоступно чувство печали».
Слайд 4 Исаак Ильич Левитан
(1860
– 1900 )
« Я ощущаю особую грусть, разлитую в природе, и стремлюсь «поймать» её, выразить на полотне…»
Слайд 7Этапы творческого пути художника
1880
1873-
1885
1877
1898
1891
поступает в Московское училище
живописи, ваяния и
зодчества
собранием Академии художеств
присвоено звание академика
получает «малую серебряную медаль»
за этюд масляными красками
П. Третьяков приобретает первую картину
«Осенний день. Сокольники»
принят в члены Товарищества
передвижных художественных выставок
Слайд 8Они повлияли на судьбу художника
АЛЕКСЕЙ
КОНСТАНТИНОВИЧ
САВРАСОВ
– первый
и самый любимый учитель
художника
ПАВЕЛ
МИХАЙЛОВИЧ
ТРЕТЬЯКОВ
– человек, который
первым купил работу художника
АНТОН
ПАВЛОВИЧ
ЧЕХОВ
– близкий друг художника
Слайд 9Русская природа, природа средней полосы России, была основной, и по существу,
единственной темой творчества Левитана
Слайд 10Осенний день. Сокольники. 1879
В 1879 г. с ученической выставки П.М. Третьяков
приобрёл написанную 18-летним Левитаном картину «Осенний день. Сокольники». В этой небольшой по размерам картине уже отчётливо сказалась свойственная творчеству Левитана особенность – соединение жизненной правды и тонкой поэзии.
Слайд 11В поисках новых образов Левитан едет на Волгу. Работа на Волге
явилась для Левитана, как в своё время для Репина, «школой художника и человека». Так появился, так называемый, «ВОЛЖСКИЙ ЦИКЛ».
Слайд 12Вечер на Волге. 1888
Первым волжским произведением Левитана была
картина «Вечер на Волге». В ней художник показал Волгу с низкого песчаного берега в хмурый холодный вечер. Эта картина особенно интересна тем, как мастерски передано в ней огромное пространство.
Слайд 13Вечер. Золотой Плёс. 1889
Эту картину Левитан писал с высокого зелёного берега
в тихий торжественный вечерний час, когда Волга, как и вся природа как бы отдыхает, подёрнутая янтарно-розовой закатной дымкой.
Слайд 16Свежий ветер. Волга. 1891
Последней работой этого
цикла, посвящённой родной реке, явилась картина «Свежий ветер. Волга». В ней Левитан показал Волгу в ясный погожий день, когда несётся над нею, как вольная русская песня, свежий ветер, далеко унося гудки пароходов, когда так сини её воды с весёлыми белыми набегающими барашками, когда так ярки на солнце красные и голубые пятна барж!..
Слайд 17
Живописные искания Левитана
подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму. Его вибрирующий мазок, пронизанный светом и воздухом, создает чаще образы осени и весны – тех периодов природы, когда нюансы настроения и красок особенно богаты.
Одно из самых красивых времен года в России - осень. Необыкновенные краски, последнее яркое солнце и простор для творчества художников. Особенно для тех, кто пишет пейзажи. Осень в России разная: солнечная и туманная, холодная и дождливая, ласковая и мягкая.
Слайд 18 Золотая осень.1895
Праздничное, возвышенное
настроение картины передано цветовым великолепием. «Пышное природы увяданье» - эти пушкинские строки как нельзя лучше характеризуют этот шедевр Левитана.
Слайд 21Вечерний звон. 1892
Светлым, умиротворённым чувством проникнута картина.
Тихий вечер, ясное, жемчужно
–голубое небо с лёгкими розоватыми облачками – всё предвещает на завтра погожий день позднего лета.
Слайд 24У омута. 1892
Большой полнотой, многогранностью чувств
и переживаний, полно одно из самых больших по размеру полотно Левитана «У омута». Тревога, недосказанность, ощущение таинственности «гиблого места», чувство опасности рождает эта картина.
Слайд 25Владимирка. 1892
«... Та самая дорога, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло
в Сибирь столько несчастного люда! Шли на каторгу ссыльные, уходили, чтобы никогда не вернуться..»
Слайд 27Над вечным покоем.1893
Художник считал, что в этой
картине ему удалось выразить себя, свои мысли и настроения. Художник говорит о краткости человеческой жизни и вечности природы, о месте человека в громадном и сложном мире.
Слайд 28 Н. Бенуа вспоминал, что «лишь с
появлением картин Левитана, он поверил в красоту русской природы, а не в красоты». Задворки заурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берёз, - всё превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как-то не замечали…
Слайд 30Озеро. Русь. 1899-1900
Это последняя картина Левитана. На мольберте в его мастерской
осталась незаконченной большая картина, которую автор хотел назвать «Озеро. Русь.».
Слайд 31
Ребята, запомнили, с
какими произведениями мы сегодня познакомились? А давайте это проверим?
На каждом слайде Вам будет представлено две картины. Вы должны будете узнать, где картина Левитана и сказать, как она называется. Согласны?
Ну что начнём?
Слайд 36ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА
И. ЛЕВИТАНА
лиричное настроение произведений
свободная пастозная манера письма без
тщательной проработки формы
соединение жизненной правды и тонкой поэзии
создаёт образы на нюансах настроения и цвета
Слайд 37Жизнь Левитана была недолгой. Он родился 30 августа 1861 года и
умер 4 августа 1900 года, когда ему не было ещё и 39-ти лет.
Когда думаешь о судьбе И. Левитана, вспоминаются стихи А. Фета:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя…