Презентация, доклад по основам ИЗО Мамин платок

Содержание

Цель урока: Ознакомить детей с видом народного промысла Павлово- Посадскими набивными платками и шалями, с женскими образами в живописи, с работой художника по тканям; углубление представлений детей о значении шали или платка в ансамбле русского костюма,

Слайд 1Презентация урока по основам ИЗО «Мамин платок»
Преподавателя отделения изобразительных искусств
«Вырицкой ДШИ»

Злобиной Елены Викторовны
16 апреля 2012 г.
Презентация урока по основам ИЗО  «Мамин платок»Преподавателя отделения изобразительных искусств «Вырицкой ДШИ» Злобиной Елены Викторовны16 апреля

Слайд 2Цель урока: Ознакомить детей с видом народного промысла Павлово- Посадскими набивными

платками и шалями, с женскими образами в живописи, с работой художника по тканям; углубление представлений детей о значении шали или платка в ансамбле русского костюма, о связи декора с поверхностью украшаемого предмета.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с видами орнаментов на Павлово-Посадских платках и шалях;
рассмотреть закономерности построения композиции для платков и шалей (каймовая, угловая, центральная композиция);
научиться правильно выполнять растительный орнамент в квадрате;
закрепить умение работать колерами.
Развивающие:
узнать историю возникновения промысла;
использовать знания о народном промысле в живописи (межпредметные связи);
развивать творческие способности и изобразительные навыки.
Воспитательные:
воспитание у учащихся художественного вкуса;
привитие любови к народным традициям и народному творчеству.
Цель урока: Ознакомить детей с видом народного промысла Павлово- Посадскими набивными платками и шалями, с женскими образами

Слайд 3План урока:
Организационные моменты.
Вводная беседа. Рассказ о роли шали в истории русского

искусства на примере работ русских художников Б.Кустодиева, В.Сурикова, К.Маковского.
Рассказ об истории возникновения промысла..
Показ видео-фильма о процессе производства шалей. О роли художника.
Показ шалей и платков, разбор вариантов орнаментов и композиций.
Практическая часть (последовательность выполнения работы):
Грунтовка листа бумаги; Нанесение основных элементов изображения колерами;
Графическая обработка рисунка, расставление акцентов;
Подведение итогов.
План урока:Организационные моменты.Вводная беседа. Рассказ о роли шали в истории русского искусства на примере работ русских художников

Слайд 4Спрашиваю у класса, показывая им картины К.Маковского: Кого нам напоминают красавицы

в женских нарядах? – наверное героинь русских народных сказок: Василису Прекрасную, Марью Моревну…
Спрашиваю у класса, показывая им картины К.Маковского: Кого нам напоминают красавицы в женских нарядах? – наверное героинь

Слайд 5Лебедушка, Утушка-Голубушка, красна-девица – так ласково называют в народе прекрасных русских

женщин, воспевая их в народных песнях и сказках.

Лебедушка, Утушка-Голубушка, красна-девица – так ласково называют в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в народных песнях

Слайд 6Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в

движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц,С красивою силой в движеньяхС походкой, со взглядом цариц.

Слайд 7Их разве слепой не заметит!
А зрячий о них говорит:
Пройдет –

словно солнце осветит,
Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.

Их разве слепой не заметит!А зрячий о них говорит: Пройдет – словно солнце осветит, Посмотрит – рублем

Слайд 8Рассказываю учащимся, что ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый

от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только узоры на одежде, во всем ансамбле преобладает симметричное построение, любовное отношение к каждой детали. Непременный элемент женского костюма платок или шаль. Они придают праздничность и нарядность костюму русской женщины.
Рассказываю учащимся, что ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни,

Слайд 9Обращаясь к творчеству русских живописцев В.Сурикова, К.Маковского, Б.Кустодиева, рассказываю, что в

женских образах, на портретах и исторических картинах художники искали и находили черты народной красоты и извечные черты народного характера.
Обращаясь к творчеству русских живописцев В.Сурикова, К.Маковского, Б.Кустодиева, рассказываю, что в женских образах, на портретах и исторических

Слайд 10Поэтому в большинстве женских портретов лица предстают в обрамлении платков. Женские

лица на них «мерцают в этом узорчатом обрамлении, ка жемчужины в раковинах». Когда художник сбрасывает со своей модели всю эту городскую коросту, навязанную обществом, весь этот диктат моды- шляпы, прически, платья, драгоценности, весь этот грим, происходит чудесное преображение человек становится естественным, цельным, гармоничным.
Поэтому в большинстве женских портретов лица предстают в обрамлении платков. Женские лица на них «мерцают в этом

Слайд 11Характерный пример портрет княгини П.И.Щербатовой, изображенной в костюме, который она никогда

не носила. Стать, гордая посадка головы княгини, черты природной русской красоты приобретают вневременной характер.
Характерный пример портрет княгини П.И.Щербатовой, изображенной в костюме, который она никогда не носила. Стать, гордая посадка головы

Слайд 12В большинстве женских портретов лица предстают в обрамлении платков, волосы убраны.

Пространство, в которое В.Суриков помещает своих героев, предстает в образе райского цветущего сада, претворенного в портретах, погруженную в нарядную красочность старинных платков, шалей, шугаев, сарафанов.
В большинстве женских портретов лица предстают в обрамлении платков, волосы убраны. Пространство, в которое В.Суриков помещает своих

Слайд 13Итак, мода на платки и шали пришла в Россию почти 200

л. назад. Сначала их привозили из Индии и Турции- позже из Европы. Хотя платки с набивным рисунком существовали очень давно, та их разновидность «павловские», ведет свое существование с 1863 г. Яков Лабзин организовал кустарную мастерскую набойки шалей и платков на тонкой шерстяной ткани кашемире.
Итак, мода на платки и шали пришла в Россию почти 200 л. назад. Сначала их привозили из

Слайд 14В начале 20 века «цветение» алых роз на черной, васильковой, белой

и красной «земле» становится все более пышным. Благодатной и плодородной оказалась эта «земля», покрывавшая головы русских женщин, она питалась живительными соками молодости и задора. Под пение озорных частушек в русской пляске расцветали эти розы…
Нынче красненький платочек
На кудрях своих ношу,
На кого взгляну разочек-
Вмиг того приворожу.
В начале 20 века «цветение» алых роз на черной, васильковой, белой и красной «земле» становится все более

Слайд 15Как же происходит процесс производства таких шалей, он остался неизменным и

поныне. Давайте посмотрим фильм о процессе производства платка. (Демонстрация фильма павлово-посадской платочной мануфактуры о ручной набойке шалей)
Как же происходит процесс производства таких шалей, он остался неизменным и поныне. Давайте посмотрим фильм о процессе

Слайд 16Рассматриваем разные композиции узоров шалей и платков.
У каждого свой ритм.

Рассматриваем разные композиции узоров шалей и платков. У каждого свой ритм.

Слайд 17Я объясняю учащимся, что в этом платке крестообразная композиция.

Я объясняю учащимся, что в этом платке крестообразная композиция.

Слайд 18В этой шали рисунок стоится по кайме.

В этой шали рисунок стоится по кайме.

Слайд 19Про эту шаль рассказываю, что узор построен на голубых цветах, на

«синей земле», композицию собирает золотая кайма
Про эту шаль рассказываю, что узор построен на голубых цветах, на «синей земле», композицию собирает золотая кайма

Слайд 20В коричневом палантине композиция строится по краям, середина заполнена мелким рисунком

В коричневом палантине композиция строится по краям, середина заполнена мелким рисунком

Слайд 21Спрашиваю: «На какой вид народного промысла похожи Павлово- Посадские шали?» -

«Правильно. На Жостовские подносы. На них цветут такие же пышные букеты».
Спрашиваю: «На какой вид народного промысла похожи Павлово- Посадские шали?» - «Правильно. На Жостовские подносы. На них

Слайд 22Рассматриваем репродукции жостовских подносов и сравниваем с шалями.

Рассматриваем репродукции жостовских подносов и сравниваем с шалями.

Слайд 23Теперь представим, что мы художники на Павлово-Посадской фабрике и нам необходимо

выполнить эскиз платка для мамы.
Теперь представим, что мы художники на Павлово-Посадской фабрике и нам необходимо выполнить эскиз платка для мамы.

Слайд 24Вначале грунтуем лист бумаги – это будет фон платка, который называется

«земля».
Для этого составляем колер на палитре гуашью, пробуем цвет на боковой части листа, а
потом аккуратно закрашиваем рабочую поверхность.
Вначале грунтуем лист бумаги – это будет фон платка, который называется «земля».Для этого составляем колер на палитре

Слайд 25Показываю, как нужно правильно грунтовать колером лист. Обращаю внимание на густоту

колера. Он должен быть густой как сметана. Цвет необходимо тянуть сверху вниз.
Показываю, как нужно правильно грунтовать колером лист. Обращаю внимание на густоту колера. Он должен быть густой как

Слайд 26Учащиеся самостоятельно выполняют грунтовку листа колером.

Учащиеся самостоятельно выполняют грунтовку листа колером.

Слайд 29Пока сохнет фон, подбираем колера для цветов. Принцип работы такой же

, как и когда мы рисовали жостовский поднос.
Пока сохнет фон, подбираем колера для цветов. Принцип работы такой же , как и когда мы рисовали

Слайд 30Показываю, как рисовать элементы орнамента.

Показываю, как рисовать элементы орнамента.

Слайд 31Показываю учащимся как формировать узор.

Показываю учащимся как формировать узор.

Слайд 32Учащиеся самостоятельно рисуют подмалевок розанов, формируя узор.

Учащиеся самостоятельно рисуют подмалевок розанов, формируя узор.

Слайд 33 Напоминаю ребятам порядок работы : симметрично располагаем вначале крупные розаны,

затем средние, потом мелкие цветы. Рисуем листья.
Напоминаю ребятам порядок работы : симметрично располагаем вначале крупные розаны, затем средние, потом мелкие цветы. Рисуем

Слайд 36Уточняем рисунок с помощью более темного колера, расставляем блики, графически прорабатываем

детали.
Уточняем рисунок с помощью более темного колера, расставляем блики, графически прорабатываем детали.

Слайд 39Расставляем акценты в зависимости от композиции.

Расставляем акценты в зависимости от композиции.

Слайд 41В конце урока подводим итоги, вместе смотрим работы и обсуждаем их.

В конце урока подводим итоги, вместе смотрим работы и обсуждаем их.

Слайд 42По окончании занятий моем палитры, убираем класс.

По окончании занятий моем палитры, убираем класс.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть