Слайд 1Нетрадиционные техники акварельной живописи
Рудой Денис Андреевич
Преподаватель
ДХШ №1 им. В.М.Клыкова
г.Курск
Слайд 2Определение понятия«Акварель»
Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде
образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).[1]
Слайд 3Основные материалы для ведения работы
Слайд 4Виды нетрадиционные техники акварельной живописи
Слайд 5Техника «по сырому»
Оборудование: гуашь или акварель, баночка с водой, палитра, акварельная
бумага, кисти
Ход работы:
1.Нанесите рисунок простым карандашом.
2.Смочите полностью лист акварельной бумаги водой при помощи широкой кисти.
3. Нанесите рисунок кистью, краска начнет произвольно растекаться.
4. После высыхания работы следует проанализировать результат, и по мере необходимости добавьте отдельные мазки, проработайте детали.
Слайд 6Рисование воском
Для данной техники следует использовать или парафиновую свечу или специальные
цветные восковые карандаши. Процесс данной техники заключается в том, что изолируемый участок покрывается восковым карандашом или парафиновой свечей, а затем работают акварелью. Воск трудно удалить, поэтому нужно заранее определить место его применения. Его можно применять при рисовании бликов на натюрмортах.
Оборудование : акварельные краски, свеча или восковые карандаши, бумага, вода, палитра.
Слайд 7Рисование воском
Ход работы:
1. Для начала необходимо нанести рисунок воском на
бумаге.
2. Затем нанесите акварельную краску, избегая повторных мазков. После многократного покрытия акварелью воск может частично и даже полностью впитать краску. На крупнозернистой бумаге воск покрывает только верхушки зерен, что дает возможность заполнить незавощенные углубления акварелью..
Слайд 8Рисование губкой
Губка имеет уникальную возможность впитывать и отдавать краску, представляет совершенно
особый инструмент живописи, способный выполнять много функций. Ее можно использовать для увлажнения бумаги, для удаления краски, писать композицию, передавать текстуры, и для того, чтобы убрать избыток влаги. Можно создавать интересные узоры и фактурные эффекты способом отпечатывания на бумаге. Лучше всего иметь несколько губок разных размеров и мягкости. Маленькие губки необходимы для деталировки.
Материалы: гуашь, акварельная бумага, кисти, баночка с водой, тряпочка.
Слайд 9Рисование губкой
Ход работы:
1.Нанесите карандашный рисунок на акварельный лист бумаги.
2.Смешайте на
палитре нужный цвет краски. Окуните губку и дайте ей пропитаться краской.
2. Наносите краски губкой осторожным прикосновением, чтобы получился пятнистый рисунок. Вы можете сочетать несколько цветов. Однако если хотите, чтобы текстура губки со- хранилась, следует, подождать пока высохнет, первый слой, иначе краски смешаются. Также попробуйте использовать заранее приготовленный трафарет, можно наносить отпечатки как вокруг силуэта, так и внутри.
Слайд 10Рисование с помощью овощей
Необходимо взять картофель и разрезать его пополам, так
же на нем можно вырезать разнообразные узоры и использовать в качестве штампа. Также можно использовать пекинскую капусту, лук, огурец и т.к
Оборудование: акварель или гуашь, бумага для акварели, половинки картофелины, палитра, баночка с водой.
Слайд 11Рисование с помощью овощей
Ход работы:
1. Необходимо разрезать картофелину на две половины.
Одну половину обрезанной стороной следует опустить в краску.
2. Затем прижмите картофелину окрашенной стороной к бумаге. В зависимости от силы давления и количества краски одна и та же форма может давать различные изображения.
3. Из другой половинки вырежьте нужную вам форму. Окуните форму в жидкую краску.
4. Отпечатайте изображение на бумаге тем же способом, что был описан выше, и дав высохнуть, сделайте отпечаток вырезанной фигуры поверх первого отпечатка.
5. Для создания отпечатков с разводами похожими на ветви деревьев смешивайте краску с мылом.
Слайд 12
Эффект потрескавшегося воска
На первый взгляд, это обычный натюрморт, но присмотревшись,
мы увидим, что вся бумага покрыта трещинками, как будто это старая потрескавшаяся фреска. Такая фактура получилась за счет того, что бумага была смята перед началом работы, а потом расправлена. Следует обратить внимание, что все трещинки разного цвета, в зависимости от того, в какой цвет была окрашена бумага в этом месте.
Оборудование: акварельная бумага, акварель, кисти, палитра, баночка с водой.
Слайд 13Эффект потрескавшегося воска
Ход работы:
1.Для начала необходимо помять бумагу , для упрощения
процесса смятия, необходимо намочить бумагу или поместить под воду.
2.Расправьте бумагу и постарайтесь выровнять ее. Проверьте везде ли образовались сгибы. Если где-то лист остался ровным, сомните его в этом месте.
3.Подготовленную бумагу оставьте до полного высыхания.
4.Если бумага выгнется или покоробится, ее можно будет разгладить при помощи утюга.
5.Затем следует нанести рисунок и приступить к написанию работы.
Слайд 14Монотипия
Монотипия-(от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нансении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.
Оборудование: акварельная бумага, акварель, кисти, стекло, мыло, банка с
водой.
Слайд 15Монотипия
Ход работы:
1.Нанесите краску на поверхность стекла, пластика или клеенки. Можно развести
краску с мылом и наносить круговыми движениями.
2. Накладываете лист бумаги на накатанную краской поверхность.
3. Прижимаете и разглаживаете ее руками.
4. Плавно снимаете лист. Всмотритесь, увидев какой-то образ, можно слегка доработать оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
Слайд 16Техника с декоративными присыпками
Соль, крупы, чай, мочевина применяются для получения фактур.
Если насыпать несколько крупинок соли на сырую краску, она впитает ее и высохнет, образуя увлекательные фигуры, похожие на сне- жинки. Если насыпать мочевину, то будут оставаться характерные следы в вид звездочек, эффект от использования этого материала может быть гораздо сильнее, чем от использования соли. Результат может быть различным, в зависимости от количества крупинок соли , мочевины, чая и т.д.и рас стояний между ними. Влага также играет важную роль. Чем краска сырее, тем шире пятна от каждой крупинки. Большое количество той или иной присыпки произведет эффекты, которые будут имитировать фактуру пористого камня, снега, или определенного типа растительности.
Слайд 17Техника с декоративными присыпками
Оборудование: акварельные краски, бумага, кисти, вода, палитра, любая
декоративная присыпка, в нашем случае соль.
Ход работы:
1. Намочите бумагу.
2. Нанесите ярко краску полосками, пятнами, кому как захочется.
3. На сырую краску насыпьте крупную соль. 4. Дайте просохнуть рисунку. Соль можно смахнуть или оставить.
Слайд 18Граттаж
Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания бумаги пером или другим
острым инструментом. Оборудование: цветные восковые карандаши, бумага, гуашь, кисти, острый предмет для процарапывания рисунка (шило, перо).
Ход работы:
1. Закрасьте фон восковыми карандашами так, чтобы не было просветов.
2. Закрасьте темной (черной, синей, фиолетовой) краской весь рисунок, по мере высыхания наложить второй слой, где остались просветы.
3. Дайте рисунку высохнуть.
4. Слегка нанесите рисунок простым карандашом.
5. Начните процарапывать рисунок с переднего плана.
Слайд 19Список литературы:
1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник
для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов -3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 2000. – 256с.
2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие/Ю.М. Кирцер. -5-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2003. – 272с.: ил.
3. Сокольникова Н.М. изобразительное искусство и методика его преподавания в началь- ной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003. – 368с.
4. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сце- нарии уроков изобразительного искусства. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 176с.
5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
6. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Эксмо, 2007. – 480 с., ил. 7
. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. педин- ститутов. -3-е изд., доп. и перераб. – М.: Владос, 1995. – 239с.
8. Харрисон Х. Рисунок и живопись. Полный курс./ Пер. Е.Зайцевой. – М.: Эксмо, 2005.- 256с., ил.
9.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ: пер. с англ. Герасиной О., Давыдовой А. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 192с.; ил.
10. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методиче- ское пособие. – М.: Сфера, 2006. – 160 с.
11. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004. – 96 с. 12. Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – 96с.: ил.
13. Гуашь: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 128с.: ил. –
14. Беррилл Ф.Рисуем пастелью./ Пер. с англ. Н.В. Микелишвили. – М.: Мир книги, 2007. – 64 с.: цв. ил. 15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки/ А. А. Фатеева Художник А. А. Селиванов. (Дет- ский сад: день за днем. Практическое приложение) - Ярославль: Академия развития, 2006.- 96с.: ил.