Слайд 1МАСТЕРА РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА
Слайд 2Реалистические пейзажи, созданные французскими и русскими живописцами, погружают зрителей в мир
глубоких размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностях. Несмотря на то что жанр пейзажа издавна считался академическим и далеким от реальной жизни, именно в нем были сделаны наиболее яркие открытия.
Слайд 3Жан Батист Камиль Коро (Jean Baptiste Camille Corot) (1796-1875), французский живописец; родился
17 июля 1796 года в Париже. Если не считать краткого периода обучения у классиков пейзажной живописи Мишаллона и Бертена в 1822 году, Коро можно назвать самоучкой. Решающим в его творческом развитии был период с 1825 по 1828 год, проведенный в Риме, где он работал над пейзажными набросками и эскизами. После 1850 года в стиле живописи Коро происходят существенные изменения: вместо непосредственного впечатления от натуры мастер стремится передать поэтическое очарование, отдавая предпочтение мягким, текучим формам, туманным атмосферным эффектам, что нашло выражение в таких произведениях, как "Танец нимф" (1851) Начав работать в традиции классической пейзажной живописи, Коро сочетал ее с романтизмом и реализмом, а впоследствии вплотную подошел к живописным открытиям импрессионизма. Умер Коро в Париже 22 февраля 1875 года.
Слайд 4Ближе к собственно портрету «Женщина с жемчужиной». Позировала художнику Берта Гольдшмидт,
молодая женщина, жившая по соседству. Коро облачил ее в платье итальянки, заставил надеть свой жилет. Мягкий свет моделирует округлое лицо, дрожит и трепещет в мелких листочках, украшающих каштановые волосы.
Перед зрителем — и конкретный образ, и в то же время уже не реальная женщина, а муза художника, воплощение его мечты. «Вся картина излучает духовную красоту,— пишет Л. Вентури,— отражая изящество души, прекрасной и тонкой именно потому, что она естественна и цветет подобно цветку или ветке дерева». Трудно найти во французском искусстве тех лет другой пример столь гармоничного, возвышенного и одновременно отвлеченного понимания портретного образа.
Слайд 5
Камиль Коро. Порыв ветра. 1865-1870гг. ГМИИ
им А.С. Пушкина, Москва.
Картина «Порыв ветра» одна из самых запоминающихся композиций Коро. Сильная буря привела в движение все в природе. Маленькая, едва различимая фигурка крестьянки кажется затерянной в этом безбрежном мире. Она единственная, кто движется наперекор разбушевавшейся стихии.
Слайд 6Картина «Воз сена» принадлежит ко времени высшего расцвета творчества Коро. Будничный
мотив - повозка в поле на мокрой после дождя дороге - прочувствован художником как поэтичный образ. Все переливается и сверкает в этом скромном уголке природы: напоенные влагой земля и воздух, быстро движущиеся облака, трепещущие на ветру деревья. Динамичный , легкий мазок с величайшей точностью передает эту изменчивую жизнь природы. Живопись Коро - это прежде всего искусство валеров - нюансов и оттенков в пределах одного цвета. Художник избегает ярких и резких тонов, предпочитая серебристо-серые или золотисто-коричневые оттенки, достигая особой изысканности цветовой гаммы
Слайд 7Существенный вклад в развитие жанра реалистического пейзажа внесли русские художники: Ф.
А. Васильев (1850—1873),
А. К. Саврасов (1830—1897),
И. И. Шишкин (1832—1898),
А. И. Куинджи (1841—1910),
В. Д. Поленов (1844—1927) и
И. И. Левитан (1860—1900). Скромные, неброские картины русской природы оказываются удивительно созвучными этим поэтическим строкам Ф. И. Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта тихая природа,
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа...
ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович русский художник. Наряду с А. К. Саврасовым — один из основоположников лирического «пейзажа настроения» в русской живописи.
Слайд 8 Именно такие чувства пробуждает картина Федора
Александровича Васильева «Оттепель». Сумрачен и неприветлив заиндевевший от инея лес. Снег уже утратил свою белизну, и на дальние поля легли синеватые тени. Резкие порывы ветра сгибают голые ветви деревьев. Талая вода залила узкую проселочную дорогу. даже луч солнца, сумевший прорваться сквозь мрачные тучи, не в силах изменить тоскливый облик пейзажа. Заброшенной и сиротливой кажется одинокая крестьянская избушка, стоящая в стороне от дороги. Как мучительно медленно пробуждается природа от тяжелого зимнего сна! Но к чувству бесприютности одновременно присоединяется и надежда на скорое весеннее пробуждение жизни. Все потеплело, оттаяло в природе. Пришла долгожданная оттепель..
-
Ф. А. Васильев. Оттепель. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 9В июле 1871 года Фёдор Васильев уехал в КрымВ июле 1871 года
Фёдор Васильев уехал в Крым, в надежде поправить состояние своего здоровья. Там же, не с натуры, а основываясь на своих зарисовках и впечатлениях, он написал картину «Мокрый луг», которая была закончена в 1872 году. В том же 1872 году картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художниковВ июле 1871 года Фёдор Васильев уехал в Крым, в надежде поправить состояние своего здоровья. Там же, не с натуры, а основываясь на своих зарисовках и впечатлениях, он написал картину «Мокрый луг», которая была закончена в 1872 году. В том же 1872 году картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там почётную вторую премию среди ландшафтных произведений, а первую премию получила картина Ивана Шишкина «Сосновый бор. Художник изобразил момент изменения погоды: по небу плывут тучи, но слева уже светлеет. На переднем плане — омытый дождём луг, на заднем плане находятся несколько деревьев. Свежесть живописи и точность воссоздания атмосферы достигается использованием многочисленных оттенков зелёного цвета
Слайд 10 ШИШКИН Иван Иванович
(1832—1898)
Ивана Ивановича Шишкина, по праву называют певцом русского леса. В истории мировой живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так ясно, спокойно и строго показал сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, созвучных характеру русского человека. Поэтическое изображение леса, деревьев любой породы в различном их сочетании, группами и поодиночке, в разные времена года: едва тронутые первой зеленью, роскошные в своем летнем убранстве, сурово и глухо шумящие осенней порой, покрытые тяжелыми и пышными шапками снега зимой — вот что стало главной и любимой темой творчества этого художника.
Слайд 11 Мерно, подобно волнам моря, колышутся вершины сосновых лесов,
убегающих в голубую даль горизонта на картине «Лесные дали». Величественная панорама лесных массивов показана как бы с высоты птичьего полета. Справа, слегка наклонясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри девственного бора. Где-то вдалеке, среди темной зелени, голубеет лесное озеро.
И.И.Шишкин. Лесные дали. 1884 г. Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 12«Сосновый бор» – это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос
сам художник. Портрет глубоко правдивый как в общей формуле, так и в мелких деталях, торжественный по своему строю, требующий известной зрительской дистанции и в то же время откровенно личный по отношению к объекту. На картине изображена уральская природа, которая послужила для художника своеобразным мерилом эпического величия России. На полотне молодые, но уже крепкие и стройные сосны тянутся ввысь, мелководный лесной ручей тихо журчит у их подножия. В этой картине Шишкин достиг большой органичности своего образного решения.
Слайд 13Другой знаменитой картиной является «Утро в сосновом лесу»(1889), известное всем по
обертке полюбившихся всем с детства шоколадных конфет «Мишка косолапый». С популярностью этого полотна могут поспорить лишь очень немногие произведения русских мастеров живописи. Лучи восходящего солнца слегка золотят верхушки деревьев, они пока не в состоянии полностью развеять туманную дымку, но взор зрителя все же проникает в сокровенную глубину соснового бора. Примечательно, что медвежата, играющие на сломанном стволе упавшей сосны, и медведица, стерегущая их покой, были исполнены не Шишкиным, а Савицким, но именно эти «дополнения», которые, казалось бы, не имели ничего общего с пейзажем, стали неотъемлемыми компонентами произведения.
Слайд 14ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи
богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.
Слайд 15В этой картине мастерски раскрыта скорбная тема народного страдания. На первый
взгляд ничего, кроме названия, не напоминает об этом. Холодный и серый день. Безлюдно. Только одинокая фигура странницы затерялась в этом безбрежном просторе, над которым нависло мрачное небо с наползающими друг на друга тучами.
И.И.Левитан. Владимирка. 1892 г. Государственная Третьяковская Галерея, Москва.
Слайд 16Картина «Над вечным покоем», написанная в 1894 году, - одно из
самых значительных и глубоких произведений И. Левитана. Оно стоит несколько обособленно в ряду пейзажей художника, которые отличаются погруженностью в человеческие переживания. Много разных мыслей и чувств вызывает в душе эта картина. Для одного она – как печальная песня о несбывшихся надеждах, для другого – дума о бренности и ничтожности человеческой жизни, для третьего – размышление о возможности спасти свою душу в суетном и жестоком мире. Но несомненно одно: полотно «Над вечным покоем» - отражение тяжелых размышлений и переживаний художника. Недаром Л. Н. Толстой назвал полотно «молитвой немой души».
Слайд 17КУИНДЖИ Архип Иванович русский живописец-пейзажист. В 1875-79 годы был членом Товарищества
передвижных художественных выставок. В зрелый период творчества, используя световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, художник стремился передать наиболее выразительные по освещению состояния природы и достигал почти полной оптической иллюзии освещения («Украинская ночь», 1876; «Березовая роща», 1879; «После грозы», 1879; «Ночь на Днепре», 1880).
Слайд 18«Лунная ночь на Днепре», пожалуй, самая известная картина А. И. Куинджи.
Создание картины в 1880 году стало настоящей сенсацией. Широкую публику она привела в восторг с самого момента своего появления. Любой зритель останавливается перед картиной, завороженный удивительным сиянием лунного света. Блестящее композиционное решение, мастерское использование определенных живописных приемов позволило Куинджи добиться полной иллюзии вибрирующего лунного света. Иллюзия эта была настолько сильна, что зрители искали причину в особых свойствах красок или в источнике подсветки.Время, конечно, оставило свой отпечаток на картине – она стала темнеть. Но великолепное лунное сияние, запечатленное замечательным художником, обладает такой силой, что до сих пор заставляет зрителей задуматься о вечном и Божественном.
Слайд 19Картина «Берёзовая роща» была впервые показана в 1879 году на 7-й
выставке Товарищества передвижных художественных выставок. И художники, и зрители, посетившие выставку, отметили необычность картины, которой впоследствии было суждено стать одной из самых известных картин Куинджи.
Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи:
Наконец, в "Березовой роще" особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Изобразив, казалось бы, самый будничный среднерусский мотив - лесную опушку, где среди белоствольных берез, теряясь в траве, бежит ручей, он создал ликующий "гимн" льющемуся с неба живоносному свету. Приподнятость и праздничность звучания образного строя картины достигнута художником с помощью смелого обобщения и интенсивности контрастов, светящихся на солнце и затененных цветоформ и зон, а также ритмической определенности решения пейзажа, напоминающего своего рода естественный узор и, в какой-то степени, декорацию - прекрасный фон для мало достойной его пьесы человеческой жизни.
Слайд 20 РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930), русский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности
(«Крестный ход в Курской губернии», 1880-83), работал над темой революционного движения («Арест пропагандиста», 1880-92; «Не ждали», 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты («Иван Грозный и сын его Иван», 1885), создал яркие вольнолюбивые образы («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане («М. П. Мусоргский», 1881).
Слайд 21В картине «Крестный ход в Курской губернии» Репину удалось не только
развернуть целую галерею социальных типов российской деревни, но и подняться до глубоких исторических обобщений. При этом художник сумел сохранить конкретность и индивидуальность каждого персонажа.
И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-1883. Третьяковская галерея.
Слайд 22СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916), русский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных
переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Березове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887; «Покорение Сибири Ермаком», 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.
Слайд 23
«Я не мыслю себе действия одной исторической личности без
народа. Главная моя задача — вытащить народ на улицу», — говорил художник. Именно народу, его мужеству и храбрости посвятил Суриков картину «Покорение Сибири Ермаком».
В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 г. Русский музей, Петербург.
Слайд 24ФЕДОТОВ Павел Андреевич русский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр
драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах — с острым чувством одиночества и обреченности человека («Анкор, еще анкор!», 1851-52).
Слайд 25В центре картины – невеста, кинувшаяся из комнаты при виде жениха.
Мать поймала ее за платье. Сваха оповещает о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной.
П. А. Федотов. «Сватовство майора». 1848 год. Третьяковская галерея.