Слайд 1Византия и Древняя Русь
Презентацию подготовила Кривошапкина Любовь, учитель русского языка, литературы
и МХК, Чулымского лицея, города Чулыма
Слайд 2Истоки русской художественной культуры уходят в глубокую древность , в средневековую
Византию, где родились одухотворенные образы зодчества, иконописи, храмового пения, отразившие православное мировоззрение. Первый расцвет византийского искусства приходится на VI век .
Слайд 3Наивысшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии в Константинополе, соединивший
базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи.
Слайд 4Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден
с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений».
Слайд 5Центральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, – самое замечательное
достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.
Слайд 6Поражает всех и интерьер. Изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен
и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения. Один из современников писал: «…в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего понравилось».
Слайд 7Крещение Руси в 988 г. дало мощный толчок развитию художественной культуры.
Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций. Но в зодчестве, музыке, иконописи Киевской Руси появились особенности, которые сохранялись на протяжении многовекового развития древнерусской культуры.
Слайд 8Самым древним из дошедших до нас архитектурных сооружений является Софийский собор
(1017 – 1037). Строили его в эпоху Ярослава Мудрого с помощью греческих мастеров, ориентирующихся на Софийский собор в Константинополе. С веками киевская София сильно изменилась, но сохранила значение самой святой древней русской святыни. Собор стоит на берегу Днепра и кажется парящим над городом.
Слайд 9Величественные были и внутренние помещения собора.
Центральный купол был построен по принципу
софийского собора в Константинополе.
Он создавал также впечатление купола, подвешенного к небу.
Слайд 10Внутри собора под самым куполом – Христос Вседержитель (Панкратор).
Слайд 11Но самое большое впечатление оставляет грандиозная фигура богоматери Оранты, вознесшей руки
к своему божественному сыну в молитве за род людской.
Слайд 12Впечатляет и Богоматерь.
Фрагмент мозаики центральной апсиды.
Слайд 13В главной алтарной апсиде под сводами центрального купола происходило богослужение. Здесь
возводили на престол князей, звучали проповеди. Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры, предназначенные для князя, его семьи и придворной знати. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху до низу подкупольное пространство, стены, своды, и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность.
Слайд 14Образ византийского центрально-купольного храма и киевского созданы как обиталище Бога на
земле. Две Софии помогают нам почувствовать истинную красоту и ценность архитектуры Византии и Древней Руси, понять их единство.