Презентация, доклад по мировой художественной культуре на тему Реалистическое творчество художников - передвижников (11 класс)

Содержание

ВЕРА В ВЫСОКУЮ МИССИЮ РУССКОГО НАРОДАИзменение общественного статуса живописи:Художники изображают действительность (реализм) :мир бедности,быт крестьян,русскую природу(фольклор)Вся молодая Россия только лишь о вековечных вопросах и толкует.Ф.М. Достоевский.Народничество«Хождение в народ»Идеализация крестьянстваВера в «особенную стать» РоссииСлово «народ» – ключевое

Слайд 1ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНИКИ
Художественная культура России
2 половины XIX века (пореформенной

эпохи)

Подготовил: Михайлова Л.А.,
учитель МХК МБОУ “СОШ №55”
города Новокузнецка



ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНИКИ Художественная культура России 2 половины XIX века (пореформенной эпохи)Подготовил: Михайлова Л.А., учитель МХК МБОУ

Слайд 2ВЕРА В ВЫСОКУЮ МИССИЮ РУССКОГО НАРОДА
Изменение общественного статуса живописи:
Художники
изображают действительность

(реализм) :
мир бедности,
быт крестьян,
русскую природу
(фольклор)

Вся молодая Россия только лишь о вековечных вопросах и толкует.
Ф.М. Достоевский.

Народничество
«Хождение в народ»
Идеализация крестьянства
Вера в «особенную стать» России

Слово «народ» – ключевое для творчества русских мастеров пореформенной России.

Литература пореформенной эпохи:
Некрасов Н.А.
(лидер народнической поэзии)
Гончаров И.А.
Достоевский Ф.М.
Толстой Л.Н.
Чехов А.П.

ВЕРА В ВЫСОКУЮ МИССИЮ РУССКОГО НАРОДАИзменение общественного статуса живописи:Художники изображают действительность (реализм) :мир бедности,быт крестьян,русскую природу(фольклор)Вся молодая

Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Иван Константинович Айвазовский
Исаак Ильич Левитан
Алексей Кондратьевич Саврасов
Иван Николаевич Крамской
Илья

Ефимович Репин

Архип Иванович Куинджи

Виктор Михайлович Васнецов


Товарищество передвижных художественных выставок – самая передовая площадка того времени
(Передвижники) - объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 г. В числе основателей общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, 
Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.

Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Товарищество передвижных выставок

Иван Иванович Шишкин

Николай Николаевич Ге

СОДЕРЖАНИЕ  ПРЕЗЕНТАЦИИИван Константинович АйвазовскийИсаак Ильич ЛевитанАлексей Кондратьевич СаврасовИван Николаевич КрамскойИлья Ефимович РепинАрхип Иванович КуинджиВиктор Михайлович ВаснецовТоварищество

Слайд 4Товарищество передвижных художественных выставок
(с 1870 до 1923 г.) было создано

живописцами и скульпторами, придерживавшихся в своем творчестве реалистического направления. Артель свободных художников была основана в 1863 году после выхода из Академии ее выпускников — претендентов на большую золотую медаль («бунт четырнадцати»). 
Товарищество передвижных художественных выставок (с 1870 до 1923 г.) было создано живописцами и скульпторами, придерживавшихся в своем

Слайд 5Иван Николаевич Крамской

1837, Острогожск Воронежской губернии
- 1887 год
- русский живописец

и рисовальщик, мастер жанровой и портретной живописи; художественный критик

И. Н. Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей
( Л. Н. Толстой, И. И. Шишкин, М. Е. Салтыков-Щедрин  - находятся в Третьяковской галерее).
Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской.

Иван Николаевич Крамской 1837, Острогожск Воронежской губернии- 1887 год- русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой и портретной

Слайд 6Христос в пустыне. 1872г.
За картину
«Моисей источает воду из скалы»
художник получил золотую

медаль

Особенности творчества художника Ивана Крамского: 
- простая и ясная композиция картин;
- глубокий психологизм и безупречное сходство портретов, 
- умение найти «смысл лица» портретируемого, 
как говорил сам Крамской;
- строгие и сдержанные эмоции персонажей —
даже в драматичных жанровых работах.

Христос в пустыне. 1872г.За картину «Моисей источает воду из скалы»художник получил золотую медальОсобенности творчества художника Ивана Крамского: - простая

Слайд 7Христос в пустыне. 1872г.
Император Александр III

Императрица Мария Фёдоровна
Христос в пустыне. 1872г.Император Александр III

Слайд 8Христос в пустыне. 1872г.

«Писать только портреты,  сегодня, завтра 
и т. д., из года в год, и не видеть выхода —


это может подействовать удручающе на талант. От этого положения я устал…», 
— позже признается художник. Исследователи подсчитали, что он написал около
3 тысяч «голов»

Одна из тем – тема одиночества в творчестве художника, поэтому много однофигурных портретов

Христос в пустыне. 1872г.«Писать только портреты,  сегодня, завтра и т. д., из года в год, и не видеть выхода — это может подействовать удручающе на талант. От этого

Слайд 9Христос в пустыне. 1872г.
Христос в пустыне

1872

Третьяковская галерея

Христос в пустыне. 1872г.Христос в пустыне1872 Третьяковская галерея

Слайд 10Портрет неизвестной. 1883г.
Портрет неизвестной, 1883 год

Первой изображение красавицы в русской живописи –

производит фурор. Художника уносят на руках. Слава с оттенком скандальности.

Портрет неизвестной. 1883г.Портрет неизвестной, 1883 годПервой изображение красавицы в русской живописи – производит фурор. Художника уносят на руках.

Слайд 11Исаак Ильич Левитан

(1860 - 1900 гг.) Его называли певцом русской природы.
Русский

пейзаж очень хорош у Левитана.
Его дали как-то особенно зовущие.
Его тишина – особенно печальна.
Его просторы говорят о первозданности природы.
В его полотнах много личностного одиночества наедине с природой и Россией.

Вершиной пейзажной картиной стала левитановская «Весна – большая вода». В талой воде, затопившей деревья, избы, тихо покачивается пустая лодка, тянутся вверх, в немыслимую высь, ветки еще голых деревьев.
Менее чем за 25 лет Левитан написал около тысячи картин, этюдов, рисунков. Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона».

Исаак Ильич Левитан(1860 - 1900 гг.) Его называли певцом русской природы. Русский пейзаж очень хорош у Левитана.

Слайд 12Весна. Большая вода.
"Ах, были бы у меня деньги, - писал А.П. Чехов,

- купил бы я у Левитана его "Деревеньку", серенькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет прелестью, что оторваться нельзя, все смотрел бы на нее и смотрел! Средства, используемые Левитаном, всегда просты - так мало нот и так много музыки. В своих полотнах он достиг изумительной простоты, и я не знаю, дойдет ли до такой кто-либо после".

Март - 1895

Весна. Большая вода.

Слайд 13Весна. Большая вода.
Деревенька – 1880 - е

Весна. Большая вода.Деревенька – 1880 - е

Слайд 14Берново – это старинное село, известное еще с 16 в., являющееся

родовым гнездом Вульфов, оно неразрывно связано с именем поэта Пушкина А.С.
В Берново Пушкин проводил время в обществе старых друзей, отдыхал от суеты столичной жизни, черпал вдохновение.

У омута – 1892

Берново – это старинное село, известное еще с 16 в., являющееся родовым гнездом Вульфов, оно неразрывно связано

Слайд 15Весна. Большая вода.
Лесное озеро – 1890

Весна. Большая вода.Лесное озеро – 1890

Слайд 16Весна. Большая вода.
Золотая осень – 1895

Весна. Большая вода.Золотая осень – 1895

Слайд 17Весна. Большая вода.
Озеро – 1895

Весна. Большая вода.Озеро – 1895

Слайд 18Весна. Большая вода.
Ненюфары – 1895

Весна. Большая вода.Ненюфары – 1895

Слайд 19Виктор Михайлович Васнецов
1848, Вятская губерния - 1926, Москва

великий русский художник и

график, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте, основоположник особого
«русского стиля»





Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с атмосферой поэтической легенды или сказки.

Васнецов – символист православия (росписи Владимирского собора в Киеве) воинства (картина «Богатыри») и искусства (фасады Третьяковки).

Виктор Михайлович Васнецов1848, Вятская губерния - 1926, Москва великий русский художник и график, один из основоположников русского модерна

Слайд 20Богатыри. 1898г.
С квартиры на квартиру – 1876
Нищие певцы - 1873
Телеграмма -


Книжная лавочка - 1876
Богатыри. 1898г.С квартиры на квартиру – 1876Нищие певцы - 1873Телеграмма - Книжная лавочка - 1876

Слайд 21«Иван-царевич на Сером волке» - 1889

«Алёнушка» - 1881
«Три богатыря» - 1898 (30 лет)
(2.95 на 4.46см)
«Иван-царевич на Сером волке» - 1889

Слайд 22Богатыри. 1898г.
с. Абрамцево,
Церковь Спаса Нерукотворного создана по эскизам художника, считается

первым памятником русского модерна.

Росписи выполнены им же.


Богатыри. 1898г.с. Абрамцево, Церковь Спаса Нерукотворного создана по эскизам художника, считается первым памятником русского модерна.Росписи выполнены им

Слайд 23Три богатыря –
1898 г.


Третьяковская галерея (1856) –
фасад оформлен по

эскизам В. Васнецова
(1900)
Три богатыря – 1898 г.Третьяковская галерея (1856) – фасад оформлен по эскизам В. Васнецова(1900)

Слайд 24АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ

1830 – 1897 гг.
Саврасов – крупнейший русский пейзажист.
Он

вывел пейзажную живопись из разряда второстепенного на должную художественную высоту. 
На 1-й Передвижной выставке его картина «Грачи прилетели» была замечена сразу. В 24 года получил звание академика.

Никто до Саврасова не чувствовал и не передавал задушевную красоту скромной русской природы. Учитель Коровина и Левитана.
Левитан И. сказал: “Он (Саврасов) создал русский пейзаж”.

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ1830 – 1897 гг. Саврасов – крупнейший русский пейзажист. Он вывел пейзажную живопись из разряда

Слайд 25Оттепель – 1890 - е

Оттепель – 1890 - е

Слайд 26Грачи прилетели - 1871 г.
В феврале 1871 года у Саврасова умерла

новорожденная дочь и жена тяжело заболела. Едва она поправилась, он ушел за Кострому на этюды и написал "Грачей". Храм на "самом русском пейзаже" - храм Воскресения...
Грачи прилетели - 1871 г.В феврале 1871 года у Саврасова умерла новорожденная дочь и жена тяжело заболела.

Слайд 27Церковь Воскресения Христова в Сусанино — православная церковь, построенная в 1690 году в селе

Молвитино (ныне — Сусанино). Церковь получила известность благодаря художнику Алексею Саврасову. Её строил боярин Салтыков в память о погибшем сыне в Стрелецком бунте, строил с верой и надеждой на победу жизни над смертью.
Сейчас в здании церкви находится музей подвига Ивана Сусанина.
Церковь Воскресения Христова в Сусанино — православная церковь, построенная в 1690 году в селе Молвитино (ныне — Сусанино). Церковь получила известность

Слайд 28Бурлаки на Волге - 1871 год

Бурлаки на Волге - 1871 год

Слайд 29 Особое место в творчестве А. К. Саврасова занимают весенние

пейзажи.
Некоторые картины рассказывают о радости пробуждения природы, другие – полны щемящей грусти.



Одно из самых глубоких лирических произведений – картина «Оттепель», написанная в 1874 году.
Особое место в творчестве А. К. Саврасова занимают весенние пейзажи. Некоторые картины рассказывают о радости

Слайд 31Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин
1844, Чугуев, Российская империя –
1930,

Куоккала, Финляндия)
русский художник-живописец.
В юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.


С 1878 года - член Товарищества передвижных художественных выставок.
Академик Императорской Академии художеств. Профессор , руководитель мастерской (1894-1907) и ректор (1898-1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой.
Непосредственный наставник В. А. Серова.

Илья Ефимович РепинИлья Ефимович Репин 1844, Чугуев, Российская империя – 1930, Куоккала, Финляндия) русский художник-живописец. В юности

Слайд 32Бурлаки на Волге - 1873 год
В своём «Дневнике писателя» Достоевский
проанализировал

картину Репина и высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно...Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».рлак на Волге. 1870-1873

Бурлаки на Волге - 1873 годВ своём «Дневнике писателя» Достоевский проанализировал картину Репина и высказался о ней

Слайд 33 Бурлаки на Волге. 1870-1873
Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16

ноября 1581 года» - 1883-1885

 Бурлаки на Волге. 1870-1873Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» - 1883-1885

Слайд 34 Бурлаки на Волге. 1870-1873
Крестный ход в Курской губернии – 1883

 Бурлаки на Волге. 1870-1873Крестный ход в Курской губернии – 1883

Слайд 35Николай Николаевич ГЕ


Род. 1831, Воронежская губерния — 
ум.1894, хутор Ивановский, Черниговская губерния) —русский живописец и 
рисовальщик, мастер портретов, 
исторических и религиозных полотен.
Изредка выполнял

скульптурные работы.

В конце 1869 года Ге возвращается в Россию, где принимает горячее и деятельное участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок» Для I Передвижной выставки Ге написал картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871). Ге пробует свои силы в различных жанрах портретном, историческом, религиозном… Творческая неудовлетворенность и материальные невзгоды заставляют Н. Ге покинуть столицу.

Николай Николаевич ГЕРод. 1831, Воронежская губерния — ум.1894, хутор Ивановский, Черниговская губерния) —русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял скульптурные работы. В конце 1869 года Ге

Слайд 36Портрет неизвестной. 1883г.
Пётр I допрашивает цесаревича Алексея Петровича в Петергофе - 1871

год

Портрет неизвестной. 1883г.Пётр I допрашивает цесаревича Алексея Петровича в Петергофе - 1871 год

Слайд 37Портрет неизвестной. 1883г.
Тайная вечеря, 1863 год

Портрет неизвестной. 1883г.Тайная вечеря, 1863 год

Слайд 38Портрет неизвестной. 1883г.
Что есть истина? - 1890 год

Из письма Толстого Л.Н.
«…Выйдет

поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете все, только не ее. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорблю вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите ее, чтобы не погубить все свое многолетнее дело».
Портрет неизвестной. 1883г.Что есть истина? - 1890 годИз письма Толстого Л.Н. «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на

Слайд 39Портрет неизвестной. 1883г.
Распятие - 1892 год , музей Орсэ

Лев Толстой нашёл, что

это лучшее «Распятие» в мировой живописи: 

«Я первый раз видел (наконец!) изображение этой страшной трагедии во всем её несолганном и неприбранном ужасе. Я долго не мог уйти от картины и никогда потом не забыл первого несравненного впечатления. Сколько тысяч картин «приличных» и «никого не оскорбляющих», сколько целых галерей и музеев я отдал бы за одну эту картину, оскорбляющую огромные толпы людей, публики, чуть не всех и каждого!» 
Портрет неизвестной. 1883г.Распятие - 1892 год , музей ОрсэЛев Толстой нашёл, что это лучшее «Распятие» в мировой живописи: «Я

Слайд 40Домашняя работа.

Готовится к проверочной работе по теме:

«Живопись 2 половины 19

века.
Художники-передвижники. Идеология. Творчество»



(Крамской, Репин, Саврасов, Васнецов, Левитан, Ге,

++Суриков, Шишкин, Айвазовский)

Домашняя работа. Готовится к проверочной работе по теме:«Живопись 2 половины 19 века. Художники-передвижники. Идеология. Творчество»(Крамской, Репин, Саврасов,

Слайд 41Иван Иванович Шишкин

(1832г -1898г)
Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Его

картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.
Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой русского пейзажа. 

Его называли «царем леса». Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Это была ювелирная работа.
Так писались и «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Лесная глушь» (1872), и «Лесные дали» (1884).

Иван Иванович Шишкин(1832г -1898г) Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Его картины – гимн живой природе,

Слайд 42Утро в сосновом лесу. 1889г.

Утро в сосновом лесу. 1889г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть