Подготовил: Михайлова Л.А.,
учитель МХК МБОУ “СОШ №55”
города Новокузнецка
Вся молодая Россия только лишь о вековечных вопросах и толкует.
Ф.М. Достоевский.
Народничество
«Хождение в народ»
Идеализация крестьянства
Вера в «особенную стать» России
Слово «народ» – ключевое для творчества русских мастеров пореформенной России.
Литература пореформенной эпохи:
Некрасов Н.А.
(лидер народнической поэзии)
Гончаров И.А.
Достоевский Ф.М.
Толстой Л.Н.
Чехов А.П.
Архип Иванович Куинджи
Виктор Михайлович Васнецов
Товарищество передвижных художественных выставок – самая передовая площадка того времени
(Передвижники) - объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 г. В числе основателей общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов,
Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.
Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
Товарищество передвижных выставок
Иван Иванович Шишкин
Николай Николаевич Ге
И. Н. Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей
( Л. Н. Толстой, И. И. Шишкин, М. Е. Салтыков-Щедрин - находятся в Третьяковской галерее).
Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).
В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской.
Особенности творчества художника Ивана Крамского:
- простая и ясная композиция картин;
- глубокий психологизм и безупречное сходство портретов,
- умение найти «смысл лица» портретируемого,
как говорил сам Крамской;
- строгие и сдержанные эмоции персонажей —
даже в драматичных жанровых работах.
Одна из тем – тема одиночества в творчестве художника, поэтому много однофигурных портретов
Вершиной пейзажной картиной стала левитановская «Весна – большая вода». В талой воде, затопившей деревья, избы, тихо покачивается пустая лодка, тянутся вверх, в немыслимую высь, ветки еще голых деревьев.
Менее чем за 25 лет Левитан написал около тысячи картин, этюдов, рисунков. Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона».
Март - 1895
У омута – 1892
Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с атмосферой поэтической легенды или сказки.
Васнецов – символист православия (росписи Владимирского собора в Киеве) воинства (картина «Богатыри») и искусства (фасады Третьяковки).
Никто до Саврасова не чувствовал и не передавал задушевную красоту скромной русской природы. Учитель Коровина и Левитана.
Левитан И. сказал: “Он (Саврасов) создал русский пейзаж”.
С 1878 года - член Товарищества передвижных художественных выставок.
Академик Императорской Академии художеств. Профессор , руководитель мастерской (1894-1907) и ректор (1898-1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой.
Непосредственный наставник В. А. Серова.
В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:
«...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно...Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».рлак на Волге. 1870-1873
В конце 1869 года Ге возвращается в Россию, где принимает горячее и деятельное участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок» Для I Передвижной выставки Ге написал картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871). Ге пробует свои силы в различных жанрах портретном, историческом, религиозном… Творческая неудовлетворенность и материальные невзгоды заставляют Н. Ге покинуть столицу.
Его называли «царем леса». Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Это была ювелирная работа.
Так писались и «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Лесная глушь» (1872), и «Лесные дали» (1884).
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть