Слайд 2Цель: показать своеобразие бразильского и венецианского карнавалов.
Задачи: познакомить с происхождением слова
«карнавал»
рассказать об истоках образования праздника
показать основные атрибуты карнавала
Слайд 3Бразильский карнавал- это экзотическая смесь европейской изысканности, древних индейских традиций и
обычаев чернокожих рабов
Слайд 4Карнавал – главный бразильский праздник. Он начинается в последнюю субботу перед
Великим постом и продолжается до позднего вечера во вторник. Это время танцев, песен и гуляний. Самое важное событие карнавала – состязание школ самбы, на котором богатство мелодий и красота танцоров самбы смешивается с роскошью костюмов, удивительным оформлением огромных карнавальных повозок, феерией спецэффектов и выплеском танцевальной страсти.
С 1984г карнавальные шествия идут по специальной улице – Самбадром. Его длина 700метров, по обе стороны расположены трибуны, где собираются зрители.
Слайд 5Карнавал в Рио – де Жанейро
Бразилия
Слайд 10
Мне снились маски, кружева,
прически, сколотые ловко,
из помертвевших уст слова,
перчатки, плащ и
треуголка.
Из перстня высыпался яд
и кровью закипал в бокале.
Венецианский маскарад –
театр и жизнь в одно сливались.
Театр и жизнь. Театр и смерть.
Ночную площадь заполняла
огнями страсти круговерть,
по лунным понеслась каналам…
(Н.Левитов)
Слайд 11Венеция – город театр
Жажда перевоплощения влечёт сотни людей раз в году
в Венецию на уникальный венецианский карнавал.
Слайд 12Венеция расположена на 119 островах, окружённых 150 каналами
Слайд 13Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских Сатурналиях - ежегодных праздниках
в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.
Слайд 15Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная
версия принадлежит католической церкви, которая утверждает, что слово произошло от латинского «carne vale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — великому посту перед Пасхой. Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем.
Слайд 16Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам. Основными
атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в обычные дни, нередко под масками скрывались для совершения неблаговидных поступков. Это вынудило церковь запретить ношение масок вне карнавалов. А в 1608 году в Венеции был издан декрет, согласно которому мужчины за ношение масок в повседневной жизни приговаривались к двум годам тюремного заключения и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади.
Слайд 18Во время карнавала ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком
безрассудным, слишком распутным. Карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами.
Вплоть до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь.
Каждый год свыше полумиллиона туристов приезжают в Венецию на карнавальные мероприятия — в том числе и для участия в них. Карнавал открывается старейшим венецианским праздником — Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. На площади Святого Марка устраиваются представления в стиле комедии дель арте, а потом на зрителей обрушиваются тонны конфетти. Затем начинается карнавальное шествие. На городских площадях проводятся концерты, устраиваются фейерверки, в театрах ставятся спектакли на тему карнавала, в старинных дворцах города даются балы-маскарады. На улицы Венеции выходят горожане в костюмах всемирно известных персонажей итальянской комедии дель арте — Арлекино, Пьеро, Панталоне, а Коломбина становится эмблемой праздника.
Организуются и костюмированные представления, которые с достоверностью воссоздают феерическую, фривольную обстановку карнавалов прошлых веков.
Слайд 20Маска – главный герой венецианского карнавала
Баута
Слайд 21Баута служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия
Слайд 22Венецианская Дама – элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу
Слайд 23Венецианская Дама
У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и
др.
Слайд 25Вольто - Гражданин
Наиболее нейтральная из всех масок, копирующая форму человеческого лица.
Её носили рядовые граждане.
Слайд 26Доктор Чумы
Маску во время эпидемии чумы надевал доктор, посещая пациентов.
В её длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества, считалось, что они предохраняют от чумы.
Слайд 27Панталоне – маска старого педантичного торговца
Слайд 28Арлекин – маска глупого болтливого человека из Бергамо
Слайд 29Арлекино Поль Сезан
Маска Арлекино
Слайд 30Коломбина – партнёр Арлекина, проницательная и хитрая кокетка и пустомеля
Слайд 33ВЛЮБЛЁННЫЕ
Господа Коломбины, Арлекина и других дзани. Влюблённые выглядят оторванными от жизни,
напыщенными персонажами. Основные черты Влюблённых –тщеславие, болезненное внимание к собственной внешности, нервозность. Маски им заменял большой слой грима, парики и всяческие украшения.
Слайд 34Капитан или Казанова
Не является коренным жителем города, всегда приходит откуда то
издалека. Тип наглого и беспринципного вояки –бахвала и искателя приключений. Основные его особенности –это агрессивность, безудержное враньё о своих мнимых подвигах, отсутствие совести, стремление к обогащению.