Слайд 1
Литература и
декоративно-прикладное искусство
средневекового Китая
Слайд 2
Литература средневекового Китая
Китайская поэзия неразрывно связана с живописью. Если живопись Китая
поэтична, то поэзия живописна, поэты как бы рисуют словами увиденные пейзажи, сцены. Поэтические строки часто сопровождают картину.
В Средние века занятия литературой и живописью поощрялись двором. Китайские императоры окружали себя поэтами и художниками. В VIII в. была открыта Академия наук «Ханьминь», в X-XI вв. – Академии искусств в трёх городах (Ханьчжоу, Нанкине, Кайфыне).
В 7 в. зародился жанр новеллы, описывающей быт и нравы горожан. В городских новеллах прослеживалось влияние индийских традиций. Крупным мастером танской новеллы был Юань Чжэнь.
Слайд 3Литература средневекового Китая
В 8-9 вв. достигла расцвета публицистика. Её яркий представитель
– Хань Юй (768-823), ярый противник религии, в которой видел лишь суеверие (после обнародования памфлета «О кости Будды» был отправлен в ссылку). Главный его философский трактат – «О человеке»
Поэзия Средних веков
Средневековую лирику отличали благородная простота, прямота взгляда художника на мир, философская глубина.
Китайские поэты писали о любви и родине, восхищались красотой мира, воспевали возвышенное и обыденное. В то же время, тема любви занимала в китайской поэзии небольшое место, большее, под влиянием конфуцианской морали, занимала тема любви к семье, жене.
Одной из центральных тем классической поэзии стала тема дружбы.
Слайд 4Литература средневекового Китая
В китайской поэзии сложилась особая жанровая система.
Шу – жанр,
восходящий к древним временам. Для произведений в жанре шу характерно одинаковое число слогов в строке (4, 5, 7, редко – 6).
Цы – жанр получил развитие со вт. пол. 8 в. В жанре цы создается обычно пейзажная или интимная лирика, для неё характерны созерцательность, недосказанность (в строках – разное количество слогов). Расцвет жанра цы пришёлся на 10 – 12 вв.
Слайд 5 Литература средневекового Китая. Поэзия
Одним из первых
блестящих поэтов раннего Средневековья был Тао Цянь (365-427), автор социальной утопии «Персиковый источник».
С 8 в. начался «золотой век» китайской поэзии. Антология поэзии танского периода насчитывает свыше 50 тыс. произведений.
Крупнейшими поэтами Средневековья были поэты эпохи Тан:
Ли Бо (699-762), Ван Вэй (699-761), Ду Фу (712-770), Бо Цзюй (772-846), а также поэт 14 в. Гао Цзы.
«В струящейся воде
Осенняя луна.
На южном озере
Покой и тишина.
И лотос хочет мне
Сказать о чём-то грустном,
Чтоб грустью и моя
Душа была полна».
(Ли Бо)
«Цветы опадают,
И горный поток серебрится,
Ни звука в горах
Не услышу я ночь напролёт,
Но всходит луна
И пугает притихшую птицу,
И птица тихонько
Тревожную песню поёт». (Ван Вэй)
Слайд 6
В VIII в. живописец, поэт и музыкант танской эпохи Ван Вэй
написал трактат «Тайны живописи», в котором изложил приёмы живописи и передал особую систему живописного мышления:
«Далёкие фигуры – все без ртов,
Далёкие деревья – без ветвей.
Далёкие вершины – без камней:
Они, как брови, тонки – не ясны.
Далёкие теченья – без волны:
Они – в высотах, с тучами равны.
Такое в этом откровенье!
(Ван Вэй).
Слайд 7Литература средневекового Китая. Поэзия
Ван Юйчэн (954-1001) – первый значительный поэт сунского
периода. Мелкий чиновник, выбившийся из низов, он воспевал в стихах нелёгкий труд крестьян, судьбу нищих беженцев, тяжёлую солдатскую службу.
В конце 10 – начале 11 в. в поэзии господствовала «сикуньская школа», представители которой подражали образному, изысканному и нарочито усложнённому стилю поэта танской эпохи Ли Шаниня.
Лю Юн (987-1053) – наиболее известный мастер цы. Известны около 200 его цы, посвящённых вину, любви, природе, описаниям достопримечательностей.
Оуян Сю (1007-1072) – представитель нового движения «за возврат к древности», поэт, прозаик, крупный государственный деятель. Призывал учиться у танского поэта Хань Юя.
Ван Аньши (1021-1086) – поэт и реформатор, автор «Новых законов». Вошёл в число «восьми великих мастеров» эпох Тан и Сун.
Слайд 8Литература средневекового Китая. Поэзия
Ван Лин (1032-1059) – один из самых талантливых
представителей гражданской поэзии. Вершина его творчества – сатирическая поэма «Разговор с саранчой во сне».
Су Ши (1036-1101) (известный под именем Су Дунпо) – поэт, крупнейший прозаик, художник, каллиграф, вошёл в число «восьми великих мастеров».
Вэнь Туи (1018-1079) – знаменитый художник и поэт-пейзажист, писал и о крестьянской жизни.
Чжан Лэй (1054-1114) – писал о тяжёлом труде, заботах и радостях крестьянина.
Цинь Гуань (1049-1100) – тонкий поэт и изящный стилист.
Хуан Тинцзянь (1045-1105) – наиболее значительный из поэтов, группировавшихся вокруг Су Ши, основатель «цзянсийской школы», оказавшей большое влияние на развитие сунской поэзии.
Слайд 9Литература средневекового Китая. Поэзия
Чэнь Шидао (1053-1101) – самый известный (после Хуан
Тинцзяна) поэт цзянской школы. Его стихи отличаются простотой и естественностью. Излюбленные темы – природа, деревенская жизнь.
Тан Гэн (1071-1124) – поэт, писавший преимущественно в жанре ши, автор стихотворения «Допрос арестованных» – острейшей сатиры на чиновничье сословие.
Ли Цинчжао (1084-1151) – поэтесса, один из величайших мастеров цы.
Ян Ваньли (1127-1206) – поэт, написавший свыше 20 тыс. стихотворений.
Фань Чэнда (1126-1193) – один из крупнейших певцов деревни, прославленный автор цикла «Четыре времени года в полях и садах» (из 60 стихотворений). Поэт стремился показать и поэзию деревенской жизни, и суровую прозу крестьянского существования.
Слайд 10Литература и театр средневекового Китая
В XIII в.(в эпоху монгольского завоевания) на
первый план в искусстве вышла драматургия – народная драма.
Крупнейший драматург-комедиограф эпохи – Гуань Хань-цинь, писавший в новом жанре «цюй», выполнявшем сначала роль вставных арий в его пьесах. В сюжеты драм, тесно связанных с народной жизнью, включались любовные мотивы, женская тема.
Театр пантомимы получил в средневековом Китае большое распространение.
IV. Прикладное искусство средневекового Китая
В Китае изготавливали изделия из фарфора, лака, кости, металлов; с XIV в. получило развитие искусство перегородчатой эмали – клуазоне’ (на меди и др. металлах, на фарфоре).
Высокого мастерства достигло искусство вышивки, художественного оформления тканей.
Слайд 11IV. Декоративно-прикладное искусство
Слайд 12
Декоративно-прикладное искусство
Слайд 13Декоративно-прикладное искусство
Слайд 14
Декоративно-прикладное искусство
Фарфор династии Мин
Слайд 15
Декоративно-прикладное искусство
Перегородчатая эмаль (XIX в.) (фарфор)