Слайд 1Декоративное искусство средневековой
Японии
Слайд 2Декоративное искусство Японии
Бонсай (Выставка в китайском садике, Сидней)
Слайд 3Декоративное искусство Японии
Бонсай – это искусство выращивания миниатюрных деревьев, с сохранением
всех признаков своего вида и сохранением пропорций надземной и подземной частей большого дерева того же вида.
Искусство основано на технике уменьшения размеров обычных растений при помощи постоянного их подрезания, особой системы поливки, подкормки, освещения.
Кроме того, растения высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре.
За несколько десятилетий дерево вырастает в высоту на полметра и уменьшается, по сравнению с большим деревом, в 60-80 раз.
Выращивают бонсай на открытом воздухе, хотя короткое время растение можно держать и в помещении.
При умелом уходе бонсай может прожить сотни лет.
Слайд 4Декоративное искусство Японии
Стиль бонсай возник в Китае в эпоху Тан (VIII—X века).
Слово «бонсай» происходит от китайского слова «пэньцай» и означает «выращенное в подносе».
Принято считать, что в Японию искусство принесено в VI веке буддистскими монахами. В представлении буддистов мир выглядит как сад Будды, где он садовник. Поэтому человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу.
В целом в классификации бонсай приняты два основных направления: котэн (классическое) и бундзин (неформальное).
Направление котэн предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины.
Направление бундзин исходит из противоположного критерия, чего бывает сложно добиться.
Следует также отметить, что японцы избегают в любых композициях симметрии и чётности.
Слайд 5
Декоративное искусство Японии
Направление котэн (классическое)
Слайд 6Декоративное искусство Японии
Направление кокэдама
Слайд 7
Декоративное искусство Японии
Стили бонсай
Среди традиционных стилей можно выделить следующие.
Формальный прямой стиль
(яп. 直幹 Тёккан)
Прямой ствол, который становится толще ближе к корням.
Неформальный прямой стиль (яп. 模様木 Моёги)
Ветки или ствол могут быть немного искривлены, но верхушка ствола всегда находится на прямой линии перпендикулярно земле.
Сдвоенный ствол (яп. 双幹 Сокан)
Композиция из двух стволов, которые могут быть различны по размеру и образовывать одну крону.
Наклонный стиль (яп. 斜幹 Сякан)
Прямой ствол, растущий под углом к земле.
Каскад (яп. 懸崖 Кэнгай)
Имитируется рост деревьев у воды или в горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке.
Полукаскадный стиль (яп. 半懸崖 Хан-кэнгай)
Верхушка дерева остаётся на уровне почвы плошки.
(яп. 根連なり Нэцунагари)
Имитируется вид деревьев, у которых часть ствола затоплена или засыпана землёй. Ветки такого растения растут, напоминая отдельные деревья.
Литературный стиль (яп. 文人木 Бундзинги)
Прямой ствол, на котором находится минимальное число веток.
Слайд 8Декоративное искусство Японии
Корень на камне (яп. 石上樹 Сэкидзёдзю)
Ствол находится на выступающем над поверхностью земли камне, который оплетён корнями.
Растущий-на-камне (яп. 石付 Исицуки)
Корни дерева растут в расщелинах камня. Этот стиль используется для иллюстрации выносливости дерева (по причине ограниченности места для корней).
Стиль метлы (яп. 箒立ち Хокидати)
Ствол прямой, ветки раскидываются вокруг него примерно на ⅓ высоты дерева, образуя шар.
Групповой стиль (яп. 寄せ植え Ёсэ Уэ)
В плошке находится группа деревьев, как правило нечётное число (ментальные особенности японцев), но никогда не равное четырём (слово «четыре» на японском созвучно со словом «смерть»). Часто в горшке оказываются деревья одного вида. Красота композиции заключается в сочетании высот и возрастов этих деревьев.
Плотообразный стиль (яп. 筏吹き Икадабуки)
Имитируется упавшее в болото дерево. Имеет форму плота и образуется за счёт лежащего на земле ствола, от которого отходят различной длины деревца.
Слайд 9
Декоративное искусство Японии
Неформальный прямой стиль
Слайд 10
Декоративное искусство Японии
Стиль каскад
Слайд 11Икэбана
Икэбана («кадо» – «путь цветка») – искусство аранжировки цветов;
композиция, составленная по выработанным правилам.
(«Икэ – «жизнь», «бана» – «цветы»).
Главный эстетический принцип – изысканность и простота при сохранении естественных свойств материалов.
Искусство икэбаны сложилось к середине 15 века.
В икэбану входят три основных компонента:
1 – природный материал (цветы, ветви деревьев, листья и т п.),
2 – ваза,
3 – кэндзан – металлическая наколка-держатель для фиксации растений. (Обеспечивает устойчивость стеблей и веток. Кэндзан изобретён для стиля «морибана», помещается в плоскую низкую вазу с водой).
Слайд 12Икэбана
Стили икэбаны:
рикка – классический, формальный с установленными традиционными правилами. Развивался с
15 в. как способ аранжировки храмовых монументальных букетов;
сэйка (сёка) – упрощённая рикка. Развивался в период Эдо, в 17-19 вв.
нагаирэ – способ аранжировки букетов для чайных церемоний – аранжировка икэбаны в высокой вазе;
хэйка – аранжировка икэбаны в высокой вазе с узким горлышком;
морибана – аранжировка икэбаны в низком неглубоком сосуде. Развивается с 19 в.
Слайд 17Икэбана
Стебли цветов, зафиксированные в кэндзане
Слайд 18Икэбана
Стебли цветов, зафиксированные в кэндзане