Слайд 1УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР
КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР
КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
Слайд 2ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народа, или устного народного
творчества , возникшего еще в дописьменный период.
Фольклор – искусство коллективное.
Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура.
Слайд 3Словарная работа
Ритуал — церемония, преследующая магическую цель.
Обычай — всякий установленный, традиционный
порядок действий, обряд — ритуал.
Обряд — “совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции” (Словарь Ожегова). Обряд - это способ общения с обожествлённым явлением природы. Определённые слова, связанные с определёнными действиями, помогают человеку установить отношения с окружающим его миром. Потому слово и действие наделяются при этом магической, “заклинательной” силой. Всякий обряд совершается в переломный момент жизни человека и общества.
Слайд 4Обряд - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива
Слайд 5Обряды бывают:
семейными
календарными
Слайд 6Обряды, связанные с
свадьбой,
смертью
рождением
Слайд 7сельскохозяйственные
обряды называются календарными.
Слайд 8Религиозные обряды
регулярное посещение церкви, прием священника на дому, участие в крестных
ходах, соблюдение постов, домашние моления
Слайд 9Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.
Свадебный обряд состоит
из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.
Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах.
Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII—XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.
При всей вариативности обряда его общая структура остается неизменной.
Русский свадебный обряд
Слайд 101. Сватовство
2. «Чаепитие»(смотр)
3.Подготовка приданого
3. 1 Оглашение
решения о свадьбе
4. Смотрины
5. Сватанье.
5.1 Баня
5.2 Обряд одевания невесты
5.3 Обряд дарения жениха
6. Венчание
6.1 Выкуп
6. Первый день свадьбы
Свадебные
обряды:
Слайд 11
Обряд был направлен на достижение определенных целей: плодородие, излечение от болезни,
рождение ребёнка, защита от опасностей и так далее. Подавляющее большинство обрядов сопровождается текстами разных жанров. Для календарных обрядов характерно использование календарных песен (колядок, масленичных, купальских), во время свадебного обряда, наряду с песнями, исполняются плачи, или причитания, отчасти напоминающие похоронные причитания.
Самый распространённый жанр обрядового фольклора – заговоры – магические тексты, сопровождающие ритуал.
Слайд 12заговоры и заклинания
мифологические рассказы
народные сказки
народные песни
былины
духовные стихи
исторические песни
детский фольклор
малые жанры фольклора:
загадка, пословица, поговорка
Устное народное
творчество
Слайд 13Календарно-обрядовый фольклор
- это фольклор обрядов календарного цикла:
- весенние песни(веснянки, заклички);
-
летние песни(троицкие, хороводные);
осенние песни(жальные).
Жанры:
- колядки;
- щедровки;
- масленичные песни.
Слайд 14Календарно-обрядовые песни
Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте
природы, с земледельческим календарем.
Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.
Эти песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре.
В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда.
Слайд 15Зимний цикл календарного
фольклора
Зимний цикл в основном состоит из песен. Изначально
песни включали в себя простейшие заклинания и обрядовую магию. Год начинается исполнением колядных песен или колядок.
Колядка – это величальная песня, песня-заклинание благополучия в грядущем году.
Слайд 16Главный зимний языческий праздник — Коляда, совместившийся позже со Святками. Слово
“коляда” родственно слову “calare” (лат.) — выкликать. Жрец в древнем Риме выкликал начало каждого месяца. Отсюда же и слово “календарь”. Святки, продолжающиеся двенадцать дней — от Рождества Христова до Богоявления, совмещают в себе христианские и языческие черты. Коляда связана с представлением об “умирании” солнца: оно описало свой годовой путь вокруг мирового древа. Ночь перед возрождением солнца — ночь хаоса, противопоставляющего себя космосу — мировому порядку. Это как бы ситуация “начала мира”. Это опасное время, когда потусторонний мир как бы приближается к человеку, границы между своим и чужим миром стираются. Именно поэтому так распространено в Святки “ряженье” — скрывание лица под личиной — “бесовское” занятие, грех которого надо было смывать в проруби во время водоосвящения на Богоявление (этим праздником и кончались Святки).
Коляда
Слайд 17 Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто
в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!
Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.
Слайд 18С праздником Коляды связан и сам обычай гадания. Гадания бывают нестрашные
(на вещах, на курицах, у ворот, башмаком, подслушивание и так далее) и страшные, когда человек пытался узнать будущее, выходя на “прямой контакт” с “иным” миром — таковы, например, гадания на перекрёстке дорог или гадание с зеркалом. Весьма распространённый вид нестрашного святочного гадания — гадание на вещах, сопровождаемое подблюдными песнями. Гадавшие (а это, как правило, были девушки) собирали в одну чашу (блюдо) украшения, накрывали чашу платком и под пение подблюдных песен вынимали наугад украшение из чаши. Чьё было украшение — той в песне и была предсказана судьба.
Слайд 19Сидит воробей
Под застрехою.
Слава!
Глядит воробей
На чужую сторону.
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро.
Слава!
Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!
(Означает
дорогу.)
Иносказательность подблюдных песен можно объяснить условиями ритуала: люди стремились разгадать судьбу. Композиция подблюдных песен содержит две основные части — рассказ о том, какая судьба ждёт кого-то из гадающих, а во второй части эта судьба заклинается. Слова, скрытые иносказанием, обозначают, отвлечённые понятия: смерть, разлуку, богатство, свадьбу, венчание и тому подобное.
Слайд 20 Это праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой.
Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло.
Масленица
Слайд 21“В праздничную неделю старались как можно больше съесть и выпить. По
пословице, надо «есть до икоты, пить до перхоты», петь до надсады, плясать до упаду”. Комичен в народном представлении и образ Масленицы: “широкорожая”, “курносая”, “кривошеея”, “голошеея”, “кургузая” баба, грязнуля, обжора (“блиноеда”, “полизуха”), забияка (“колотуха”), воровка (“обируха”), врунья (“обмануха”), “которую ждут” (И.Земцовский).
Слайд 22Щедровки
На Святки парни "водили козу" (в древности коза являлась символом плодородия
и природы). Ведущий — "михоноша" (мехоноша) вел парня в вывернутой шерстью наружу шубе, с бородой из пеньки, который изображал козу. Другой — "Журав" — палкой с крюком бил присутствующих, а те откупались дарами. Обряд сбора даров назывался "щедровать".
"Щедровками" считались дары и песни, исполняемые в честь хозяев дома. В Дмитровском уезде "козой" была девушка, которую водили по домам, и она отвечала на все вопросы, получая за это угощенье: "Эй, станьте в ряду, я козу веду".
Слайд 23Уж ты пташечка,
Ты залётная!
Ты слетай
На сине море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
Веснянка
— связана с обрядом “закликания” весны. Веснянки пелись в марте, это были хоровые переклички девушек — своеобразные песни-заговоры, “замыкающие” зиму, ускоряющие приход весны. Пекли специальные сдобы — в виде фигурок птиц (жаворонков), выпускали птиц из клеток на волю, как бы призывая их скорее принести весну.
Весенний цикл календарного
фольклора
Слайд 24Хороводы изначально
связаны с праздником весеннего обновления природы.
Начинали водить с пасхальной недели.
На радуницу -радуницкие,в день 23 апреля - георгиевские, 9 мая -никольские. Весенние хороводы переходили в летние: Троицкие, Всесвятские, Ивановские, Петровские. К хороводным причисляют все песни. Могли петь любую, если ее характер отвечал теме хороводных песен.
Древние хороводные песни прочно связаны с праздничными заклинательными обрядами.
Считалось, что молодые девушки должны перенять опыт у женщин.
Хороводы
Слайд 25Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды,
но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многих из них:
А мы просто сеяли, сеяли!
Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!
А мы просто вытопчем, вытопчем!
Ой, Дид Ладо, вытопчем.
Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня», «У меня ль во садочке» и другие.
Слайд 26Песни делились на наборные( с них начинали) проходочные и разборные( ими
заканчивали).
В поэтике хороводных и игровых песнях выразилась их сущность как игровых произведений. В песне сюжетная ситуация сменяется одна другой. Песня членится на равные части.
Это коллективная поэзия и поэтому ей присущ тон радостного восприятия жизни, веры.
Слайд 27Хороводно-игровая песня «Научи меня, мати».
В середине круга находятся две девушки
(«мать» и «дочь»). Хоровод ходит и поет:
«Под дубровою лен, лен,
Под зеленою лен, лен!
Таки лен, таки лен, люли лен!»
Дочь начинает петь, а за нею и весь хоровод:
«Научи меня, мати, На лен землю пахати».
Хоровод останавливается, и все нагибаются. Мать показывает дочери, как пашут землю. В это время мать, а за нею и весь хоровод поют:
«Да вот эдак, дочи, дочушка, Вот так, так, да вот эдак!»
Дочь подражает действиям матери.
Затем под песню мать учит дочь «зелен лен полоти», «зрелый лен брати», «лен вязати», «спелый лен сбирать», «на телегу лен класти», «лен с поля убирати», «зрелый лен сушити», «молотити», «слати», «собирати», «трепати», «прясти», «пряжу мотати» и «красна ткати».
И завершается песня такими словами:
«Научи меня, мати, С молодцем гуляти».
И, не дожидаясь ее «обучения», дочь задорно поет:
«Я сама пойду И с милым плясать буду».
Девушка вызывает в круг какого-нибудь парня и пляшет с ним, напевая:
«Да вот эдак, моя мати, Вот так, так, да вот так!»
Слайд 28Семицко-троицкая песня — связан с празднованием Троицы, с завиванием и развиванием
берёзки. Берёзку, венки бросали в воду, чтобы они могли передать земле свою растительную силу и чтобы узнать будущее: утонет венок — человек умрёт (архаичное поверье) или женится (более позднее).
Пойдём, девочки,
Завивать веночки!
Завьём веночки,
Завьём зелёные,
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодёшенька,
Весь год веселёшенька!
Семик
Слайд 29Весенние праздники заканчивались во время роста майских трав и общего цветения.
Месяц назвали травень. Этот праздник проходил на седьмую неделю после пасхи. Отсюда название Семик. Так называли отдельный четверг этой недели. Неделю назвали русальной. На этой недели пелись русальные песни. С наступлением праздника народ шел на поля, девушки заламывали березу, то есть выбирали, потом заплетали ветви. Шли они это делать с русальными песнями.
На гряной неделе
русалки сидели
Ой, рано рано гу-у-у
Сидели русалки на кривой березе
Ой, рано рано гу-у-у
На кривой березе, на прямой дороге
Ой, рано рано гу-у-у
Просили русалки и хлеба и соли
Ой, рано рано гу-у-у
Слайд 30День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга — ночь на
25 июля.
Праздник Ивана Купалы совмещает в себе языческое поклонение Яриле и христианский праздник в честь дня Рождества святого Иоанна Предтечи.
Этот праздник открывал цикл летних праздников — до августа, когда начинался праздник жатвы.
День Ивана Купалы
Летний цикл календарного
фольклора
Слайд 31 Иван да Марья
В реке купались.
Где Иван купался,
Берег колыхался,
Где Марья купалась,
Трава
расстилалась.
Девицы цветы щипали
Да у Ивана пытали:
“Что это за цветы?”
“Это цветы Купалы.
Девицам - умыванье,
А парням - воздыханье!”
Слайд 32"Кострома"
Главным действующим лицом было чучело из рогож и соломы — "Кострома".
Название обряда произошло от слова "костра" — жесткая кора льна, конопли, сорной травы. В конце праздника "Кострому" сжигали. Сказывалась древняя вера наших предков в очистительную силу огня. В Брянском уезде весенний праздник "Кострома" был посвящен ткачеству. Считалось, что была некогда могучая богиня — покровительница прях. В ее честь собирались тайно женщины, чтобы выткать священную ткань.
И сделать все нужно было за один день — и лен обработать, и нити спрясть, и полотно соткать.
Слайд 33"Похороны кукушки"
Кукушечка-рябушечка,
Пташка плакучая:
К нам весна пришла,
Весна-красна! —
пели крестьянские девушки на Орловщине
в дни Вознесения (40-й день после Пасхи, отмечаемый в честь "вознесения" Христа на небо. К Вознесению в ряде мест приурочивались некоторые приметы, связанные с кукушкой. Как правило, в этот период начинало колоситься жито и замолкала кукушка. В народе говорилось: "Кукушка подавилась житным колоском" и "Рада бы век на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется". "Кукушкой" называлось соломенное чучело (а иногда это была или просто обряженная ветка, или кукла), которое сначала торжественно "крестили", а затем столь же торжественно "хоронили".
Слайд 34У древних славян птица кукушка символизировала богиню Живу — противницу Мары,
олицетворения смерти, болезни и нечисти. С кукушкой на Орловщине связан и другой ритуал. Девушки собирали траву "кукушкины слезы", делали куклу-кукушку и посвящали ей свадебный обряд, а затем хоронили и кумились.
Обряд "Похороны кукушки" был сугубо женским, вернее, девичьим обрядом, совершавшийся тайно, чтобы никто из посторонних не смог узнать места "крещения" и захоронения кукушки.
Слайд 35Основным содержанием осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле затраченную
силу и сохранить плодоносную энергию земли. Обязательно совершался обряд "зажинки" с первым снопом. Его переносили с песнями на гумно, с него начиналась молотьба, а зерна его сохраняли до нового посева. Особые почести воздавали и последнему снопу.
Работа в поле сопровождалась "жнивными" и "дожиночными" песнями – под одни жали, а под другие собирали последний урожай.
Осенний цикл календарного
фольклора
Слайд 36Уж мы вьём-вьём бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего
На ниве
великоей,
На полосе широкоей.
Представление о жатве как о завивании бороды, восходит, возможно, к тем временам, когда “почитали Велеса и поклонялись ему, как богу, имеющему попечение над скотом”.
А на нас сказали,
Что мы лено жали,
Что мы лено жали!
Ажно мы пожали
И в копы поклали,
В стоги наметали!
А в поле копами,
На гумне стогами,
На гумне стогами!
На гумне стогами,
На току ворохами,
А с току мехами!
Слайд 37"Овсень" или "Таусень"
Один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему
Равноденствию (обычно празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия).
В древние времена он же был праздником Нового Года (новолетье), в результате чего, позже, при переносе празднования нового года произошла путаница с пониманием времени его проведения.
Слайд 38Во время обрядовой трапезы жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными
горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!» — то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!» — то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не узрели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой».
Толпа девочек и мальчиков с мешком ходила по дворам и кликала: "Овсень! Овсень! Овсень ходил по всем: по стареньким, по маленьким". Обряд "Овсень" был связан с мифологическим персонажем древних славян Овсень (Аусень, Баусень, Таусень, Овсень, Усень). Название произошло от слова "юсинь" — первый месяц года, начало нового временного цикла. Персонаж Рождественского праздника. Аусень шел первым и готовил тропу, наводил мосты для Рождества и Крещенья, идущих следом.
Слайд 39Хлебный спас.
России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню
приурочивали дожинки (уборку последних нив) и обряды, связанные с ними.
Последний сноп в поле звался именинным, его с почестями вносили в деревню.
У крестьян были в ходу поговорки: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, коли Спас на полотне - хлебушко на гумне", "Хорош Третий Спас - хорош будет и квас". На сам Спас или в ближайшие к нему дни в сельской местности сеяли озимую рожь.
С 29 августа начинался сбор лесных орехов. Считалось, что они поспевают именно к этому дню. Собирать обычно шли женщины. Кстати, по урожаю орехов судили о том, хороша ли на следующий год будет рожь.
Слайд 40Самый распространенный в народе осенний праздник – Покров. Считается, что Покров приносит
белое снежное покрывало на землю. Об этом сложены поговорки: «На Покров до обеда осень, после обеда зима», « Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто — к легкому году, а не чисто — к строгой зиме», «Покров кроет землю то листом, то снегом», «Отлет журавлей на Покров — на раннюю холодную зиму», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «От первого снега до санного пути шесть недель».. Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом.
2.
3.
4.
5.
Семейный
Календарный
Религиозный
Слайд 441. Что такое обряд?
Обряд - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни
человеческого коллектива
Слайд 452.Какие бывают обряды?
Семейные, календарные, религиозные.
Слайд 463. Свадебный обряд относится к какому виду обрядов?
Русский свадебный обряд является
одним из важнейших семейных обрядов.
Слайд 474. Как звали местного краеведа, описавшего свадебный обряд?
Н.Н. Аруев