Слайд 1Мировая художественная культура
Слайд 3Тема 1.
Культура и искусство
План
1. Преемственность в культуре.
2. Искусство
в системе культуры.
3. Виды искусства.
4. Синтез и взаимодействие искусств.
5. Функции искусства.
Слайд 41. Преемственность в культуре
Культура – это разносторонний и в то
же время целостный мир, созданный человеческой деятельностью.
Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает созданный предыдущими поколениями мир, включается в него, вбирает его в себя и живет, опираясь на то, что было создано раньше, до его появления.
Но каждое новое поколение, усвоив доставшееся ему наследие, не ограничивается им, а создает свою культуру.
Преемственность – одна из закономерностей общественного развития и развития культуры в том числе.
В общении с другими людьми человек усваивает язык, первые навыки поведения и деятельности, приобретает знания, умения, обретает жизненный опыт.
Слайд 5Но знания и умения, накопленный человечеством опыт передаются не только путем
непосредственного личного общения, а через весь созданный людьми мир, через культуру.
И не только духовную, но не в меньшей степени через материальную.
Каждая вещь, бытовой предмет, орудие труда и ценности духовные – книги, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения, - не только удовлетворяют потребности создавших их людей, но собирают и хранят опыт и знания своих творцов для следующих поколений.
Слайд 6Непреходящее значение искусства в том, что, оставаясь всегда современным, оно, как
никакая другая форма культуры, соединяет прошлое и настоящее, сохраняет и делает вечно живым все то лучшее, что было создано человечеством в мире и открыто в самом человеке.
Именно поэтому приобщение к искусству не дает порваться связи времен.
Искусство вечно живо и всегда современно.
Слайд 7Преемственность в культуре имеет как непрерывный, так и периодический характер, когда
последовательность в развитии как бы прерывается и какие-то научные и художественные ценности исчезают из обихода, а потом вновь появляются на более позднем этапе.
Только благодаря преемственности человечество овладевает достижениями предыдущих эпох, а сама культура на этой основе обретает возможность постоянного развития.
Каждое поколение принимает от предыдущих накопленные ими духовные ценности, сохраняет их в своей памяти и, обогатив, передаю следующим.
Слайд 82. Искусство в системе культуры
Человек является творцом по своей природе,
поэтому искусство как вид духовной деятельности сопровождало его с древнейших времен.
Древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до н.э., утверждал, что именно искусство способно превращать злого человека в доброго.
Еще в древности искусство выполняло не только развлекательную, но и воспитательную, образовательную функцию.
Особенность искусства заключается в том, что оно дает человеку возможность испытать удовольствие.
Слайд 9Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству.
Т. Манн
Слайд 10Художественная культура
Интеллектуально - чувственное отображение бытия в художественных образах
Художественная деятельность
Процесс создания,
сохранения, восприятия, оценки произведений искусства. «Зеркалом» этой деятельности являются произведения музыки и поэзии, зодчества и живописи, театра и скульптуры…
Слайд 11Искусство – великая сила, которая порою незаметно для нас формирует наши
чувства, представления, направляет мысли в определенное русло.
Важно, чтобы человек не только создавал искусство, но и критически, с позиции художественного, относился к тому, что уже создано.
Слайд 123. Виды искусства
В целом искусства можно разделить на:
временные
пространственные
пространственно-временные
(зрелищные)
искусство слова и
музыка
словесная и музыкальная речь развиваются во времени
архитектура, изобразительное искусство, графика
театр, кино
развиваются и во времени, и в пространстве
Слайд 13Особенности отдельных видов искусства
Литература – это искусство, которое порою кажется
самым доступным и простым, ведь мы постоянно пользуемся словом.
Речь – это выражение наших мыслей, а каждое слово – обобщение представлений о предмете, явлении, состоянии.
1. Литература
Литература предполагает такую организацию слова, через которую можно было бы воздействовать на собеседника или читателя эмоционально, эстетически.
Для того, чтобы литературное произведение обрело полноценную жизнь, личное восприятие читателя тоже должно быть талантливым.
Слайд 142. Музыка
Музыка – искусство наиболее эмоциональное, обращенное непосредственно к чувствам
человека.
Музыкальная интонация (главное средство музыкальной выразительности) – бессловесное, чисто звуковое обобщение речевых интонаций.
Музыкальное искусство не стремиться выражать внешнее.
Оно всегда нуждается в посреднике, которым является исполнитель.
Слайд 153. Живопись
Живопись – это искусство, которое, воспроизводя облик предметного лица,
должно раскрывать невидимую суть вещей.
Она, как музыка, литература, нуждается в «умном зрителе и собеседнике».
Композиция, линия, цвет – эти и другие средства художник использует для того, чтобы проявить красоту окружающего мира и воссоздать не столько внешнюю, сколько внутреннюю реальность, которая, может быть, лучше выражает истинное.
Слайд 164. Театр
Театр относится к пространственно-временным видам искусства. Тайна театра в
том, что и зрители, и артисты, зная о вымышленности сюжета, глубоко сопереживают героям спектакля и в результате верят показанному на сцене.
Подготовка к постановке спектакля – долговременный и сложный творческий процесс, в котором участвует много людей самых различных творческих профессий.
С древности театр выполнял важную воспитательную функцию, помогая людям всеми доступными для данного вида искусства средствами найти правильные нравственные ориентации.
Слайд 17Еще в глубокой древности у людей возникла потребность объяснить источник силы
искусства. Они стали приписывать ее деятельности богов. Так древние греки считали покровителем искусств бога Аполлона и его служительниц, их называли музами, в их честь строили храмы, устраивали праздники, создавали мифы и легенды.
Слайд 18 могущественный победоносный бог света, друг и хранитель всего прекрасного.
Нравственная красота,
знание, справедливость находятся под его защитой.
Охранял и
благословлял
пастбища
Врачевал
духовные и
физические
недуги
Охранял
морские пути
Владел
пророческими
предсказаниями
Примирял
и утешал
людей
Древнегреческий бог Аполлон
Слайд 19Музы, помощницы Аполлона, как считали греки, жили на вершинах священных гор,
у светлых источников. Они были покровительницами пения и театра, музыки и танца, поэзии и прозы, истории и астрономии – богинями искусств и наук.
Слайд 20Искусство отвечает потребности человека в образно-символическом выражении переживании важных моментов его
жизни, оно помогает не только познанию мира, но в первую очередь – самопознанию.
Слайд 214. Синтез и взаимодействие искусств.
Проблема содружества пространственных искусств - архитектуры,
скульптуры и живописи - также извечна, как и само искусство, потому что художественные формы архитектуры складывались и развивались в контакте и под воздействием художественных форм и символики изобразительных искусств.
В свою очередь, архитектура постоянно оказывает значительное воздействие на развитие изобразительного искусства.
Слайд 22Величайшие шедевры целостной картины мира были созданы средствами архитектуры и монументального
искусства в художественных формациях Древнего Египта, античной Греции, античного Рима, Средневековья, Возрождения и барокко.
На грани XVIII-ХIХ веков начала складываться современная теория синтеза искусства.
Общеизвестно, что в своих истоках искусство было синкретическим.
Музыка в этот период в равной мере воспринималась как слухом, так и зрением. "Музыкой для глаз" был танец (музыку и хореографию объединяет то, что обе они относятся к процессуальным, выразительным и интонационным искусствам). Единственным и естественным аудиовизуальным инструментом являлся по тем временам сам человек (его голосовой аппарат и пластика жеста).
Слайд 23В связи с разделением труда и профессионализацией деятельности началась дифференциация искусств.
К началу XX в. назрели изменения в области синтеза искусств. Достигшие на очередном витке освоения специфики (в очередной раз) своих "пределов" искусства вновь протягивают, по выражению Р. Вагнера, "руку друг другу".
Слайд 24Изобразительные и словесные искусства
Выразительные и интонационные искусства
Синкретический
период искусства
песенное творчество, фольклор
ИСКУССТВА ЭКРАННОГО СИНТЕЗА
Кинематограф, телевидение «Концертная» светомузыка,
светомузыкальный фильм
ИСКУССТВА СЦЕНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА
Драматический театр Музыкальный театр
акт. искусство, пантомима
литература, поэзия
живопись, скульптура
архитектура, орнамент
музыка
танец
Слайд 255. Функции искусства.
Искусство, хотя его роль и значение в жизни
человека и общества не исчерпываются утилитарными задачами, поскольку оно самоценно, выполняет в обществе множество функций.
Наиболее значимые из них:
познавательная;
ценностно-ориентированная (аксиологическая);
коммуникативная;
воспитательная;
знаковая (семиотическая);
творческая (эвристическая);
идеологическая.
Слайд 26Искусство также обладает способностью предвидения (прогностическая, или футуристическая функция), его восприятие
доставляет людям радость, удовольствие (гедонистическая функция).
Есть и другие вплоть до психотерапевтической.
Слайд 27Трудно выделить ту функцию, которая может быть определена как наиболее значимая.
Как правило, в художественном произведении наличествуют (присутствую) почти все.
Очень важна познавательная функция искусства. Исторические события стираются их памяти людей. О них вспоминают историю, или тогда, когда современность напоминает о них.
Искусство обладает способностью открывать красоту в самом обычном.
В искусстве все личностно. Личность художника проявляется в процессе художественного творчества и его результате.
Слайд 28Узнанное и открытое, благодаря искусству, помогает человеку лучше понять самого себя,
других людей и тем самым помогает в установлении контактов между людьми, облегчает взаимопонимание и общение между ними.
Так проявляется коммуникативная функция искусства.
Действенная сила искусства безгранична, и оно должно служить гуманистическим целям. Искусство не только дает ценностные ориентации в жизни, но и в определенных условиях оно дает силы жить.
Искусство дает возможность испытать разные по характеру и направленности душевнее состояния.
Слайд 29Эстетическое наслаждение – это сложный духовный процесс, проявляющийся в различного рода
эстетических состояниях: радости от общения с прекрасным, восхищении совершенством, созданным художником и т.д.
Постоянное общение с искусством развивает в человеке эстетическое начало – эстетическое чувство, эстетический вкус, формирует эстетический идеал.
Именно поэтому искусство является важнейшим средством эстетического воспитания – целенаправленной деятельности по формированию у человека способности воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и в искусстве, жить, творить и взаимодействовать с миром по законам красоты.