Слайд 2«ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV — конец
XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Слайд 3Высокое Возрождение — период в истории итальянского Возрождения, традиционно датирующийся с 1490-х годов,
времени появления фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и смерти Лоренцо де Медичи во Флоренции, до разграбления Рима в 1527 году войсками императора Карла V.
Слайд 4В XIII–XVI веках в Италии не было высших учебных заведений. Художниками,
скульпторами талантливые подростки становились, работая и обучаясь в мастерских итальянских художников.
Сиенская школа живописи получила развитие в г. Сиена в XIII–XVI веках. Смешение византийских, готических и ренессансных элементов.
Флорентийская школа живописи сложилась с центром в городе Флоренция в XV веке. Уделение внимания проблемам перспективы, созданием пластически ясного построения человеческой фигуры, особая одухотворённость и интимно-лирическая созерцательность произведений.
Умбрийская школа живописи названа по региону Умбрия, с центром в городе Перуджа.Свойственен мягкий лиризм образов, плавность линейных ритмов, пастельность.
Падуанская школа живописи сформировалась в XV веке в Падуе вокруг живописца Франческо Скварчоне. Свойственно сочетание позднеготических черт с тщательной проработкой пластической формы.
Венецианская школа живописи получила развитие в XV–XVI веках.Характерно преобладание живописных начал, яркие колористические решения, владение пластически выразительными возможностями масляной живописи.
Римская школа живописи была ведущей школой живописи Италии.
Слайд 5Са́ндро Боттиче́лли (настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи ( 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — великий итальянский
живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.
Функция передачи основного замысла художника возложена на линию. Линеарность позволяет следовать контуру изображаемых предметов, подчеркнуть их красоту и значимость. Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом.
Слайд 6На фоне ласкающего взор поэтического пейзажа изображена изящная и в то
же время строгая молодая женщина, вооружённая тяжёлой алебардой(Афина). Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. Прекрасная дева увенчана венком, сплетённым из веток оливы, которые опоясывают также её грудь и руки. Она одета в широкий зелёный плащ, наброшенный на лёгкое одеяние со свободно ниспадающими складками ткани, которую украшают эмблемы рода Медичи в виде бриллиантовых колец. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Не битва, а псих.схватка мира с грозным началом.
Паллада и Кентавр
Слайд 7 ВЕНЕРА И МАРС 1483 года. Написано, возможно, по заказу купеческой семьи Веспуччи.
Находится в экспозиции Лондонской национальной галереи.
Венера, в полулежащем положении с положенной на подушку правой рукой, смотрит на юного мускулистого красавца Марса влюблённым взглядом. Марс, обольщённый Венерой, сладко спит. Сатиры — самые весёлые персонажи полотна — один трубит в рог под ухом бога войны, второй умудрился надеть на себя огромный шлем, и идёт вслепую вслед за остальными, чуть ли не повисши на копье, третий, который находится по центру картины, обернулся назад и смеётся над вторым, четвёртый залез под руку Марса и смотрит, словно влюблённый, на взгляд Венеры.
Слайд 8ПОКИНУТАЯ
Его сюжет, несомненно, взят из Библии:
Фамарь, изгнанная Аммоном.
Но этот единичный исторический факт в его художественном
воплощении приобретает вечное и общечеловеческое звучание: тут и ощущение слабости женщины, и сострадание к ее одиночеству и подавляемому отчаянию, и глухая преграда в виде закрытых ворот и толстой стены, напоминающей стены средневекового замка.(1496 г.)
Слайд 9ОПЛАКИВАНИЕ ХРИСТА 1495 г.
Картина считается одной из самых сильных в биографии
живописца
Религиозные сюжеты в те времена было принято изображать в соответствии с определёнными канонами. Духовность, возвышенность, смиренность, аскеза – вот характерные черты произведений на библейские темы. Но Боттичелли сделал большой шаг в сторону психологичности, «очеловечивания» своих героев.
Слайд 10Карта Ада была частью большого заказа — иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны
точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика — Лоренцо Великолепного Медичи.
Слайд 11Боттичелли изобразил ад в виде воронки. Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане- безболезненная скорби; сладострастники -
кручение и истязание ураганом; чревоугодники гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого;
насильники кипят во рву из раскаленной крови, изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики : кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного
Слайд 12Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью
раскрашено четыре. Большинство — это эскизы. В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.
Слайд 13Пьетро Перуджино (Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи — 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы
(ЧЕЛОВ.ТЕЛО,ПЕЙЗАЖ)
Работал во многих городах Италии, но более всего в Перудже, где он был главой большой мастерской. В 1480—1490-х годах Перуджино был одним из самых прославленных художников Италии. Самый же знаменитый из его учеников — Рафаэль.
Слайд 14 интересна довольно необычной композицией. Христос изображен сидящим на краю своей мраморной
гробницы. По обе стороны от него находятся коленопреклоненные Дева Мария и Мария Магдалина, которые держат его за руки, сзади Христа бережно поддерживает мужчина, по всей вероятности Иосиф из Аримафеи. Все фигуры повернуты лицом к зрителю и расположены на одной линии, кроме Иосифа.
ОПЛАКИВАНИЕ
ХРИСТА
Лувр
Слайд 15ОПЛАКИВАНИЕ
ХРИСТА
Палаццо Питти (Флоренция)
Слайд 16Характерной чертой полотен Перуджино являются вытянутые фигуры, с небольшой грацией. Их
голова зачастую мягко склоняется на плечо. Лицо наполнено сентиментальностью. Художник старается использовать в изображениях на алтаре симметрический принцип построения, в котором центральная часть всегда отводится Мадонне, а святые изображаются в нижней части алтаря.
Слайд 17Картина и является погрудным портретом раннехристианского Святого Себастьяна, пронзённого стрелами по приказу римского императора Диоклетиана
(1478 г.)
Святой Себастьян
Слайд 18СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА
( ПО 6 ФРЕСОК НА ТЕМУ ВЕТХОГО И НОВОГО
ЗАВЕТА, 1481 г.)
Слайд 22 Страшный суд ( Микеланджело)
Павел третий 1530
–е гг.
Слайд 23ПЕРЕДАЧА КЛЮЧЕЙ
Фреска является частью Историй Иисуса на северной стене капеллы и изображает
фрагмент из 16 главы Евангелия от Матфея, где Иисус вручает Святому Петру ключи от небес, символизирующие власть отпускать грехи и впускать в рай. Главная группа состоит из апостолов (включая Иуду — пятый слева от Иисуса).Вторая группа состоит из современников автора (включая самого художника — пятый от правого края).
На заднем плане изображены ещё две сцены из жизни Иисуса — Кесарю кесарево слева и Побивание Христа камнями справа.
Слайд 24 ПОРТРЕТ
Франческо делль Опере.
ПОРТРЕТ ЮНОШИ
Слайд 25ПЕРУДЖА
ФЛОРЕНЦИЯ
_____________________________________________________
90 –е гг. 15 В.
Слайд 26ЯВЛЕНИЕ МАДОННЫ СВЯТОМУ БЕРНАРДУ 1494 г.
Слайд 27Т Р И П Т И Х 1495 г.
Пейзаж как фон
– черта умбрийской школы
Слайд 28Мадонна со святыми 1493 г.
Справа – св.Себастьян
Слева – Иоанн Креститель
Слайд 29РАСПЯТИЕ 1496 г.
Монументальность (арки),пейзаж
Слайд 311496 - 1500 гг. зал биржи
(плафон и стены зала приема)/Рафаэль
Слайд 32Цикл фресок посвящен ренессансной интерпретации христианских добродетелей в их соотношении с
классическими идеалами. На двух фресках изображены аллегорические пары Благоразумие и Справедливость, Сила духа и Умеренность. Эти четыре добродетели в соответствии с христианской традицией считались главными достоинствами, которыми должен обладать «добрый человек». Впервые эти добродетели были упомянуты в Книге Премудрости Соломона.
Слайд 33СПРАВЕДЛИВОСТЬ И БЛАГОРАЗУМИЕ
Сила духа изображена со щитом и булавой. Ее также
олицетворяют античные персонажи — спартанский царь Леонид и римляне Луцио Сизиннио Дентато и Горацио Коклите. Умеренность изображена в виде женщины, которая переливает жидкость из одного сосуда в другой. Ее символизируют Перикл, Сципион Африканский и Цинциннат.
Слайд 34Три художественные столицы( 2 полов. 15 в.)
Слайд 35Падуа́нская школа — художественная школа, сформировавшаяся в 15 веке в Падуе вокруг живописца,
коллекционера и знатока античного искусства Франческо Скварчоне; сыграла значительную роль в становлении искусства Возрождения в Северной Италии. Школа развивалась под влиянием римской античности и флорентийской живописи (Джотто, Учелло, Донателло), достигла расцвета в творчестве итальянских мастеров Н. Пиццоло, Боно да Феррара, Ансуино да Форли, Андреа Мантенья. Характерной особенностью их произведений является сочетание позднеготических черт с тщательной проработкой пластической формы.
Слайд 36Мантенья Андреа
живописец и гравер
(Вера в линейную перспективу, с 9
лет в цехе художников)
Учился в Падуе у своего приемного отца, живописца и антиквара ,изучал древнеримские скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой, испытал воздействие творчества Донателло, Кастаньо и живописи венецианской школы.
Искусству Мантенья присущи героическое, проникнутое пафосом утверждения достоинства человеческой личности мироощущение, приверженность к четкой архитектонической композиции.
Живописная манера отличается чеканностью форм и рисунка, эмалевым блеском.
Стиль Мантенья сформировался под воздействием древнегреческой и древнеримской кульптуры. Многие из его произведений действительно исполнены как гризайль - живописная имитация мраморного или бронзового рельефа.
Слайд 37Церковь
святой Софии
в Падуе
В 17 лет написал образ главного алтаря
Слайд 38Фрески капеллы Оветари церкви Эремитани.Падуя.
Анатомические детали, детали архитектуры тщательно прорисованы (ранний
стиль творчества).
Слайд 39Видный гражданин Падуи Антонио Оветари завещал росписать принадлежавшую ему капеллу в
церкви Эремитани. Темой росписи, согласно завещанию, должны были быть сцены из жития святого Иакова и святого Христофора. Фрески выполнены Мантеньей вместе с двумя другими художниками в 1449-1455 гг. В 1944 году капелла Оветари была разрушена прямым попаданием авиабомбы. В настоящее время сохранились лишь фрагменты росписи.
Слайд 41АЛТАРНЫЕ ОБРАЗЫ
Базилика Сан-Дзено-Маджоре в Вероне.
Слайд 42ВНУТРИ АРХИТЕКТУРЫ СОЗДАЕТСЯ ИЛЛЮЗИЯ ПРОСТРАНСТВА
Слайд 44Святой Себастьян
Житие святого Себастьяна многократно отображалось в произведениях европейского искусства. Художник
создал три картины на эту тему.Наиболее известна из них самая ранняя –1457-1458 гг. Себастьян привязан к обломку древней греко-римской колонны. Ногами святой попирает языческие руины. Эти важные детали символизируют победу христианства над старой религией, добытую не насильственным путём, а кровью мучеников.(увлечение художника античностью)
Слайд 45Палаццо Дукале (Мантуя) 1458 г.
Загородные резиденции герцога
Франческо Гонзаго
Слайд 47Камера дельи Спози
( «расписанная комната») — помещение в Палаццо Дукале в Мантуе, расписанное фресками Андреа Мантеньи в
1465—1474 годах и знаменитое благодаря высокому качеству изображений, включающих около 30 портретных фигур, а также умелому использованию перспективных обманок.
(спальня герцога /1987 г.- рест.)
Слайд 48Ценность фресок Мантеньи заключается не только в превосходном качестве созданной художником
иллюзии. Они также представляют собой блестящее решение жанровой, тематической задачи — задачи группового портрета.(ДВОР/ ЖИДКАЯ ТЕМПЕРА)
Слайд 49Небольшая комната с плоским сводом на распалубках благодаря живописи раздвинулась вширь,
так как иллюзионистическая декорация стен и свода наполнила её светом и воздухом.
Слайд 52«Миневра, изгоняющая пороки». 1504 г.
Слайд 53Серия работ ТРИУМФ ЦЕЗАРЯ
9 полотен 2,5/2,5 ; темпера (ДВОРЦОВЫЙ ТЕАТР)
НЕСУЩИЕ
ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ П/С
Слайд 55НЕСУЩИЕ ТРОФЕИ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ СЕРЕБРА П/18 В.
Слайд 56НЕСУЩИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ .Х/С (НЕБО)
Слайд 57ТРУБАЧИ, БЫКИ И СЛОНЫ Х/С (НЕБО)
Слайд 58НЕСУЩИЕ ТРОФЕИ И КОРОНЫ Х/С (НЕБО)
Слайд 59ПЛЕННИКИ, ШУТЫ, ЗНАМЕНОСЕЦ 18 В.
Слайд 61ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ НА ТРИУМФАЛЬНОЙ КОЛЕСНИЦЕ П/С
Слайд 63Гравюра — вид графического искусства, произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками.
Оттиски гравюры получают с «досок». Каждый оттиск, полученный с печатной формы, считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника)./20
Битва морских божеств
Слайд 64ВАКХАНАЛИЯ
В зависимости от способа получения оттиска данный вид графики
делится на два основных вида: «гравюру высокой печати» и «гравюру глубокой печати». В первом случае краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски, а во втором — из углублений штрихов. В зависимости же от материала печатной формы гравюрные техники различаются так: гравюра на металле, линогравюра, ксилография, гравюра на картоне, воске и т. п.
Слайд 65 кардинал
Людовик Тревисиано
Карл Медичи
Слайд 68 Известность произведению принесло в первую очередь оригинальное композиционное решение.
Тело лежащего на камне Христа изображено в необычном ракурсе: не параллельно, а перпендикулярно горизонтальной оси.
Резкое сокращение перспективы позволяет зрителю одновременно видеть и лицо мёртвого Христа, и раны на его ступнях. При этом исследователи отмечают один нюанс: ступни Христа явно уменьшены, а голова, по сравнению с ними, увеличена. Подобное искажение пропорций допущено художником не случайно: если бы Мантенья передал реальное соотношение между ступнями и головой, основное место на холсте заняли бы ноги, что помешало бы восприятию главного центра картины — головы Христа. Это доказывает, что эксперимент с перспективой — не самоцель, а средство решения сложной художественной задачи.
Слайд 69Экспрессивность и напряжённость композиции подчёркивается также и расположением остальных персонажей. Их
лица «обрезаны» краем холста: мы видим только стиснутые пальцы и сведённые скорбью рты.
Слайд 70Мадонна от
Каменотесов 1479 г.
Мотив скалы и каменщиков.Ив Бонфуа, подчеркивая значение
камня и скульптуры в поэтике живописи Мантеньи, отмечал необычный вид угон „красной скалы, которая будто съеживается, покрываясь тысячами каменных иголок”, и считал, что истинную красоту „Мадонны в скалах” можно оценить по достоинству, только тщательно изучив все творчество Мантеньи.
Слайд 72СВЯТОЕ
СЕМЕЙСТВО
иконография с изображением семьи, в которой вырос Иисус. Изображали
его мать Марию с младенцем Иисусом и отца Джузеппе — Святая семья стала моделью семейных отношений для христиан, основанных на взаимном уважении и нежной любви. Иконография получила широкое распространение и была популярной в разные периоды.
Слайд 75 чтобы усилить эффект монументальности изображенного, написал триптих на вогнутой поверхности.