Слайд 1Великий леонардо
Составитель:
Филиппова Анна
Ученица 8 класса
МОУ ООШ№ 5
Слайд 2Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи
1452-1519
-Итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор)
и ученый (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»
Слайд 3Скульптор
В период жизни в Милане да Винчи уже был признанным скульптором.
Он создавал терракотовые бюсты и рельефы, однако они не сохранились до наших дней в исконном виде.
Слайд 5Бессмертие
В 1999 году в Милане была установлена скульптура семиметровой бронзовой
лошади, воссозданная по наброскам да Винчи и подаренная США городу. Другая лошадь, отлитая из той же формы, находится в саду Гранд Рапиде в Мичигане.
Слайд 6Бюст Флоры
Данная скульптура вызвала множество споров об авторстве. И все же
все ученые сошлись на том, что Флора – творение Леонардо.
Слайд 7Живописец
В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494,
Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.
Слайд 8Живописец
Дама с горностаем. 1483. Доска, масло. Размер: 53,4 x 39,3 см.
По мнениям некоторых исследователей, на картине изображена Чечилия Галлерани. Работа ранее приписывалась разным художникам: д`Оджоне, Больтраффио, Предису. Музей Чарторыйского, Краков.
Слайд 9Мадонна в скалах. 1483-1486. Холст, масло. Размер: 1,99 х 1,22 м.
Лувр, Париж.
Слайд 10Самые известные творения
Мона Лиза (Джоконда). 1503-1506. Доска, масло. Размер: 77 х
53 см. Лувр, Париж.
Слайд 11Тайная вечеря. 1498. Темпера на мастике. Размер: 460 x 880 см.
Церковь Санта Мария дель Грацие, Милан.
Слайд 12Архитектура и градостроительство
варианты центрально-купольного храма.
Слайд 13«Идеальный город»
Идеальный город волновал многих великих людей эпохи. Размышлял о нем
и Леонардо да Винчи. Его идея состояла в создании двухуровневого города: верхний уровень был предназначен для пешеходных и наземных дорог, а нижний – для связанных с подвалами домов тоннелей и каналов, по которым движется грузовой транспорт.
Слайд 14Известны его планы реконструкции Милана и Флоренции, а также проект веретенообразного
города.
Слайд 15Ученый
В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок
и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».
Изобретатель
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке
Слайд 19Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много
рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!».
Слайд 20Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На
вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц.
Слайд 22Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: «Если у
вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела».
Слайд 24Изобретения Леонардо да Винчи собраны им в "Кодексах" в виде рисунков,
сопровождающихся подробными комментариями. Он начал делать записи в возрасте 37 лет и продолжал вести их почти до самой своей смерти. Леонардо сам не опубликовал ни одной строчки. Он излагал свои мысли в чрезвычайно сжатой форме, а записи вел зашифровано.
Слайд 25Изобретатель писал левой рукой и очень мелкими буковками, да еще и
справа налево. Но и этого мало — он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. И таких знаков, было немало...
В настоящее время известны 10 манускриптов, которые можно объединить одним названием – «Кодексы Леонардо да Винчи».
Многие его выдающиеся конструкторские догадки намного опередили свое время, оказавшись невостребованными.
Великий Леонардо оставил потомкам много загадок и тайн.
Слайд 26Колесцовый замок
Скорострельное оружие
Слайд 27Писатель
Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней
в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.
Слайд 28В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано
только в XIX—XX веках. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку.
Слайд 29Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по
сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором),
но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому — образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.
Слайд 30Ученики
Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в
ряде практических рекомендаций. Ученик должен вначале овладеть перспективой, исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.
Слайд 31После Леонардо
В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо
предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи.
Слайд 32Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только
несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо.
Слайд 33Использованные интернет ресурсы:
http://historic.ru/news/item/f00/s02/n0000282/
http://hi-electres.ru/index.php/vse-stati/istoriya/lichnosti-v-istorii/34-leonardo-da-vinchi?showall=1&limitstart=
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.vinci.ru/
http://www.dibooz.com/content/view/39/59