Слайд 1Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения
Слайд 2Периоды итальянского Возрождения
Проторенесанс (Xlll-XlVвв) – Джотто: «Распятие», «Снятие с креста», «Поцелуй
Иуды».
Раннее Возрождение (XlVв) – Боттичелли: «Венера и Марс», «Весна», «РождениеВенеры».
Высокое Возрождение (1490-е гг – первая треть XVlв) – Леонардо да Винчи: «мадонна Литта», «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря».
Рафаэль Санти: «Сикстинская Мадонна», «Мадонна с Младенцем», «Афинская школа».
Позднее Возрождение (после 1530 –го г. – вторая половина XVlВ.) – Микеланджело: «Давид», «Страшный суд».
Слайд 3Джотто ди Бондоне (1266 ли 1267 – 1337)
Джотто – лучший в
мире живописец, так называли его современники. Известно, что, ещё работая в мастерской своего учителя, он однажды нарисовал муху на носу святого, да так правдоподобно, что вернувшийся домой учитель стал сгонять её, приняв за настоящую.
Слайд 4О мастерстве Джотто ходили легенды…
«Папа Бенедикт Xl, намереваясь произвести некоторые живописные
работы в соборе св.Петра, послал из Тревизи в Тоскану одного из своих придворных поглядеть, что за человек Джотто и каковы его работы… Явившись в мастерскую, где работал Джотто, придворный изложил ему намерения папы. И так как он хотел сам оценить его работы, то он, наконец, попросил его нарисовать что-нибудь, дабы послать это его святейшеству. Джотто, который был человеком весьма воспитанным, взял лист и на нем, обмакнув кисть в красную краску, прижав локоть к боку, как бы образуя циркуль, и сделав оборот рукой, начертил круг столь правильный и ровный, что смотреть было диво. Сделав это, он сказал придворному, усмехаясь:»Вот и рисунок». Тот же, поспешив, возразил: «А получу я другой рисунок, кроме этого?» «Слишком много и этого, - ответил Джотто. – Отошлите его вместе с остальными и увидите, оценят ли его»… И благодаря этому папа и многие понимающие придворные узнали, насколько Джотто своим превосходством обогнал всех остальных живописцев своего времени. Весть об этом распространилась, и появилась пословица, которую и теперь применяют, обращаясь к круглым дуракам: «Ты круглее, чем джоттовское «О».
(Д. Вазари «Жизнеописания», Санкт- Петербург, 1992, стр.29-30)
Слайд 5 Фреска художника «Избиение младенцев»
Слайд 6Избиение младенцев
Умерщвленные Иродом невинные младенцы очень рано стали почитаться как первые
мученики за христианскую веру; они были "крещены кровью" или, как иначе говорили, "запечатлены". В Откровении Иоанна Богослова читаем: "И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых". Число, конечно, легендарное. Православная церковь чтит четырнадцать тысяч невинно убиенных в Вифлееме младенцев, и столько же их как пришедших "от великой скорби" будет спасено.
«Побивались младенцы различно: одних убивали мечем, других разбивали о камни и стены, иных бросали оземь и попирали ногами, душили руками, разрывали и раздирали на части, пронзали, разрубали пополам. Горько рыдали матери: великий вопль их доходил до небес; они рвали на себе волосы и одежду и терзали себя, так что исполнились слова пророка Иеремии: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет” (Иер.31:15; Мф. 2:18).
Слайд 8«Сон Иоакима»
Небесный посланник навестил жившего в изгнании в горах среди пастухов
Иоакима, как и Анну, и сообщил о том, что вскоре у них родится ребенок. Ободренный Иоаким после этого поспешил в Иерусалим.
На фреске Джотто Сон Иоакима два пастуха становятся свидетелями сновидения, в котором раскрываются сокровенные тайны его души.
"И пришли вестника два и сказали ей: муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем" Протоевангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии).
Слайд 10«Поцелуй Иуды»
Один из самых трогательных образов человека, созданных Джотто, - Христос
в сцене: «Поцелуй Иуды». Иуда вытягивает губы, чтобы поцеловать Учителя. Христос смотрит ему в глаза, сохраняя исключительное спокойствие, хотя знает о предательстве ученика. Это спокойствие придает Христу характер возвышенного героизма.
У всех персонажей Джотто важные и тяжелые головы, посаженные на массивные шеи, крупные черты лица. Фигуры простоватые, как бы деревенские .Все, что воспроизводит художник, можно видеть в жизни, поэтому особое значение приобрело умение сообщать телам объем и передавать окружающее их пространство. Особое внимание уделяется жестам, мимике. Главное для Джотто – запечатлеть многообразные состояния человеческой души.
Этим и отличается Возрождение от других этапов развития живописи. Сюжеты и темы наполняются светским содержанием, их трактовка как событий в жизни реальных людей.
Слайд 12Сандро Боттичелли (1445 – 1510)
Он родился во Флоренции в семье дубильщика
кожи.
Слайд 13«Марс и Венера»
Боттичелли жил во Флоренции, где установилась власть богатого купеческого
рода Медичи. Любовь Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи становится важным событием века. Она длилась недолго и кончилась смертью обоих. Симонетта приехала во Флоренцию с мужем Марко Веспуччи и через семь лет умерла от чахотки. Через девять лет после её смерти Джулиано Медичи был заколот наемным убийцей во Флорентийском соборе.
Симонетта и Джулиано – «Венера и Марс».
Слайд 14«Рождение Венеры»
В Венере Боттичелли обаяние древней богини сочетается с мечтательностью
мадонны; в сравнении с раковиной она выглядит миниатюрной и хрупкой; тела, как на фресках, с перламутровыми оттенками кожи кажутся легкими, бесплотными, прозрачными. Нежен ритм фигур: обнаженное тело Венеры изгибается как тонкий стебель цветка, золотые волосы её развеваются, как змеи, падающие цветы застыли в воздухе, как цветы, украшающие одежду нимфы.