Слайд 1Супрематизм
Супрематизм
Супрематизм
Супрематизм
Супрематизм
Супрематизм
Супрематизм
Слайд 2 Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший)
— направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование,
превосходство цвета над всеми
остальными свойствами живописи.
В беспредметных полотнах краска,
по мысли К. С. Малевича, была
впервые освобождена от подсобной
роли, от служения другим целям,
— супрематические картины стали
первым шагом «чистого творчества»,
то есть акта, уравнивавшего
творческую силу человека и
Природы (Бога).
Слайд 3Казимир Северинович Малевич
Создателем, главным представителем и теоретиком супрематизма был русский художник
Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности супрематизм. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. супрематизм — высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или «супремовидным»).Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин (39 или больше) с изображением геометрических абстракций ,включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и др., выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г.
Слайд 4Главный элемент супрематических работ Малевича — квадрат. Затем будут комбинации квадратов,
кресты, круги, прямоугольники, реже — треугольники, трапецоиды, эллипсоиды. Квадрат, однако, — основа геометрического К. Малевича. Именно в квадрате усматривал он и некие сущностные знаки бытия человеческого (черный квадрат — «знак экономии»; красный — «сигнал революции»; белый — «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни ») и какие-то глубинные прорывы в Ничто, как нечто неописуемое и невыговариваемое, но — ощущаемое.
Слайд 5Черный квадрат
Казимир Северинович Малевич
Слайд 6Красный квадрат
на черном фоне
Чёрный круг. 1915.
Казимир Северинович Малевич
Слайд 7Черный квадрат — знак экономии, пятого измерения искусства, «последняя супрематическая плоскость
на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту». Стремясь оставить в искусстве только его сущность, беспредметное, чисто художественное, он выходит «за их орбиту», и сам мучительно пытается понять, куда. Сведя к минимуму вещность, телесность, изобразительность (образ) в живописи, Малевич оставляет лишь некий пустой элемент — собственно пустоту (черную или белую) как знак-приглашение к бесконечному углублению в нее — в Нуль, в Ничто; или — в себя. Он убежден, что не следует искать ничего ценностного во внешнем мире, ибо его там нет. Все благое — внутри нас, и способствует концентрации духа созерцающего на его собственных глубинах.
Слайд 8Красный супрематический квадрат
Слайд 9Крест. 1915
Казимир Северинович Малевич
Слайд 10Супрематическая композиция. Середина 1910-х
Слайд 11Супрематизм. 1915-1916. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
Слайд 13 В супрематической теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее
у него в одном ряду с такими понятиями как беспредметность и безобразность. Оно означает в широком смысле отказ искусства от изображения внешнего вида предмета (и человека), его видимой формы. Ибо внешний вид, а в человеке лицо, представлялся Малевичу лишь твердой скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность.
Слайд 15Отсюда отказ в чисто супрематических работах от изображения каких-либо видимых форм
, а во «второй крестьянский период» (к. 20 — нач. 30-х гг.) — условно-обобщенное, схематизированное изображение человеческих фигур (крестьян) без лиц, с «пустыми лицами» — цветными или белыми пятнами вместо лиц (безликость в узком смысле). Ясно, что эти «без-ликие» фигуры выражают «дух супрематизма.», пожалуй, даже в еще большей мере, чем собственно геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», бездны Ничто, метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном» или «Белом» квадратах.
яркий, локальный, праздничный) здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов. Глобальный супрематический апофатизм звучит в «крестьянах» 1928-1932 гг. с предельной силой.
Ясно, что эти «без-ликие» фигуры выражают «дух супрематизма.», пожалуй, даже в еще большей мере, чем собственно геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», бездны Ничто, метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном» или «Белом» квадратах. И цвет (часто яркий, локальный, праздничный) здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов. Глобальный супрематический апофатизм звучит в «крестьянах» 1928-1932 гг. с предельной силой.
Слайд 21Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. У Малевича было
много учеников и последователей в России в 1915-1920 гг., которые объединялись одно время в группе «Супремус», но постепенно все отошли от Супрематизма.
Влияние супрематизма испытали такие художники как Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Николай Суетин, Иван Пуни, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и многие другие.
Клюн И.В.
Супрематический рисунок.
1920-е
Слайд 22Ольга Владимировна Розанова (21 июня 1886, Меленки — 7 ноября 1918,
Москва) — русская художница, представительница русского авангарда, работавшая в стиле супрематизма, неопримитивизма и кубофутуризма
Ольга Розанова родилась в Меленках, небольшом городке близ Владимира (Российская империя). В 1896 г. семья Розановых переезжает во Владимир. В 1904 г. Розанова заканчивает женскую гимназию и в том же году переезжает в Москву.Она поступает в школу рисования Константина Юона и одновременно учится на курсах в училище живописи и скульптуры Большакова. В 1910 году художница переезжает в Петербург и становится одним из наиболее активных членов Союза Молодежи. В 1912 Розанова познакомилась с поэтами футуристами Велимиром Хлебниковым и
Алексеем Кручёных. С последним её
связывали близкие, интимные
отношения: они сожительствовали,
но несколько раз расставались и
не жили подолгу вместе.В 1916 г.
она присоединяется к обществу
«Супремус», возглавляемому
Казимиром Малевичем.
Слайд 23К этому времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма
к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов. В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич, Александра Экстер, Нина Генке, Любовь Попова, Ксения Богуславская, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Иван Пуни и другие) работали в артелях деревень Вербовка и Скопцы. Под влиянием А. Кручёных писала заумные стихи.
После революции 1917 г. Розанова занимается реорганизацией искусства и руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса. 7 ноября 1918 г. Ольга Розанова умерла от дифтерита.
Беспредметная композиция (Супрематизм). Около 1916 г. ГРМ.
Слайд 24Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия Клюнков; 1 сентября (20 августа) 1873,
д. Большие Горки, Владимирская губерния — 13 декабря 1943, Москва) — русский художник и теоретик искусства, мастер русского авангарда первой половины XX века. Родился в семье плотника в деревне Большие Горки во Владимирской губернии. В 1881 вместе со всей семьёй переселился на Украину. В 1890 переехал в Польшу, которая в это время была в составе Российской империи
Первоначальное художественное образование получил в Варшаве и Киеве (одновременно служил в должности бухгалтера) в 1890-е
Важнейшим моментом его биографии была встреча в 1907 с К. С. Малевичем, который оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие художника, ввел его в художественные круги русского авангарда. Это, однако, не помешало Клюну стать членом общества «Московский салон» в 1910 (в 1916 он вышел из общества), в задачи которого входила в основном организация
выставок. В 1900-е, подобно Малевичу, работает
в традициях символизма и модерна (несомненно
влияние М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова,
Н. Д. Милиотти). В 1913 сближается (через Малевича)
с петербургским авангардом в лице членов
«Союза молодежи» и участвует в их последней
выставке (1913/1914). Как и Малевич, увлекается
в это время кубофутуризмом, живописным и
скульптурным (последним, вероятно, под влиянием
В. Е. Татлина), выставляется на всех авангардных
выставках.
Слайд 25В 1915 участвует в создании буклета А. Е. Крученых «Тайные пороки
академиков» (М.,1916): ему принадлежат литография и статья «Примитив в 20 столетии». Направленная против символизма и декадентства, эта книга стала последней данью Клюна футуризму. В 1915 уже как последователь малевичевского супрематизма он участвует в «Последней футуристической выставке картин 0,10», публикует в ее каталоге манифест. С этого периода начинается период беспредметного творчества. В 1916 участвует в группе «Супремус», возглавляемой Малевичем, и в неизданном журнале того же названия. Вместе с другими художниками-супрематистами сотрудничает с кустарными артелями в деревнях Вербовка и Скопцы. Этот период его творчества является одним из самых ярких в его жизни
1918—1921 — профессор ГСХМ-Вхутемаса, с 1920 — член Инхука (Институт художественной культуры), а с 1921 — член-корреспондент ГАХНа.
До середины 1920-х продолжается период беспредметного творчества — Клюн создает цветовые конструкции из геометрических форм. Во второй половине 1920-х начинается увлечение французским искусством — он копирует из журналов произведения П. Пикассо, Ж. Брака, Х. Гриса. Но особенно его привлекает А. Озанфан: вплоть до середины 1930-х он создает натюрморты в духе пуризма.
Член Оста (с 1925), «4-х искусств» (1925—1927) и ОРСа (с 1927).
В начале 30-ых годов, как и большинство советских художников, вынужден был перейти к традиционно-фигуративной живописи, которая не принесла ему успеха.
С конца 1930-х гг. Клюн неожиданно начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера, щедро раздаривая их знакомым.
Слайд 26Любо́вь Серге́евна Попо́ва (24 апреля (6 мая) 1889 — 25 мая
1924, Москва, СССР) — русский и советский живописец, художник-авангардист (супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм), график, дизайнер. Родилась 24 апреля (6 мая по новому стилю) 1889 года в имении Красновидово (село Ивановское, Московская губерния) в семье богатого предпринимателя[1].
Первые уроки рисования Л. Попова брала у художника К. М. Орлова, который был другом её семьи. В 1906 году она переехала в Москву, где получила среднее образование. В 1908 году Попова брала частные уроки в художественной школе Константина Юона.
Слайд 27В 1910 году Любовь Попова поехала в Италию, где брала частные
уроки живописи.
В 1912 году — посетила Париж.
Попова увлеклась супрематизмом, стала членом группы Казимира Малевича Супремус, вместе с другими художниками-супрематистами работала в селе Вербовке и Скопцы.
23 мая 1924 года умер от скарлатины её сын, Любовь Сергеевна Попова умерла 25 мая 1924 года в Москве, также от скарлатины.[2]
В декабре того же года в Москве состоялась персональная выставка работ художницы, одного из ярких представителей русского авангарда в изобразительном искусстве
Человек + воздух + пространство. 1912
Слайд 28Исследователи усматривают прямое влияние Малевича на весь европейский конструктивизм. Это и
верно и неверно. Вокруг Малевича было много подражателей, но ни один из них не проник в истинный дух и не смог создать ничего, хоть как-то по-су-ществу (а не по внешней форме) приближающееся к его работам. Это касается и конструктивизма. Конструктивисты заимствовали и развили некоторые формальные находки Малевича, не поняв или резко отмежевавшись (как Татлин) от самого по сути своей гностико-герметического, а в чем-то даже и интуитивно-буддистского духа супрематизма Да и сам Малевич, как интуитивный эстет и приверженец «чистого искусства», резко отрицательно относился к «материализму» и утилитаризму современного ему конструктивизма. В дальнейшем, даже в условиях гонений на авангардное искусство в СССР, эти идеи нашли свое воплощение в архитектуре, дизайне, сценографии. Более последовательных продолжателей супрематизма следует искать скорее среди минималистов и некоторых концептуалистов второй половины XX в. Выйдя за пределы России, супрематизм оказал заметное влияние на всю мировую художественную культуру.