Слайд 1
Презентация на тему: Растаманы.
Презентацию выполняли: Дмитриева Юлия, Пузынина Светлана, Эпштейн Евгения.
Слайд 2История.
Кто такой растаман? — Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство?
— Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку, с тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» — огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.
Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».
Слайд 3История
Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая
корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна. В начале 1990-х годов на постсоветском пространстве образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также называют себя растаманами. При этом они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша.
.
Слайд 4История
Некоторым этого достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены к
растафарианской концепции — многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «красный-жёлтый-зелёный» (например, в одежде), некоторые носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, соблюдает растафарианский пост «айтал» и т. п. . Как бы то ни было, в русскоязычной среде слово «растаман» прочно связалось с этой группой (но не полностью тождественно ей). Слово по похожему принципу может использоваться и в других языках для обозначения просто любителей марихуаны без религиозной подоплёки. Так, в испаноязычных странах словом «растас» могут называть дреды
Слайд 5Мечта растамана
Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные
европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир — мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться — распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».
!
Слайд 6Мечта растомана
В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой.
Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.
Слайд 7Мечта растомана
В отличие от всех других религий, где главная задача верующего
— найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине — в Африке!
Слайд 8Позиция.
Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях,
атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном «Конопляном марше»).
Общим местом у «русских» и «оригинальных» растаманов также является позитивное отношение к Джа и негативное отношение к «вавилону» как прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре.
Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов и крепкого алкоголя, называя их «чернушными» наркотиками, но позитивно — к приёму психоделиков, что роднит их с субкультурой хиппи.
Слайд 9Фольклор.
Субкультура постсоветских растаманов породила особый фольклор, развитию которого способствуют характерные психоактивные
особенности коноплесодержащих препаратов — под их воздествием возрастает тяга к рассуждениям, фантазии и творчеству. Достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который в первой половине 90-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов и в 1995 году создал проект «Растаманские народные сказки». Работы Гайдука неоднократно издавались, выходили аудиокассеты и диски, сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных субкультурных мероприятий. По предположению Гайдука, численность приверженцев «конопляной идеологии» в современной России может составлять до 4—5% населения.
О субкультуре «растаманов» стран СНГ и традициях употребления конопли (как и других наркотиков) на постсоветской территории периодически упоминают в своём творчестве многие современные деятели русскоязычной культуры — музыканты, писатели, создатели фильмов. Например, широко известна песня «Растаманы из глубинки» Бориса Гребенщикова.
Слайд 10Стиль
В одежде каждого растамана присутствуют красный, желтый и зеленый цвета,
это цвета
эфиопского флага. Обычно они одевают просторную рубаху и штаны,
на голове огромный яркий берет, а голые ноги помогают ощущать земные вибрации.
Еще одой неотъемлемой частью каждого растаманы являются дрэды (dredlocks).
Растаманы считают их средством общения, антеннами в духовный мир Джа.
Согласно мифу, когда наступит Конец Света бог Джа сможет узнать растамана
именно по ним, и вытянуть за них растамана на небо. На голове у растамана присутствуют дреды. Современные растаманы обосновывают их наличие чаще всего следующим образом: «дреды — естественное состояние волос…»
Слайд 11Одежда и украшения.
Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения
драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.
Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый — рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый — это свет, солнце, а также африканское золото.
Листик марихуаны — тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» — предмет религиозного поклонения
Слайд 12Музыка.
Как и во всякой субкультуре, у растаманов имеются музыкальные предпочтения. Самая
тру музыка — регги, особенно «рутс-регги»[16]. Почти так же тру даб. Дабстеп — не рутс, но тоже вкатывает. Еще годится всякое карибское музло, близкое к регги — сока, рокстеди, ска. Рагга — тоже правильная музыка; она может быть в чистом виде, а-ля хипхоп, в виде рагга-джангла, раггакора (ну, это не очень растаманская музыка. У растаманов от него дреды на голове встают). К рагге близок дэнсхолл, но эт уж совсем дискотечное музло. Кстати, некоторые не знают, что такое рагга, и называют так любое регги. Некоторые не прочь побаловаться рэпом, драм-н-бейсом и тому подобной лабудой. А, да, еще частенько всякая нью-эйдж этника. В целом, можно заметить, что чем более унылая и ненапрягающая музыка, тем больше у нее шансов войти в резонанс с мозговыми волнами растамана.Регги- музыка зародившаяся на Ямайке в 60-е года. Предшественником
регги была музыка ска. Но она была слишком быстрой, поэтому ритм
сделали более расслабляющим и спокойным. Конечно королем регги был
и остается Bob Marley. Его называют "черным солнцем регги".
Его музыка, как нельзя лучше показывает все надежды растаманов.
Слайд 13Регги
Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка,
посвященная богу Джа. «Музыка регги — это вибрации всех светлых людей мира», — утверждал Боб Марли.
Регги (англ. reggae, варианты написания — «реггей», «рэгги») — стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.
В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.
Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» — смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.
С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги — тягучее и ритмичное одновременно. Это — «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные — одновременно басовый барабан и тарелки — особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).
Слайд 14Регги
Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и
пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой — они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.
Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари — одной из самых необычных мировых субкультур — узнали во всем мире. Пластинки регги — скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.
Слайд 15Боб Марли
Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие
растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», — стали девизом растаманов всего мира.
После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.
Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.
Слайд 16Политика и религия растаманов
(растафари).
После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство
вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.
Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение
Слайд 17Религия
Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в
1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.
В частности, растаману запрещено:
осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;
принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;
соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.
Необходимо:
соблюдать вегетарианство;
любить и уважать человеческое братство;
отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую — любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.
Слайд 18Бог Джа
Джа (Jah) — имя Бога в растафарианстве. Существует несколько версий
происхождения слова Джа. Возможно «Джа» («Jah») является сокращением от имени Яхве (Jahveh), Иегова.
По этой версии, Джа — одно из имен Ветхозаветного Господа Бога. В одном из вариантов английского перевода Библии («Библия короля Якова») сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: JAH (Господь), и радуйтесь пред лицем Его» (Псалтирь, 68:4; в Русском Синодальном тексте: Псалтирь, 67:5).
По мнению растаманов, воплощением Джа являлся последний император Эфиопии Хайле Селассие I. Также они считают что Джа объединяет хороших людей.
Имя Джа активно используется в текстах песен музыки регги, берущей истоки в растафарианстве, и даже в названиях регги-групп (например, Jah Division, Jah Cure). А также в текстах панк-рока, ска-панка и т. п.
Слайд 19Творчество растаманов.
Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя
свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.
Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.
Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное — петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, — музыка.