Слайд 1Специфика русского барокко.
Тема урока :
§11
Слайд 2Особенности развития архитектуры в России:
Перенос столицы в Санкт – Петербург
Каменное строительство
Влияние
европейской культуры
Слайд 3Елизавета Петровна( дочь Петра 1), которую современники называли “веселый Елизафет”, склонялась
к формам пышного итальянского барокко.
В годы правления ее (1741–1761) были созданы образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого и австрийского – подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей.
Слайд 4Барокко (Итал. Причудливый, странный) – один из главенствующих стилей в искусстве
конца XVI – середине XVIIIвв.
Архитектор Д. Трезини
Слайд 5Архитектор Варфоломей Растрелли
Слайд 6Франческо Бартоломео Растрелли
Годы жизни
Дата рождения -1700
Место рождения - Париж, Франция
Дата смерти
- 1771
Место смерти-Санкт-Петербург, Россия
Работы и достижения
Работал в городах - Санкт-Петербург, Киев, Рундаль, Митава
Архитектурный стиль-барокко
Важнейшие постройки -Зимний дворец, Смольный собор, Царскосельский Екатерининский дворец, Андреевская церковь в Киеве
Слайд 7Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с
шестнадцати летним сыном - своим ближайшим помощником
Слайд 8Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было сооружение с 1721
по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира.
Антиох Дмитриевич Кантемир
Слайд 9По-настоящему дар Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны
Первый
заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года выстроить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и подходящий манеж.
Слайд 10Краткая биография
Образование получил в Париже, учился также и у отца
— скульптора. В 1716 вместе с отцом в качестве его помощника приехал в Россию, а с 1722 начал работать самостоятельно. Для продолжения образования в 1722-30 побывал в Италии, Германии и Франции. Был любимым архитектором Елизаветы Петровны, при ней созданы его лучшие работы. Получил звание генерал-майора, стал кавалером ордена св. Анны и академиком архитектуры (1770). После себя оставил школу учеников и последователей. В Москве и Санкт-Петербурге строил для Анны Иоанновны, в Санкт-Петербурге и его пригородах — для Елизаветы Петровны, в Курляндии — для фаворита Анны Иоанновны Бирона, в Киеве — Андреевскую церковь (проект 1747, построена в 1748-1767 архитектором И. Ф. Мичуриным).
Слайд 11Осенью 1734 года Бирон снова призывает к себе архитектора для того,
чтобы доверить ему возвести замок в Курляндии в Руентале – день закладки дворца – 24 мая 1736 года.
Рундальский замок
Слайд 13В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил план нового Летнего дворца,
а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.
Слайд 14В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря
в Петербурге и поручает его Растрелли. Растрелли не пришлось завершить сооружение собора: в 1757 году сооружение (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.
Слайд 15Смольный монастырь
Женский монастырь, функционировавший в Санкт-Петербурге в 1744—1764 годах. В эти
годы монастырь отстраивался под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой. Она указала выстроить обитель на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила свои юные годы. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.
Слайд 16Строительство Большого дворца в Петергофе
В 1741, после восхождения на престол Елизаветы
Петровны, начинается пора блистательного расцвета таланта Растрелли. Он получает самые крупные официальные заказы. В великолепных творениях этого времени выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи славы, могущества и богатства России. В 1741-42 на месте нынешнего Инженерного замка Растрелли строит новый летний деревянный дворец, заказанный еще при Анне Леопольдовне и завершенный при Елизавете Петровне. Этот Летний дворец стал любимым местопребыванием императрицы Елизаветы. В композиционном решении дворца и в оформлении его интерьеров уже складывается зрелый почерк мастера.
Слайд 17Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли получает
новое приказание императрицы Елизаветы Петровны – активизировать сооружение Верхних палат в Петергофе.
Слайд 1815 июня 1752 года Елизавета Петровна впервой устроила в обновленном Петергофском
дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.
Слайд 19Большой, или Екатерининский, дворец в Царском селе
Царскосельский дворец является одним из
самых знаменитых сооружений зодчего. В основе его центральной части — каменные палаты Екатерины I. Он также характеризуется протяженностью фасада. Сложный ритм членений и огромное богатство элементов декоративного оформления контрастируют с организующим фасады в одно целое принципом симметрии.
Парадный двор эффектно замыкается двумя колоссальными дугами одноэтажных служебных корпусов — циркумференций. Их соединяет чугунная ограда с воротами, увенчанными гербом Российской империи.
Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор.
В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора. В оформлении интерьеров дворца мастер широко применяет роспись, золоченую резьбу и зеркала, отчего залы сверкают роскошью и великолепием. Монументальной росписи плафонов вторят паркетные полы, украшенные декоративными мотивами, набранными из редких пород дерева.
Слайд 20Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к значительно больше значительному
и цельному произведению зодчего – Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году.
Слайд 26— Зимний дворец —
самый известный памятник зрелого барокко в России.
В плане грандиозный комплекс представляет собой замкнутое каре с внутренним двором.
Фасады оформлены непрерывным ритмическим членением стен выступами и отступами, колоннами с эффектными капителями.
Особо акцентированы углы здания, обработанные колоннами, собранными в пучки.
Все это создает впечатление чрезвычайно богатой пластической разработки стены, которая воспринимается как многослойная, пульсирующая в вечном движении структура.
Торжественность, великолепие, парадное назначение здания подчеркнуты архитектором с помощью всего орнаментально-декоративного богатства барокко.
Растрелли использует весь диапазон архитектурного декора, составляющего специфику его стиля: колонны, полуколонны, пилястры, кариатиды, атланты, надоконные сандрики и картуши, разнообразные наличники, мощно раскрепованные фронтоны и антаблементы.
Особенно красивы протяженные фасады дворца — один, тянущийся вдоль стальной глади Невы, и другой, раскрывающийся на Дворцовую площадь.
Слайд 27Дворец - середина русского барокко середины XVIII века, его завершение и
начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы.
Слайд 33Самый знаменитый из его храмов
Смольный собор
(1748-1764).
Растрелли создал проект всего
монастырского ансамбля. В его центре возвышается великолепный собор, в план которого заложен равноконечный крест. Двухъярусная структура здания состоит из кубического основного объема, на котором возвышается пятиглавие. Четыре меньшие боковые главы на столпообразных основаниях тесно примыкают к мощной центральной. Пластика фасадов отличается исключительной живописностью. Стены растворяются в выступах и отступах, углы которых акцентированы сдвоенными колоннами в первом ярусе и пилястрами во втором. Это облегчает переход к стройному пятиглавию, подчеркивает вертикальные членения и создает впечатление взлета вверх всей этой пластически-живописной массы. Проект предполагал возведение перед собором величественной 140-метровой колокольни. Замысел не осуществлен, и это одна из крупных потерь в истории русской архитектуры. Внутренняя отделка собора закончена архитектором В. П. Стасовым в классицистическом стиле только в 1832-35 годах.
Слайд 34Характерные черты для барокко:
– сложные криволинейные планы;
– мощная пластика стен;
– создание
синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;
– создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;
– обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;
– богатая игра цвета и света.
Слайд 35Петергоф
Расположенный в 30 км от центра Санкт-Петербурга, Петродворец является одним из
самых изысканных и самых известных дворцово-парковых ансамблей мира. Без всякого преувеличения его можно назвать главным украшением "жемчужного ожерелья" Санкт-Петербурга, как за неповторимое великолепие называют пригороды Северной столицы.
Слайд 37Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во
Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.
Темпы возведения загородной резиденции Петра Великого поражали: уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа. К открытию были создана планировка Нижнего парка, прорыт Морской канал, построены дворцы Монплезир и Марли, действовала часть фонтанов. Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица - Петербург.
Слайд 38Дворец Марли
построен в 1720-23, архитектор Браунштейн.
Слайд 40Петр не случайно выбрал именно эту местность для строительства фонтанов: здесь
были обнаружены несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Именно эти источники используются для фонтанов и сейчас. В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, здесь были устроены небольшие по высоте фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах Нижнего парка Петергофа.
Слайд 42Прекрасная панорама открывается на Петергоф с моря. На краю естественной 16-ти
метровой террасы располагается Большой дворец, перед которым сверкает золотом Большой каскад. Перед каскадом взмывает вверх самая мощная струя фонатана "Самсон, разрывающий пасть льва". От Большого каскада к морю ведет Морской канал. Канал делит Нижний парк на две части - "Западную" и "Восточную". В Восточной части находятся: дворец Монплезир, каскад "Шахматная Гора", "Римские фонтаны", фонтаны-шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", "Менажерные" фонтаны.
Слайд 45Фонтан-
монумент
«Самсон»
был установлен
в 1735 г.
Слайд 52Большой Петергофский дворец-основное здание
Длина обращённого к морю фасада — 268 м.
Слайд 54Танцевальный зал в Большом дворце
Слайд 56Тронное кресло
Тронный зал
(самый большой (330 кв. м.) и наиболее
торжественный зал
дворца )
Слайд 60Отличается архитектурный стиль XVIIIв. от современного строительства?
Слайд 61Прочитать §11, отвечать на вопросы в конце параграфа.