Слайд 2Содержание:
Понятие скандинавской мифологии
Поэтические особенности Эдды
Представления об устройстве мира
9 миров по скандинавской
мифологии
Боги и богини
Мифические существа
Волшебные артефакты
Слайд 3Понятийный аппарат
РАГНАРЁК (Рагнарок, нем. Ragnarök) — гибель богов (судьба богов) и
всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.
КОНУНГ— древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя. В эпоху зрелого средневековья этот термин соответствует понятию король.
КЕННИНГ— разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской.
Слайд 4Понятие скандинавской мифологии
Скандинавская мифология –
это мифология викингов,
военных вождей, конунгов.
Формировалась с
V в. до н. э.
до принятия христианства.
Основные сборники мифов:
Автор Младшей Эдды –
Снорри Стурлусон.
Слайд 5Предания-(от греческого predos – передача). В преданиях содержаться сведения об исторических
событиях и реальных лицах. Реальные факты украшаются вымыслом, появляются описания чудесного.
Сага – (от древнескандинавского слова saga –сказание) древние предания народов Западной Европы.
Саги (скандинавские предания) делятся на героические и фантастические.
Слайд 6 Друиды – сначала были судьями, создателями, хранителями мифических и героических преданий.
Филиды - изначально это были историки – хранители историй семей, родов, занимались топографией, законоведством и предсказаниями.
Барды – лирические поэты.
Слайд 7Источники
Реально до нас дошли две огромные рукописи. Древнейшая – «Книга
бурой коровы» конец 11 – начало 12 века. Вторая – Лейнстерская книга, середина 12 века. Более 100 саг. Сочетание красочной, сказочной фантастики с реалистическими деталями.
Два основных литературных источника скандинавских мифов – Старшая Эдда и Младшая Эдда, созданная Снорри Стурлусоном (1178–1241).
Слайд 8Поэтические особенности Эдды
Кеннинги
Обилие собственных имен
Повторяющиеся формулы, словесные клише
Синонимы
Аллитерация
Эпитет
Метафора
Слайд 9 Асы — общее наименование богов.
Один — верховное божество.
Фригг — первая среди
богинь, супруга Одина.
Хель — владычица царства мертвых
Фрейя — богиня красоты и любви
Эйр — богиня, дарующая любовь
Сив — богиня плодородия.
Тор — бог грома.
Бальдр — бог весны.
Браги — бог поэзии.
Идунн — богиня вечной молодости.
Йорд — богиня земли.
Локи — бог огня.
Слайд 11Представления об устройстве мира
В начале мироздания лежало
взаимодействие двух
начал: Муспельхейма
(царства огня
– мужского начала)
и Нифльхейма (царства холода –
женского начала).
От их взаимодействия появились
великан Имир и мировая корова
Аудумла.
По поверьям древних
скандинавов вселенная
делилась на девять миров.
Центром всех
миров был ясень Иггдрасиль.
Слайд 12Асгард — мир богов-асов, находящийся на небе.
Ванахейм — мир, в котором живут ваны.
Йотунхейм —
мир йотунов-великанов.
Льесальвхейм — мир светлых альвов.
Мидгард — мир людей.
Муспелльхейм — мир огня и света.
Нифльхейм — мир вечного льда и мрака.
Свартальвхейм — подземная страна цвергов.
Хельхейм — царство мёртвых, владения Хель.
9 миров Иггдросиля
Слайд 13Асгард
Асгард— в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов.
Все боги жили в
одном месте, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина — Гладсхейм, дворец с серебряной кровлей. Неподалеку, в Вальхалле, живут павшие на поле битвы воины — эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог — Химинбьерг, у бога грома Тора — Трудхейм.
Слайд 14Ванахейм
Ванахейм (исл. Vanaheimr: страна ванов) — в германо-скандинавской мифологии родина Ванов,
расположенная к западу от Мидгарда и Асгарда.
Слайд 15Мидгард
Ми́дгард (др.-сканд. Miðgarðr — букв. «среднее огороженное пространство» — «срединная земля»)
в скандинавской мифологии — мир, населённый людьми.
Слайд 16Муспельхейм
Муспельхейм (Muspelheim, огненная земля) — в германо-скандинавской мифологии: один из девяти
миров, страна огненных великанов, огненное царство, которым правит огненный великан Сурт («Чёрный») со своей супругой Синмарой. В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.
Слайд 17Нифльхейм
Ни́бльхе́йм или Ни́фльхе́йм (др.-сканд. Niflheimr — обитель туманов) — в германо-скандинавской
мифологии один из девяти миров, земля льдов и туманов, местообитание ледяных великанов, один из первомиров.
По преданиям, в начале в Нифльхейме забил источник Хвельгельмир. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая и ледяные глыбы подвигались к Муспельхейму. Когда лёд подошёл близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Слайд 18Йотунхейм
Ётунхейм, Йотунхейм (то есть земля Ётунов) в скандинавской мифологии — один
из девяти миров - земля, населённая великанами-ётунами.
Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму. Стихия этого мира — Земля. Часть Ётунов жила в Каменных горах; считалось, что голова и сердце их были каменными. Из Ётунхейма пришли норны. С их приходом закончился на земле золотой век и поделилось время на прошлое, настоящее и будущее. Появились рождение и смерть.
Слайд 19Свартальфахейм
Свартальфахейм (— букв. Дом чёрных альвов) — в германо-скандинавской мифологии родина
Цвергов.
Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса великана была сделана земля Мидгарда).
Слайд 20Хельхейм
Хельхейм (Helheim) (буквально Владения Хель) — в германо-скандинавской мифологии один из
девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёлль. Ни одно существо, даже боги, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.
Слайд 21Льюсальвхейм
Льюсальвхейм (Ljusalfheim) или Альвхейм (Álfheimr) — в германо-скандинавской мифологии родина светлых
Альвов.
Слайд 22Вальхалла
Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла (др.-исл. Valhöll, прагерм. Walhall — «дворец павших»)
в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов.
Правит Вальхаллой О́дин . Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фольквангр («Людское поле») к богине Фрейе.
Слайд 23Валькирии — божественные девы-воительницы.
Ёрмунганд — Мировая змея.
Иггдрасиль — ясень, Мировое древо.
Имир
— великан, первое живое существо в мире.
Норны — вещие девы.
Улль — покровитель стрелков из лука и лыжников.
Фенрир — сын Локи, огромный волк.
Слайд 24Норны
Норны - сестры-богини возвещающие людям веления Орлога или Судьбы, определяют судьбы
мира, людей и даже богов.
Одна из них стара и дряхла и зовется Урд,
другая средних лет и ее зовут Верданди,
третья же совсем юна и носит имя Скульд.
Их имена - суть Прошлое, Настоящее и Будущее, «которое или богато надеждой, или темно от слез». Таким образом, они раскрывают веления Судьбы, «ибо из прошлого и настоящего рождаются события и действия будущего».
Слайд 26Хранители
Хеймдалль—страж богов и мирового древа.
Вайделоты — жрецы-хранители легенд и преданий.
Слайд 27Аудумла - корова, возникшая из инея Мировой бездны, вскормившая своим молоком
Имира
Бор - один из богов-прародителей, сын первочеловека Бури , отец Одина
Имир - гигантское существо, из тела которого был создан мир
Бури - предок богов, отец Бора и дед Одина
Слайд 28Один - верховный бог - ас, сын Бора
Тор - бог
грозы и плодородия, сын Одина
Видар – защитник богов, сын Одина
Локи – бог хитрости, плутовства
Фрея – богиня красоты
Слайд 29Ундины - это девушки с рыбьими хвостами
Тролль – глупый и уродливый
великан
Гном – темный эльф
Феи - сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, в реках, в горах.
Мифические существа
Слайд 30Фенрир – гигантский волк, проглотивший солнце
Ёрмунганд - мировой змей, символ тьмы
и разрушения
Слейпнир - конь Одина
Слайд 32Гномы
Гномы (от латинского слова — gnomus), в мифологии народов Западной Европы
маленькие человечки, обитающие под землей, в горах и в лесу, а также уродливые карлики, охраняющие подземные сокровища. Ростом они были с ребенка или с палец, но обладали сверхъестественной силой; у них длинные бороды, а иногда козлиные ноги или гусиные лапы.
Жили гномы гораздо дольше, чем люди. В недрах земли человечки хранили свои сокровища — драгоценные каменья и металлы.
Слайд 33Гномы — искусные кузнецы и могли выковать волшебные кольца, мечи и
т. п. Они часто выступали как доброжелательные советчики людей, хотя черные гномы иногда похищали красивых девушек.
В западноевропейской и в скандинавской мифологии гномами называют карликов, обладающих мудростью и искусных в ремеслах.
Скандинавские саги повествуют о том, что гномы зародились в теле великана Имира, из которого возник мир, живут в пещерах под землей, солнечный свет для них губителен.
В эддической поэзии их иногда называют «черные альвы». Из гномов в скандинавском мифотворчестве наиболее известен Андвари (от древнеисланского слова — осторожность), как хранитель золотого клада. Этот карлик известен по песням «Старшей Эдды».
Слайд 35Эльфы
Эльфы, в мифологии германских и скандинавских народов, духи, представления о которых
восходят к низшим природным силам. В германских народных поверьях эльфами были духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса, жилища; обычно благожелательные к людям.
Слайд 36Эльфы— добрые духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм)
в шапочках из цветков, обитатели деревьев, которые, в таком случае, нельзя рубить. Они любили водить хороводы при лунном свете; музыка этих сказочных существ зачаровывала слушателей. Миром эльфов был Апьвхейм. Светлые эльфы занимались прядением и ткачеством, их нитки — летающая паутина; они имели своих королей, вели войны и т. п.
В средневековой демонологии эльфами иногда называли низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли). Миром темных эльфов был Свартальвхейм.
Слайд 39Брисингамен
— одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
Слайд 40Гунгнир
— копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого,
в кого попадёт.
Слайд 41Драупнир
— золотое кольцо Одина.
Слайд 42Мьёллнир
— молот Тора, который всегда возвращается в руку, бьёт с разрушительной
силой, при вращении создаёт мощные вихри.
Слайд 43Нагльфар
— корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает
из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
Слайд 44Скидбладнир
— корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире,
но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
Слайд 45Гьяллархорн
— золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарёка.
Слайд 46Грам
— меч Зигфрида (Сигурда) и его отца Сигмунда.