Слайд 1Шедевры классицизма в архитектуре России
Создатель презентации ученица 11 класса МОБУ
СОШ № 5 Милюшкина Кристина Павловна С.Нагорное Приморский край Пожарский район
Слайд 2Русский классицизм — одна из самых ярких страниц в истории мирового
зодчества. Он прошёл несколько этапов в своём развитии и достиг небывалого расцвета в период правления Екатерины II (1762—1796). Россия, ещё совсем недавно воспринявшая европейский художественный язык, оказалась страной, особенно богатой на талантливых архитекторов. Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров отличали высокий профессионализм и следование принципам классицизма, дававшее им богатые возможности для воплощения новых общественных и художественных идеалов.
Русская архитектура классицизма включала общественные здания, дворцы, городские и загородные усадьбы, жилые дома. Основными художественными центрами по-прежнему были Петербург и Москва. В каждом из этих городов развивалась своя архитектурная концепция, предопределённая особенностью планировки и творческой манерой отдельных мастеров.
Слайд 4«Строгий, стройный вид» Петербурга
Крупнейшим центром классицистической архитектуры стал Петербург — новая
столица Российского государства.
Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчёркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь
Видны, как бы для любованья
Поставленные на ладонь...
Д. Самойлов. «Над Невой»
Слайд 6Архитектурный облик Петербурга, отличающийся официальностью, торжественностью и близостью к западноевропейской школе,
складывался благодаря творениям замечательных мастеров:
Ж. Б. Леблона (1679—1719; застройка Васильевского острова),
Д. Трезини (1670—1734; ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий),
А. Ринальди (1710— 1794; Мраморный дворец),
И. Е. Старова (1745—1808; Таврический дворец),
Д. Кваренги (1744—1817; Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт благородных девиц).
Слайд 8Одним из наиболее известных произведений эпохи зрелого, или строгого, классицизма является Таврический
дворец, созданный Иваном Егоровичем Старовым. Большая городская усадьба Г. А. Потёмкина, построенная в честь победы в русско- турецкой войне, предназначалась для торжественных праздничных приёмов. Своим каре парадного двора она была раскрыта к Неве, по другую сторону дворца находился парк. Ансамбль дворца состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих боковых флигелей с внутренними двориками. Центральная часть подчёркнуто строгого фасада дворца выделена глубоким портиком с высоким фронтоном. Гладкие стены, почти полностью лишённые украшений, расчленены прямоугольными окнами без наличников. Несмотря на лаконизм и простоту ордерной композиции, здание выглядит нарядно и торжественно, о чём писал поэт Г. Р. Державин:
Слайд 10 «Пространное и великолепное здание не из числа обыкновенных... Наружность его
не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно».
Планировка дворца отличалась достаточной сложностью. Центральная часть, павильоны, жилые и хозяйственные корпуса были соединены многочисленными переходами; в боковых объёмах также располагались гостиные, танцзалы, концертный зал. По сравнению со сдержанными фасадами интерьеры дворца были необычайно богаты и парадны. Главное украшение дворца — огромный зал с белыми колоннами, способный вместить пять тысяч человек, предназначался для торжественных празднеств. О его красоте восторженно писал Г. Р. Державин:
Слайд 13Великолепные чертоги
На столько расстоят локтях,
Что глас трубы в ловецки роги
Едва в
их слышится концах.
Над возвышенными стенами,
Как небо, наклонился свод;
Между огромными столпами
Отворен в них к утехам вход.
Композицию центральных залов завершал великолепный зимний сад с ротондой. Следуя за обширной галереей, торжественно украшенной по периметру колоннадой, он являл собой подлинное произведение искусства. «С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сиё есть действие очарования... там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоёмы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии» (Г. Р. Державин).
Слайд 15С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм
– стиль, заимствованный у Европы.
Здание Адмиралтейства в Петербурге.
К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.
Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов. В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.
Слайд 17Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам
Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.
Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.
Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.
Слайд 18Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам
Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.
Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.
Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, Александровский классицизм.
Слайд 19Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788
гг.
Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).
Слайд 20 Архитекторы, шедевры русского классицизма
Среди ярких представителей русского направления стиля
особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).
В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.
Слайд 21Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.
Слайд 22Василий Иванович Баженов
В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за
границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.
По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума.
Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.
Слайд 24Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на
дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.
Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания - на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.
Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова - сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.