Слайд 1«Русская культура XIV-XVI в.»
«Изобразительное искусство»
«Иконопись»
Слайд 2 На рубеже XIV--XV веков, Московское государство переживало годы подъема, что
выражалось не только в его общественно-политическом могуществе, но и в культурном росте.
В Москве уже существовали свои очаги просвещения, богатейшие книгохранилища, были писатели, зодчие, живописцы, мастера прикладного искусства. Строились и украшались живописью великолепные соборы Московского Кремля -- Успенский, Благовещенский, Архангельский. Привозили из Византии и городов Руси многочисленные станковые произведения (иконы). Созывались в Москву для работы русские художники и приглашались греческие.
Слайд 3 Феофан Грек
(около 1340 — около 1410)
великий русский и
византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Три Столпника, 1378
Иисус Пантократор,
1378 г.
Фреска Праотец Исаак
Слайд 4 Выдающийся живописец XIV века Феофан Грек был глубоким
психологом, «философом», как называли его современники, художником неудержимого темперамента. Его произведения поражают силой чувств, страстной взволнованностью образов.
Феофан Грек — выходец из Византии. Будучи уже зрелым, сложившимся художником, он оказал огромное влияние на развитие русского искусства.
Начало его деятельности на Руси связано с Новгородом. Здесь Феофан Грек, один из величайших мастеров монументальной живописи, выполнил великолепные фрески, например в Спасо-Преображенском соборе на Ильинской улице.
В Москву Феофан Грек переехал в конце XIV века — в период сложения города как общерусского центра. Здесь он работал над росписями кремлевских храмов, писал иконы.
Слайд 5Успение, Феофан Грек, 1392
В «Успении» запечатлена смерть Марии.
Лежащая
на светлом ложе Богоматерь в темно-вишневой одежде олицетворяет величие и строгость смерти, ее вечный покой. Четкой, непрерывной линией очерчивает художник фигуру умершей.
В энергичном движении, словно устремленный вверх, возникает над Марией огромный Христос, божество, принявшее ее душу и возносящее ее на небо. Он изображен на фоне темно-синего ореола — небесной сферы, которую венчает ярко-красный серафим с распростертыми крылами.
По контрасту с могучей, исполненной внутренней силы фигурой Христа апостолы у ложа Марии кажутся маленькими и слабыми. Их лица и жесты выражают смятение, испуг, жалость, ощущение бессилия человека перед лицом смерти и даже непонимание ее. Группа апостолов поражает жизненностью типов.
Трепетность и живость изображению придают световые блики, быстрыми движениями нанесенные художником на лица и на ткани одежд.
«Успение» Феофана Грека — произведение высокого драматизма, глубины мысли и подлинной человечности.
Государственная Третьяковская Галерея
Слайд 6Богоматерь Донская. Около 1392
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Преображение Господне, 1403
Государственная Третьяковская
Галерея
Фреска Архангел, 1378
Фрагмент фрески
в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород
Слайд 7Фреска Авель, 1378
Фрагмент фрески
в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород
Даниил Столпник,
1378
Фрагмент фрески
в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород
Ветхозаветная Троица, 1378
Фрагмент фрески
в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород
Слайд 8Апостол Пётр. 1405.
Иоанн Креститель. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского
собора Московского Кремля
Архангел Гавриил. 1405
Слайд 9Особенности творчества Феофана Грека
Феофан Грек обладал индивидуальной, неповторимой манерой письма. Для
него характерна экспрессивность, разнообразие методов и приёмов, свобода в их выборе.
Его святые изображены суровыми, словно отстранёнными ото всего. Их фигуры несколько удлинённые, что придёт им строгую стройность и величие.
Он словно воплотил в красках свою философию, суть которой в следующем: человек греховен, и он со страхом ожидает суда Божьего, Бог строго взирает на человека и на его деяния.
Святые на его полотнах полны драматизма. На лицах читается мука, сомнение, стремление к нравственному совершенству, к Богу.
Слайд 10ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Феофан Грек оказал огромное влияние на развитие иконописи и росписи
храмов, внеся в творчество новые мысли, краски, методы.
Он стал учителем для многих поколений иконописцев. Одним из талантливых его учеников был Андрей Рублёв.
Творчество Феофана Грека наполнило русскую школу живописи новыми красками, стремлением к свободе, к раскрепощению.
Разнообразие таланта художника, своеобразие его произведений поставило имя Феофана Грека в один ряд с лучшими мировыми художниками. Его творчество- народное достояние России.
Слайд 11 Он стал одним из тех, кто укреплял культурные
византийско-русские контакты, был проводником и носителем богатой византийской культуры.
Русь была прямой наследницей могущественной империи и стремилась подражать ее достижениям. Поэтому деятельность Феофана органично вплеталась в оригинальное славянское искусство и не казалась инородной.
Слайд 12 «Много в мире создано творений великих и грандиозных, не
счесть мастеров-виртуозов, владевших артистично рисунком, живописью, композицией, создавших полотна, в которых действуют десятки фигур. Размах этих холстов иногда потрясает, как и фееричность сюжетов... Но мало кто в этом тысячеликом мире искусства создал произведения, равные по глубине прозрения Рублеву, внешне простые, мудрые той бездонной духовной глубиной, которая отличает поэзию Пушкина и Блока, музыку Глинки и Мусоргского, прозу Гоголя, Достоевского, Толстого…
Искусство Рублева принадлежит мировой культуре, мировому разуму, ибо его гений постиг непреходящие законы человеческого бытия, он доказал, что свет и добро побеждают мрак и зло, иначе нет смысла существования рода человеческого»
(И. Долгополов).
Слайд 13Андрей Рублев
Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого
древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.
Слайд 14 Андрей Рублев (около 1360-1370 - около 1430 гг.) -
русский живописец, создатель московской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века.
Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси. Он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
Иконописец продолжил лучшие традиции современного русского и византийского искусства. Сильное воздействие на него, несомненно, оказало творчество Феофана Грека.
Он наследует не только высокое техническое мастерство - для него, так же как для Феофана, иконопись - это «умное делание».
И Феофан, и Рублев стремятся выразить в искусстве «мудрость жизни».
Слайд 15 Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни,
об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней.
Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченые болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщем государственном оболванивании человечества, и окунуться в мир вечного покоя, благости и любви.
В творчестве Рублева, равно как и в творчестве Пушкина, отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте.
Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
Андрей Рублев. Вознесение Господне, 1408
Слайд 16 Самой выдающейся работой Андрея Рублёва считается икона «Троица», изображающая трех
ангелов и чащу в центре.
Трое ангелов парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи - лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды.
Отблеск голубого цвета - это опрокинутое в человеческой природе небо. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит и надмирное сияние красок. И оттого, может быть, так радостна грусть рублевских ангелов. На творение это легко смотреть.
Не случайно и сам Рублев писал свою «Троицу», «неуклонно взирающе на всечестные иконы, наполнялся радости и светлости»...
Слайд 17Андрей Рублев. Спас, 1410-е
«Спас» - произведение, оказавшее огромное влияние
на современников художника, и на все последующие поколения русских людей.
Он жив, открыт, величествен, и одновременно в нем ощущается мягкость соответственно славянскому типу, он имеет некрупные черты лица, обрамленного русой шелковистой бородкой.
Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая легкая лазурь
(на одежде).
Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия.
Живопись на поверхности доски сохранилась плохо, осталась только часть с изображением лица Спаса.
Но все уцелевшее так великолепно, что это произведение, бесспорно, является одним из шедевров древнерусского искусства.
Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер - типические особенности стиля Рублева.
Слайд 18 Андрей Рублев. Спас в силах, 1408
«Спас в
силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке.
Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху. Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным. Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко.
Движение головы и шеи естественно и говорит о том, как умело художник пишет человеческий образ.
Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон...
Слайд 19 В 1405 году в Кремле Рублев украшал фресковой живописью
Благовещенский собор и писал для него ряд икон иконостаса. В связи с этой работой в летописи его имя упоминается с именами Феофана Грека и Прохора с Городца.
Слайд 20«Богоматерь» из иконостаса Успенского Собора во Владимире. Мастерская Андрея Рублева и
Даниила Чёрного
«Архангел Гавриил» из иконостаса Успенского Собора
во Владимире. Мастерская Андрея Рублева и Даниила
Черного
Слайд 21Андрей Рублев.
Апостол Павел, 1410
Андрей Рублев был человеком Святой Руси, своего
государства и выражал чувства и мысли своих современников. Он говорил языком родного искусства, основываясь на традициях московской живописи, получившей в его произведениях блестящее развитие.
Андрей Рублев.
Архангел Михаил
из деисусного чина, 1414
Рождество Христово.
Благовещенский собор Московского кремля
Слайд 22Основные даты жизни и творчества:
Около 1360 - Андрей Рублев родился,
вероятно, в средней полосе России.
До 1405 - Принял монашество с именем Андрей.
1405 - Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей.
1408 - Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.
Между 1408-1422 - Создание Звенигородского чина.
Между 1422-1427 - Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы.
1427-1430 - Создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
29 января 1430 - Скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.
Слайд 23 В мировом искусстве не много произведений, которые с
такой силой давали бы ощутить движение, быстротечность времени, равнодушного к тому, что оно отсчитывает, неумолимо ведущего все к концу.