Слайд 1Мифологические темы
в изобразительном искусстве
Слайд 2М.Врубель
(1856-1910)
. Автопортрет с жемчужной раковиной
Слайд 3Врубелевские образы были на редкость многозначными и всеобъемлющими: обладающий сверхчеловеческими возможностями
демон, злой дух, которого так любили поэты-символисты, фантастические птицы-женщины, мифический Пан…. За всеми образами стояли извечно человеческие категории добра, страдания, любви.
Слайд 4.
Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (5 [17] марта 1856, город Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX
веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.
Жена художника, (1898)
Слайд 5Биография
Михаил Александрович родился в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, Предки со
стороны его отца были выходцами из прусской Польши («wróbel» по-польски — воробей) В учебных заведениях он проявлял разнообразные склонности к наукам: в гимназические годы он увлекается в естествоведением (причём, между прочим, формует из мела целую систему кристаллов), и историей, по которой пишет, сверх нормы, большие сочинения на темы из античной жизни и средневековья. Художественные задатки были обнаружены рано: отец водил восьмилетнего мальчика в рисовальные классы, он занимался у частного педагога, обучавшего его рисованию с натуры, Уже тогда, в детские годы, проявлялось качество, впоследствии составившее одну из примечательных особенностей врубелевского мастерства, а именно исключительная зрительная память. Так, в Саратове, после двух посещений церкви, где была помещена копия «Страшного суда» Микеланджело, девятилетний Врубель дома «наизусть, — как пишет его сестра, — воспроизвел ее во всех характерных подробностях».
В студенческие годы всерьёз увлекался философией Канта, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Репина и Сурикова, и Виктора Васнецова. Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где занимался опять же в классе Павла Чистякова. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм). Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы. «Надо работать и работать», — с какой-то незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Познакомился и сблизился с Валентином Серовым. Наравне с Серовым, Врубель был одним из самых преданных и одним из самых отличаемых учеников Чистякова, который надолго стал его кумиром. Именно от него Михаил унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике.
Слайд 6Богоматерь с младенцем
В этот период (с 28 до 33 лет) сформировалась
зрелая манера мастера — с его «кристаллическим» рисунком, дробящим мир на орнаментальные плоскости и в то же время подчеркивающим его космическое единство, с искрящимся великолепием колорита в диапазоне между фиолетовым и золотым («борьба золота и синевы», по словам А. А. Блока). Стиль Врубеля — предельно эмоционален и в то же время конструктивен. Приглашенный А. В. Праховым по рекомендации Павла Чистякова реставрировать Кирилловскую церковь 12 в., он исполнил ряд композиций (в том числе икону «Богоматерь с младенцем», 1884-85), где соединил средневековый канон с острым психологизмом нового времени.
Киевский период (1884-89). Начало самостоятельной деятельности
Слайд 7Фрагмент фрески 1885 год
Изображение апостолов в «Сошествии Св. Духа» посвящено мистической
ситуации, и Врубель трактует это событие как почти натуралистическую сцену
Слайд 8Надгробный плач (эскиз) 1887
Кульминация
Кульминация киевского периода — эскизы росписей Владимирского собора
(1887, акварель и графитный карандаш, преимущественно Киевский музей русского искусства); со времен древней иконописи русская живопись не знала цветовых гамм такой силы обобщения и воздействия. Не только вера и озарение, но и мучительные сомнения проступили тут с исповедальной искренностью, — неудивительно, что эскизы смутили официальную церковь и остались неосуществленными в большом масштабе, на стене.
Слайд 9Ангел (эскиз)
Врубелевский ангел - если и вестник, то, как говорил Блок о
самом художнике, "весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера". Врубелевский герой - бездеятельный, пребывающий в самоуглубленном одиночестве ангел безмолвия -
Слайд 10«Девочка на фоне персидского ковра»
Символизм в орнаменте и декоративности.
Уже в
картину 1886 г. «Девочка на фоне персидского ковра» орнамент был включен и как предмет изображения, и как принцип всей композиции. На портрете изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве. Здесь мы видим некую избыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца.
Слайд 11Абрамцевский период
Важную роль в творческих поисках Врубеля сыграл художественный кружок в
Абрамцеве. Здесь мастер пишет лучшие свои картины, занимается майоликой и декоративным дизайном). Тонкое декоративное чутье Врубеля проявилось также в его сценографических работах для частной оперы С. И. Мамонтова. Тяга художника к монументальному искусству, выходящему за рамки станковой картины, с годами усиливается; мощным выплеском этой тяги явились гигантские панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» (1896),
Морская царевна (Волхова), 1899-1900. Майолика
Слайд 12ДЕМОН (1890)
Как было в тот святой, великий час,
Когда от мрака
отделился свет,
И, ангел радостный, он в первый раз
Взглянул на будущность. И сколько лет,
И сколько тысяч лет с тех пор прошло!
И он уже не тот. Его чело
Померкло… он один, один… один…
Враг счастья и порока властелин.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Слайд 13Создание Демона Поверженного
С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое
им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст.
Демон Врубеля - воплощение «прекрасного зла» и «злой красоты» - был неразрывно связан с миром абсолютной красоты, свободной для него от всех этических уз. Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон - воплощение драматизма, конфликтности бытия. Неустанно менялось выражение его лица. То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев. Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор.
Слайд 18Создание Демона Поверженного
С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое
им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст.
Демон Врубеля - воплощение «прекрасного зла» и «злой красоты» - был неразрывно связан с миром абсолютной красоты, свободной для него от всех этических уз. Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон - воплощение драматизма, конфликтности бытия. Неустанно менялось выражение его лица. То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев. Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор.
Слайд 19Демон Поверженный (1901-1902)
Необычность изломанных форм "Демона поверженного" подчёркивает его гибель, обречённость,
а также отражает огромное внутреннее напряжение художника, его лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы. С невероятной высоты упал Демон. Бессильно распластаны крылья. В безумной тоске заломлены руки. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают его трагедии, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор.
Слайд 20Явление Демона
Михаил Лермонтов написал шесть вариантов поэмы «Демон» и ни один
не считал окончательным. То же происходило с Врубелем - чем более законченным становился его «Демон», тем острее была потребность художника переделывать его…
Уже подходила к концу работа московской выставки, где была заявлена новая картина Врубеля, а он все не мог расстаться со своим «Демоном». И даже тогда, когда в последние дни перед закрытием экспозиции он вынужден был отдать картину, и она уже висела на стене, он на глазах у публики продолжал что-то менять в картине, особенно в лице Демона. "Каждое утро... публика могла видеть, как Врубель "дописывал" свою картину. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое... " (Бенуа). «Были дни, что Демон был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота», - вспоминала Е.И. Ге.
Врубель никак не мог оставить своего героя и тогда, когда полотно сняли с подрамника, скатали и отправили в Петербург на выставку «Мира искусства» - он поехал вслед…
"Верится, что Князь Мира позировал ему, - пишет Бенуа. — Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма".
Слайд 21Вдохновенную речь на похоронах произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».