© ред. А.И. Колмаков
Развитие русской
музыки во второй
половине
XIX века
М. А. Балакирев
А. П. Бородин
Н. А. Римский-
Корсаков
М. П. Мусоргский
П.И. Чайковский
© ред. А.И. Колмаков
Развитие русской
музыки во второй
половине
XIX века
М. А. Балакирев
А. П. Бородин
Н. А. Римский-
Корсаков
М. П. Мусоргский
П.И. Чайковский
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество русских композиторов «могучей кучки»?
Русская музыка XIX в. — это яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры.
В XIX в. сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки.
Большие успехи были достигнуты в оперном искусстве.
Родоначальник классической русской музыкальной школы.
Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века.
Основные произведения:
Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы», увертюры, романсы, арии, песни.
М. И. Глинка
(1804 – 1857)
Лучшие музыкальные традиции М.Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю музыкальной культуры под названием «Могучая кучка».
М. А. Балакирев
А. П. Бородин
Ц. А. Кюи
М. П. Мусоргский
Н. А. Римский-Корсаков
сочувствовали передовым идеям века;
сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;
широко общались с публикой
Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.
К середине 1870-х годов «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме.
Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» распространились также и на драматургию. Они ярко проявились в произведениях Л.Н. Толстого, А.М. Горького, А.П. Чехова
Он написал несколько
оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений.
Особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру, вокальные сочинения - «Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой».
(1836/37-1910)
симфония №2 «Богатырская», единственная опера «Князь Игорь».
Участник «Могучей кучки»,
Бородин всю жизнь
боролся за возрождение русского искусства и фольклора .
Многие его произведения включают интонации русских народных песен и плясовых.
Опера «Князь Игорь»
https://youtu.be/fq5ekixM5tg
Основные жанры творчества: симфония «Ночь на Лысой горе»,
фортепианная сюита «Картинки с выставки»,
2 большие оперы («Борис Годунов» и «Хованщина») – положили началу развития «народной музыкальной драмы»,
комическая опера – «Сорочинская ярмарка» и романсы.
Основное музыкальное наследие – оперы: Снегурочка»,
«Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста»,
«Золотой петушок», «Антар»,
«Шехеразада», «Кащей Бессмертный», и др.
Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором.
Оперы:
«Воевода» (1868)
«Ундина» (1869)
«Опричник» (1872)
«Евгений Онегин» (1878)
«Орлеанская дева» (1879)
«Мазепа» (1883)
«Черевички» (1885)
«Чародейка» (1887)
«Пиковая дама» (1890)
«Иоланта» (1891)
Симфонии:
Симфония № 1
«Зимние грезы» (1866)
Симфония № 2 (1872)
Симфония № 3 (1875)
Симфония № 4 (1878)
«Манфред» —
симфония (1885)
Симфония № 5 (1888)
Симфония № 6 (1893)
Музыкальное наследие: Балеты: «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892)
Романс «Ни слова, о друг мой» (ор.6) написан на стихи Плещеева
Романс на собственные слова «Страшная минута» отчасти родственен цыганскому романсу.
«Благословляю вас, леса» (слова А. Толстого) – возвышенный гимн природе, в котором широко распевная мелодия приобретает особый пафос и подъем. Возвышенный строй чувств придает музыке особую светлую устремленность.
В романсе «То было раннею весной» чувство весеннего обновления, пробуждающейся природы сливается с чувством первой любви.
«Средь шумного бала»на слова А.К. Толстого. Это романс-вальс, но ритм вальса служит лишь одним из средств создания поэтического образа, а вокальная мелодика может служить образцом выразительного ариозного пения Чайковского. Приглушенно-матовый колорит музыки тонко выражает мечтательное настроение стихотворения.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть