Презентация, доклад по МХК Развитие русской музыки во второй половине XIX века 11 класс

Содержание

ЦЕЛИ УРОКАСодействовать осознанию учащихся роли русской школы художников-передвижников в изобразительном искусстве;Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;Воспитывать культуру восприятия шедевров русской школы художников-передвижников.

Слайд 1МХК, 11 класс
Урок № 21
Д.З.: Глава 19, ?? (с.217), тв. задания

(с.217-219)

© ред. А.И. Колмаков

Развитие русской
музыки во второй
половине
XIX века


М. А. Балакирев

А. П. Бородин

Н. А. Римский-
Корсаков

М. П. Мусоргский

П.И. Чайковский

МХК, 11 классУрок № 21Д.З.: Глава 19, ?? (с.217), тв. задания (с.217-219) © ред. А.И. КолмаковРазвитие русскоймузыки

Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
Содействовать осознанию учащихся роли русской школы художников-передвижников в изобразительном искусстве;
Развивать

умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
Воспитывать культуру восприятия шедевров русской школы художников-передвижников.
ЦЕЛИ УРОКАСодействовать осознанию учащихся роли русской школы художников-передвижников в изобразительном искусстве;Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить

Слайд 3«Могучая кучка»;
М. А. Балакирев;
А. П. Бородин;
опера «Князь Игорь»;


М. П. Мусоргский;
«Картинки с выставки»;
Н. А. Римский-Корсаков;
сюита «Шехеразада»;
опера «Царская невеста»;
«Псковитянка»;
«Музыкальная исповедь души»;
П.И. Чайковский;
опера «Евгений Онегин»;
симфонии «Четвёртая», «Пятая», «Шестая»;
балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

«Могучая кучка»; М. А. Балакирев; А. П. Бородин; опера «Князь Игорь»; М. П. Мусоргский; «Картинки с выставки»;

Слайд 4Универсальные учебные действия
различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки композиторов «Могучей

кучки»;
узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку эпохи и отдельных её композиторов;
осуществлять самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов;
слушать музыку композиторов «Могучей кучки» и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;
исследовать причины особой популярности оперного жанра в музыкальной культуре второй половины XIX в.;
высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;
комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных композиторов;
готовить программу тематического концерта «Музыка композиторов “Могучей кучки”»;
проводить конкурс знатоков русской музыки второй половины XIX в.;
собирать собственную коллекцию произведений русской музыкальной культуры второй половины XIX в.
Универсальные учебные действияразличать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки композиторов «Могучей кучки»;узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии,

Слайд 5ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Композиторы «Могучей кучки».
«Музыкальная исповедь души»: творчество П.И.

Чайковского.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество русских композиторов «могучей кучки»?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Композиторы «Могучей кучки». «Музыкальная исповедь души»: творчество П.И. Чайковского. Задание на урок. Какое значение

Слайд 6подвопросы
Композиторы «Могучей кучки».
М. А. Балакирев – организатор и идейный вдохновитель творческого

союза композиторов.
Богатырский размах, эпическое величие музыкальных произведений А. П. Бородина (на примере оперы «Князь Игорь»).
Творческое наследие М. П. Мусоргского, его достижения в области симфонической и оперной музыки.
Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова. Обращение к героическим страницам прошлого России в оперном творчестве. Мир русских народных сказок в опере. Романсово-песенное творчество композитора.
«Музыкальная исповедь души»: творчество П.И. Чайковского. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Достижения в области симфонической музыки (на примере выдающихся произведений). Оперы Чайковского как образцы лирико-психологической музыкальной драмы. Балетная музыка композитора и ее новаторский характер. Романсы П. И. Чайковского
подвопросыКомпозиторы «Могучей кучки».М. А. Балакирев – организатор и идейный вдохновитель творческого союза композиторов. Богатырский размах, эпическое величие

Слайд 7Вторая половина XIX века
время могучего расцвета русской музыки,
как и

всего русского искусства.

Русская музыка XIX в. — это яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры.

В XIX в. сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки.

Большие успехи были достигнуты в оперном искусстве.

Вторая половина XIX века время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства.Русская музыка XIX в.

Слайд 8В сокровищницу мировой музыкальной культуры второй половины XIX века вошло творчество

русских композиторов:

М. И. Глинки, М.А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц.А. Кюи,
М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.

Родоначальник классической русской музыкальной школы.
Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века.

Основные произведения:
Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы», увертюры, романсы, арии, песни.

М. И. Глинка
(1804 – 1857)

Лучшие музыкальные традиции М.Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю музыкальной культуры под названием «Могучая кучка».

В сокровищницу мировой музыкальной культуры второй половины XIX века вошло творчество русских композиторов: М. И. Глинки, М.А.

Слайд 9«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество

российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов в Санкт-Петербурге.

М. А. Балакирев

А. П. Бородин

Ц. А. Кюи

М. П. Мусоргский

Н. А. Римский-Корсаков

сочувствовали передовым идеям века;
сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;
широко общались с публикой

Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.
К середине 1870-х годов «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х

Слайд 10Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому

времени умы русской интеллигенции.

Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. 

Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции.Бунты и восстания

Слайд 11
Участники «Могучей кучки»
записывали и изучали образцы русского музыкального

фольклора и русского церковного пения.
Результаты своих изысканий они воплощали в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь».

Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» распространились также и на драматургию. Они ярко проявились в произведениях Л.Н. Толстого, А.М. Горького, А.П. Чехова

Участники «Могучей кучки»записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих

Слайд 12Владимир Васильевич Стасов  —русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель.
Название

«Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт гр-на Балакирева»: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». 
Владимир Васильевич Стасов  —русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель.Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье

Слайд 14
Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза был
Милий Алексеевич Бала́кирев 
русский композитор,
пианист,

дирижёр.

Он написал несколько
оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений.
Особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру, вокальные сочинения - «Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой».

(1836/37-1910)

Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза былМилий Алексеевич Бала́кирев русский композитор, пианист, дирижёр.Он написал несколько оркестровых, фортепианных и

Слайд 15"Король Лир", музыка к трагедии В. Шекспира.

https://youtu.be/t3gwNcKPNuU


Слайд 16
Александр Порфирьевич Бородин
(1833-1887) 
русский учёный-химик
 и композитор.
Музыка Бородина отличается присутствием героических, мужественных образов,

композитор воспевает силу русского народа, его умение бороться и сопротивляться:

симфония №2 «Богатырская», единственная опера «Князь Игорь».
Участник «Могучей кучки»,
Бородин всю жизнь
боролся за возрождение русского искусства и фольклора .
Многие его произведения включают интонации русских народных песен и плясовых.

Александр Порфирьевич Бородин(1833-1887) русский учёный-химик и композитор. Музыка Бородина отличается присутствием героических, мужественных образов, композитор воспевает силу русского народа, его

Слайд 17Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и

опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили  А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков

Опера «Князь Игорь»

https://youtu.be/fq5ekixM5tg

Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина

Слайд 18Модест Петрович Му́соргский
(1839-1881)
Мусоргский – величайший новатор в русской музыкальной культуре. Он

является продолжателем традиций, заложенных Даргомыжским.
Мусоргский по праву считается музыкальным психологом и мастером музыкального портрета.
Ему удалось найти музыкальные средства, способные точно и ярко показывать характеры героев.
Творчество Мусоргского развивалось под знаком русской народной песни и лучших традиций народного искусства.

Основные жанры творчества: симфония «Ночь на Лысой горе»,
фортепианная сюита «Картинки с выставки»,
2 большие оперы («Борис Годунов» и «Хованщина») – положили началу развития «народной музыкальной драмы»,
комическая опера – «Сорочинская ярмарка» и романсы.

Модест Петрович Му́соргский(1839-1881)Мусоргский – величайший новатор в русской музыкальной культуре. Он является продолжателем традиций, заложенных Даргомыжским. Мусоргский

Слайд 19Сцена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

Сцена из оперы М.П.Мусоргского  «Борис Годунов»

Слайд 20 
Цезарь Антонович Кюи
(1835-1918)́
— русский композитор и музыкальный критик, инженер-генерал.
Творческое наследие композитора довольно обширно:


14 опер, в том числе «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», «Анджело», «Кавказский пленник», «Пир во время чумы», «Кот в сапогах» и др.
Произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей.
 Цезарь Антонович Кюи(1835-1918)́— русский композитор и музыкальный критик, инженер-генерал.Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын

Слайд 21Николай Андреевич
Римский –Корсаков
(1844-1908)
русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик.
Основные жанры творчества: симфония, опера

(12 опер: 7 посвящены сказочным и легендарным сюжетам), романс (80 романсов на стихи А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, А.К.Толстого).

Основное музыкальное наследие – оперы: Снегурочка»,
«Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста»,
«Золотой петушок», «Антар»,
«Шехеразада», «Кащей Бессмертный», и др.

Николай АндреевичРимский –Корсаков(1844-1908)русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик.Основные жанры творчества: симфония, опера (12 опер: 7 посвящены сказочным и

Слайд 22Сцена из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
https://ok.ru/video/21922189616

Сцена из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»https://ok.ru/video/21922189616

Слайд 23Пётр Ильич Чайковский
(1840-1893)
- русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.


Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором.

Оперы:
«Воевода» (1868)
«Ундина» (1869)
«Опричник» (1872)
«Евгений Онегин» (1878)
«Орлеанская дева» (1879)
«Мазепа» (1883)
«Черевички» (1885)
«Чародейка» (1887)
«Пиковая дама» (1890)
«Иоланта» (1891)

Симфонии:
Симфония № 1
«Зимние грезы» (1866)
Симфония № 2 (1872)
Симфония № 3 (1875)
Симфония № 4 (1878)
«Манфред» —
симфония (1885)
Симфония № 5 (1888)
Симфония № 6 (1893)

Музыкальное наследие: Балеты: «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892)

Пётр Ильич Чайковский(1840-1893)- русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Чайковский оставил обширное наследие практически во

Слайд 24Сцена из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Сцена из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Слайд 25Сцена из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»
https://youtu.be/gEfU9QHzsNs

Сцена из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»https://youtu.be/gEfU9QHzsNs

Слайд 26Романсы Чайковского.
Романсы Чайковского составляют значительную и богатейшую часть его творческого наследия.

Как и в других жанрах, в романсах проявилась активная новаторская природа его дарования. К романсам Чайковский обращался на протяжении всего творческого пути.

Романс «Ни слова, о друг мой» (ор.6) написан на стихи Плещеева 

 Романс на собственные слова «Страшная минута» отчасти родственен цыганскому романсу.

«Благословляю вас, леса» (слова А. Толстого) – возвышенный гимн природе, в котором широко распевная мелодия приобретает особый пафос и подъем. Возвышенный строй чувств придает музыке особую светлую устремленность.

В романсе «То было раннею весной» чувство весеннего обновления, пробуждающейся природы сливается с чувством первой любви. 

«Средь шумного бала»на слова А.К. Толстого. Это романс-вальс, но ритм вальса служит лишь одним из средств создания поэтического образа, а вокальная мелодика может служить образцом выразительного ариозного пения Чайковского. Приглушенно-матовый колорит музыки тонко выражает мечтательное настроение стихотворения.

Романсы Чайковского.Романсы Чайковского составляют значительную и богатейшую часть его творческого наследия. Как и в других жанрах, в

Слайд 27Памятник П.И. Чайковскому перед Московской консерваторией
Здесь служил П.И.Чайковский.

Памятник П.И. Чайковскому перед Московской консерваториейЗдесь служил П.И.Чайковский.

Слайд 28Темы проектных исследований или презентаций
Музыкальные достижения композиторов «Могучей кучки».
История

создания оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» и её литературный источник.
Русский национальный характер в народных музыкальных
драмах М. П. Мусоргского.
Правда жизни действительной в творчестве М.П. Мусоргского.
Опера «Борис Годунов» и одно имённая трагедия А.С. Пушкина (опыт сравнительного анализа).
Эволюция оперного творчества М.П. Мусоргского.
Художественные открытия в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова.
История постановки оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
Шедевры романсового творчества Н.А. Римского-Корсакова.
Заочная экскурсия в музей Н.А. Римского-Корсакова в Санкт- Петербурге.
Характерные особенности балетной музыки П.И. Чайковского.
Лирическое начало в музыке П. И. Чайковского.
Темы проектных исследований или презентаций Музыкальные достижения композиторов «Могучей кучки». История создания оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»

Слайд 29рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я

научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
рефлексияОцените свою работу на уроке, закончите предложения:Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я научился…Я смог…Меня удивило…Мне захотелось…

Слайд 30Литература:
Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. –

М.: Дрофа, 2011
Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область
Литература:Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть