Слайд 2Путь многих веков. Это путешествие чувствующих силу свою в знании корней
своих. Поведёт нас имя Сергия Радонежского-собирателя земли Русской, того, кто духовно напитал Россию на все последующие века.
Преподобный Сергий - духовный родоначальник Московской Руси -сумел воплотить в своей личности гармонию нравственного идеала христианина, и мы видим, какое сильное влияние оказала его личность и созданная им обитель на формирование русской культуры.
Слайд 3Из родного города Мытищи…А далее красавица церковь, голубизной крыши с о
том, ливающаяся с небесами и украшающая их каскадами белоснежных кокошников, поведает нам о том, как грохотали многочисленные царские колымаги по самой главной дороге к Живоначальной Троице в лавру.
Слайд 4Церковь Владимирской Божьей Матери расположена на бывшей Троицкой дороге, по которой
богомольцы шли через село Мытищи в Троице –Сергиев монастырь. В 18 веке это место стало любимым у Елизаветы Петровны. Здесь она часто отдыхала, наслаждаясь отменной питьевой водой из многочисленных колодцев. Питье чая в Мытищах стало ритуалом. Эта черта запечатлена в картинах В.Перова и Б.Кустодиева «Чаепитие в Мытищах»
Слайд 6Братовщина
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Слайд 7Пушкино
Храм Боголюбской Иконы Божьей Матери
Слайд 8Покровский Хотьков монастырь
Основание Покровского Хотькова монастыря относят к 1308 году.
Покровский монастырь «на Хотьково» относился к характерному для средневековой Руси XIV так называемого «мирского монастыря». Мирские монастыри создавались при содействии целого общества, городского или сельского, для того, чтобы, по словам В.О. Ключевского, «обывателям было где постричься в старости и при смерти «устроить душу» посмертным поминовением». Мирское происхождение объясняет отсутствие сведений об основателе и дате основания Покровского монастыря, ведь основал его не князь, не архиерей, а крестьянский мир, жизнью которого мало интересовались летописцы.
Слайд 9Село Радонеж
В 1328 году в Радонеж переселился ростовский боярин Кирилл —
отец святого Сергия Радонежского (в миру Варфоломея Кириллова), который основал Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа.
Слово «Радонеж» имеет сакральный смысл для русского человека. Ведь по названию села Радонеж Преподобного Сергея назвали Радонежским.
Славяне появились здесь в X-XIII веках. Поселение «Радонеж» произошло от древнего славянского имени «Радонег», имени настолько древнего, что оно даже не сохранилось в письменных источниках.
На Радонежской земле жил и творил гениальный русский живописец Андрей Рублев (1360 - около 1430). Предполагают, что именно Радонеж - его родина. Окрестности Радонежа запечатлены в полотнах М.В. Нестерова и В.М. Васнецова.
Слайд 12Абрамцево
Храм Спаса Нерукотворного образа
Слайд 13Абрамцево
Храм Спаса Нерукотворного образа
Яркая история этой усадьбы начинается в 1843г. Здесь
бывали и подолгу гостили Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, актёр М.С. Щепкин. Имение Абрамцево находится в 12 верстах от Лавры и в 3 верстах от Хотьковского девичьего монастыря и расположено на гористом берегу извилистой речки Вори. В 1870г. это имение было куплено известным меценатом, строителем Ярославской железной дороги и покровителем искусств Саввой Ивановичем Мамонтовым. В 1880-х годах здесь, как и в аксаковские времена, вновь кипела жизнь, полная художественных начинаний. Люди искусства с громкими именами находили в Абрамцеве приют и поддержку в своих работах. Мальчиком рос здесь известный художник В. Серов, жили и творили М. Антокольский, И. Репин, М. Врубель, братья Васнецовы, В. Суриков, В. Поленов. Кроме скульпторов и художников, здесь бывали музыканты, актеры, литераторы. В фондах музея прекрасные коллекции предметов быта и мебели, принадлежавших семьям Аксаковых и Мамонтовых, живопись, графика, скульптура и эскизы членов Абрамцевского кружка (Поленова, Серова, Васнецовых, Врубеля, Коровина, Нестерова…). Сама усадьба - это выдающийся памятник архитектуры "русского стиля" с прекрасным парком.
Слайд 14Свято-Троицкая Сергиева лавра
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия
ЮНЕСКО (1993 г.).
На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.
Особый этап в истории монастыря - канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.
Слайд 15Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337
г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия.
Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV - XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества. На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.
Слайд 16В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками
Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра»
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Слайд 17Свято-Троицкая Сергиева лавра
На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых
почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.
Слайд 18Преподобный Сергий – духовный родоначальник Московской Руси – сумел воплотить в
своей личности гармонию нравственного идеала христианства, и мы видим, какое сильное влияние оказали его личность и созданная им обитель на формирование русской культуры.
"Вглядываясь в русскую историю, – пишет отец Павел Флоренский, – в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу, к ангелу земли Русской: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти нити русской культуры сходятся к Преподобному".
Заслуга Преподобного Сергия в том, что именно он указал русской культуре, в чем должен быть ее идеал. Та высокая реальность, которая одушевляла его самого в его подвигах – Живоначальная Троица, – становится ведущим принципом всего культурно-исторического строительства русского народа. В нем, в этом идеале, сосредоточивается все, что близко и дорого сердцу русского человека, – стремление к единству в любви и взаимопониманию в противовес раздорам и вражде мира дольнего, эталон нравственного совершенства – святости, чистоты и простоты, искание неземной, высшей мудрости, посылаемой в благодатном приобщении к несозданному Троическому свету. Сам Преподобный Сергий осуществил этот идеал в своей жизни: по свидетельству списателей его жития, душа его стала нерукотворной обителью Живоначальной Троицы, распространяя по всей Руси тепло благодатного утешения, мира и святости.В Троице-Сергиевой Лавре, как в фокусе, собраны лучшие достижения русской культуры, и сама эта культура в своей первооснове, в свой близости к духовным источникам, ее породившим, наверно, лучше всего может изучаться именно здесь – "у Сергия на Маковце".
Слайд 19Для человека крещеного, но не живущего церковной жизнью путь ко спасению
должен начаться с покаяния. И в первую очередь покаяния можно с любовью пожелать тем, кого Господь по-разному промыслительно приводит в святую Лавру преподобного Сергия. Можно надеяться на то, что в следующий раз они приедут сюда уже не как туристы или экскурсанты, а как люди, испытавшие личную потребность припасть к этому неиссякаемому источнику благодати и напоить свои души живой Христовой водой.
Слайд 20Использованные Интернет-ресурсы
1. http://territa.ru/photo/954-0-67833
2. www.predanie.ru, http://pedagog.eparhia.ru,
3.http:/ http://vos.1september.ru, сайт /vos.1september.ru, сайт
4. http://www.bogoslov.ru/uchkom/.
5. (http://wwww.proshkolu.ru/user/Mila55Tiajelkova/blog/305436/
ww.wco.ru/biblio/),
6.
http://svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/pravoslavnaja_molitva/85-1-0-711
7.Российский образовательный портал
8.Православное христианство. ру
Rus Edu
Открытый урок
Портфолио
Детские презентации
Педсовет. su
Методист.ру
Педсовет. org
Завуч.инфо
Портал готовых презентаций
Народ.ру
Примечание
1.Интерактивная карточка «Узнай храм своего района»
2. Интерактивная карточка «Узнай икону»
3. Карточка –задание «Праздничные иконы Евангелия»
4. Диаграмма «Использованные материалы в проекте»
Слайд 22Спасибо за внимание
Презентацию к проекту «Влияние Православия на зодчество и живопись
Руси» приготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№19 п. Пироговский Алексеева Светлана Ивановна