Слайд 1ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ
БИОГРАФИЯ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
2865 - 1911
Учитель МХК
Савчук Л.В.
Слайд 2Детство Серова прошло в артистической среде. Отец - Александр Николаевич Серов
- был знаменитый в то время композитор и музыкальный критик, страстный почитатель и пропагандист Вагнера. Сорока трех лет он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман, и будущий художник был их единственным сыном. Серовы жили открыто, их дом всегда был полон гостей. "Много было лохматого студенчества, - вспоминал Репин, - манеры у всех были необыкновенно развязны". Подобного рода публика была приглашаема Валентиной Семеновной, убежденной нигилисткой, приверженной идеям Чернышевского о свободе и равенстве и отрицавшей представления даже об элементарном этикете .
Слайд 3Словом, у Серовых было суетно и шумно, и маленький Валентин с
раннего детства оказался не то чтобы заброшенным, но отнюдь не избалованным родительским вниманием ребенком. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Валентина Семеновна, страстно увлеченная музыкой и общественной деятельностью, не хотела бросать ни того, ни другого. Но обнаружив серьезное пристрастие маленького сына к рисованию, она направилась в Париж, где тогда жил Репин - художник, которого она близко знала уже прославившийся к тому времени картиной Бурлаки на Волге. Серова решено было отдать в обучение к Репину. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением.
Слайд 4Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым - черты характера, сохранившиеся в
нем на всю жизнь.
В 1875 году Серовы - мать и сын - вернулись в Россию. Однако Валентине Семеновне не сиделось на одном месте, и кочевая жизнь для Серова продолжалась.
В 1878 году он возобновил систематические занятия у Репина, вернувшегося к тому времени из Парижа и поселившегося в Москве. Серов жил у Репина почти на правах члена семьи, сопровождая его во всевозможных поездках , а в остальное время, рисуя с гипсов, с натуры и копируя репинские холсты.
Слайд 5Академию художеств, куда Серов поступил в 1880 году, он без сожаления
покинул в 1885, попросив об отпуске "по состоянию здоровья и не вернувшись обратно. Как вспоминал один из мемуаристов, Серову в Академии попросту "надоело. - Что надоело? - Стены вот, коридоры..." Целью Серова при поступлении в Академию было попасть в класс профессора Павла Чистякова, через руки которого прошли Суриков, Поленов, Репин, Врубель. Чистяковская педагогическая манера была весьма жестокой: он воочию умудрялся доказать ученикам их бессилие перед натурой, заставлял рисовать детские кубики, подвергая насмешливой беспощадной критике каждый неточный штрих. Серов беспрекословно подчинялся Чистякову - его мнение было для него даже дороже репинского. Но и Чистяков любил Серова и гордился им. Он был первым, кто открыл Серову сокровища Эрмитажа и начал говорить о необходимости изучения старых мастеров. Влиянию Чистякова Серов обязан и своей "вдумчивой" манере письма: Чистяков не терпел легкости и приблизительности в запечатлении натуры. В дальнейшем серовская чересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление. "Иначе писать не умею, - говорил он на это, - виноват, не столько не умею, сколько не люблю
Слайд 6Круг друзей Серова сложился помимо Академии. С семьей Мамонтовых он познакомился
еще в 1875 году, когда Валентина Семеновна гостила в Абрамцеве знаменитого мецената, а к моменту выхода из Академии Серов уже был одним из метельных участников абрамцевских предприятий, всеми любимым "Антошей" (это домашнее прозвище стало вторым именем Серова - близкие друзья его иначе и не называли). В Абрамцеве процветал культ театрального искусства; в домашних спектаклях Мамонтовых Серов был неподражаем: он обладал незаурядным дарованием комического актера и обожал изображать всяческих зверей, - глядя на его "льва" или "игрушечного зайчика", публика покатывалась от хохота, сам же Серов оставался невозмутим.
Слайд 7Среди увлечений художников абрамцевского кружка было увлечение народными ремеслами, в частности
керамикой. Своего рода памятный знак этих пристрастий - поливное блюдо, изображенное в Девочке с персиками.
Слайд 8Благодаря Савве Мамонтову, устраивавшему Серову заказы на портреты, художник писал оперных
знаменитостей-гастролеров, и один из этих портретов, экспонированный на выставке Московского общества любителей художеств в 1886 году первой выставке с участием Серова, - был замечен и одобрен.
Слайд 9Галерея картин, живописи
За свою сравнительно недолгую творческую жизнь Валентином Серовым было
создано несколько сотен портретов. Начиная с ранних шедевров "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем", Серов последовательно усложнял творческие задачи, находя все более лаконичные и, в то же время, выразительные способы передачи характера своих персонажей. Серов любил говорить: "Надо так писать, чтобы и без лица портрет был похож, одной фигурой".
Слайд 10Важную роль в становлении художественных и творческих взглядов юного художника имело
его пребывание в усадьбе Абрамцеве и деревне Домотканове. Русская природа средней полосоы, с ее березовыми и осиновыми рощами, грустными полянами, заброшенными оврагами, перелесками, околицами печальных деревень полюбилась художнику с юных лет, а мамонтовский дом, в котором над своими работами трудились Коровин и Врубель, где с успехом шли представления частной оперы, вдохновил художника на решительные творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет юный Валентин Серов создает произведения, которые стали классиой русского искусства. В Абрамцеве он пишет легендарный портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой "Девочка с персиками" (1887, Государственная Третьяковская Галерея), в котором художнику, как он писал своей невесте, хотелось сохранить "свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров". В Домотканове был создан другой знаменитый портрет - двоюродной сестры Марии Яковлевны Симанович - "Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ).
Слайд 11Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой). 1887
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович). 1888
Слайд 12В этом наполненном светом и воздухом произведении, пронизанным радостным настроением, художник
запечатлел обаятельный образ девочки. Эта смуглая девочка-шалунья в розовой кофточке с синим бантом, на минутку уселась за столом, искоса поглядывая на нас своими карими лукавыми глазами. Чуть раздуваются её ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Губы серьёзно сжаты, но в них бездна беззаботного детского счастья.
В русской живописи это было чем-то новым: за милым и чистым образом девочки виднеется окно и тенистый ароматный сад, откуда льётся свет. Весь портрет этот подобен широко распахнутому окну в мир.
Слайд 13В конце 19 - начале 20 веков Серов становится едва ли
не лучшим портретистом России, превосходя, в том числе и своего великого учителя Репина. Живописное и колористическое мастерство, совершенство и точность его рисунка необыкновенно высоки. Глубина эмоционального и психологического воздействия работ мастера объясняется умением найти верные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить жизненный образ. Его портреты - не просто талантливое воссоздание физических черт индивидуального лица, но, главное, внутренний мир, в котором живет изображаемый человек. Неожиданная смерть художника потрясла его современников. Утром 22 ноября 1911 года Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым... Упал и умер от приступа стенокардии... Умер в самом расцвете сил, мастерства, творческих замыслов, в возрасте сорока шести лет...
Восхищавшийся талантом мастера поэт В. Брюсов писал: "Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют".
Слайд 14Портреты Серова
Портрет Ильи Репина. 1901
Портрет актрисы
М.Я.Ван-Зандт,
в замужестве Чериновой. 1886
Слайд 16Портрет Д.В.Стасова. 1908
Портрет великого князя Михаила Николаевича в тужурке. 1900
Слайд 17Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890
Портрет В.А.Репиной. 1881
Слайд 18Портрет детей С.С.Боткина. 1900
Портрет Сергея Дягилева. 1904
Слайд 19Портрет С.П.Чоколова. 1887
Портрет великого князя Павла
Слайд 20Мика Морозов. 1901
Портрет И.А.Морозова. 1910
Слайд 21Портрет композитора
Н.А.Римского-Корсакова. 1898
Портрет художника
Ильи Репина
Валентин Серов. Автопортрет
Слайд 22Портрет Генриетты Гиршман
Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902
Слайд 23
Портрет художника Исаака Левитана
Портрет художника К.А.Коровина. 1891
Портрет С.М.Драгомировой. 1889
Слайд 24Портрет Иды Рубинштейн. 1910
Портрет А.В.Касьянова. 1907
Натурщица. 1905
Портрет Л.А.Мамонтовой. 1894
Портрет Е.А.Балиной, 1911
В.В.Мусиной-Пушкиной,
1895
Слайд 25Портрет Александра III с рапортом в руках, 1900
Портрет Г.Л.Гиршман, 1906
Слайд 26Портрет Е.А.Красильщиковой, 1906
Портрет Е.С.Морозовой, 1908
Слайд 27Это была нелёгкая, неблагодарная задача – писать женщин в богатых, элегантных
нарядах, в обстановке шикарных гостиных, с болонками на руках и пустыми, незначащими взглядами, писать военных в расшитых золотом мундирах, в которых незаметно ничего, кроме породы и самодовольства.
Впрочем Серов даже в светском портрете настойчиво стремился ухватить хоть «кусочек правды», который мог бы внести нечто значительное в будуар светской красавицы.
Превосходный мастер портрета, Серов раскрывал перед зрителями внутренний мир, человеческую сущность своих моделей. Создавая портреты высшей знати, он беспощадно обнажал душевную пустоту, самодовольство и чванливость тех, кто почитал себя «хозяевами жизни».
Слайд 28Конечно же, столь одаренная натура не могла сковывать себя только лишь
рамками портретной живописи.
Серову в равной степени удавались пейзажи, анималистика, картины на исторические и мифологические темы. Восхищавшийся талантом художника поэт Валерий Брюсов писал: "Серов был реалистом в истинном смысле этого слова. Он безошибочно видел тайну жизни, и то, что он нам показывал, представляло собой саму сущность явлений, которую другие художники увидеть не могут".
Слайд 29Если бы Серов не написал ни одного портрета, он мог бы
войти в историю как «Крестьянский Серов»: так много лет и любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта.
Это «влечение» началось в Абрамцеве в 13 летнем возрасте, там же оно развивалось, окрепло в юношеские годы и сложилось в своеобразный Серовский стиль.
Согретые чувством особенной, трогательной нежности к мужику, его быту, думам, чувствам, картины «крестьянского Серова» отражают целостное мироощущение художника, ибо он не только изображает, но и делится со зрителем своими мыслями о данном явлении.
Слайд 30Заросший пруд. Домотканово. 1888
Купание лошади. 1905
Волы
Слайд 31
Октябрь. Домотканово. 1895
Зимой. 1898
Стригуны на водопое.
Домотканово. 1904
Слайд 32Баба в телеге. 1896
Крестьянский дворик в Финляндии. 1902
Баба с лошадью. 1898
Слайд 33У перевоза. 1905
Сараи. 1901
Рыболовецкие суда в Архангельске. 1894
Художник К.А.Коровин на берегу
реки. 1905
Слайд 34Петр I на псовой охоте. 1902
Выезд Екатерины II
на соколиную охоту.
1902
Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе, 1896
Петр I. 1907
Слайд 35Женщина с крынкой. Конец XIX - начало XX века
Балкон, 1911
Слайд 36Похищение Европы. 1910
Одиссей и Навзикая. 1910
Ифигения в Тавриде, 1893
Слайд 37Валентин Александрович Серов был одним из крупнейших русских художников – реалистов
конца 19- начала 20 вв.
Целую художественную летопись рубежа двух веков оставил В.А.Серов. Он до конца остался верен своему раннему завету : «Хочу писать только отрадное».