Презентация, доклад по МХК по теме Творчество В. Серова

Содержание

Детство Серова прошло в артистической среде. Отец - Александр Николаевич Серов - был знаменитый в то время композитор и музыкальный критик, страстный почитатель и пропагандист Вагнера. Сорока трех лет он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине

Слайд 1ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ БИОГРАФИЯ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
2865 - 1911
Учитель МХК
Савчук Л.В.

ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ   БИОГРАФИЯ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 2865 - 1911Учитель МХКСавчук Л.В.

Слайд 2Детство Серова прошло в артистической среде. Отец - Александр Николаевич Серов

- был знаменитый в то время композитор и музыкальный критик, страстный почитатель и пропагандист Вагнера. Сорока трех лет он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман, и будущий художник был их единственным сыном. Серовы жили открыто, их дом всегда был полон гостей. "Много было лохматого студенчества, - вспоминал Репин, - манеры у всех были необыкновенно развязны". Подобного рода публика была приглашаема Валентиной Семеновной, убежденной нигилисткой, приверженной идеям Чернышевского о свободе и равенстве и отрицавшей представления даже об элементарном этикете .
Детство Серова прошло в артистической среде. Отец - Александр Николаевич Серов - был знаменитый в то время

Слайд 3Словом, у Серовых было суетно и шумно, и маленький Валентин с

раннего детства оказался не то чтобы заброшенным, но отнюдь не избалованным родительским вниманием ребенком. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Валентина Семеновна, страстно увлеченная музыкой и общественной деятельностью, не хотела бросать ни того, ни другого. Но обнаружив серьезное пристрастие маленького сына к рисованию, она направилась в Париж, где тогда жил Репин - художник, которого она близко знала уже прославившийся к тому времени картиной Бурлаки на Волге. Серова решено было отдать в обучение к Репину. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением.
Словом, у Серовых было суетно и шумно, и маленький Валентин с раннего детства оказался не то чтобы

Слайд 4Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым - черты характера, сохранившиеся в

нем на всю жизнь.
В 1875 году Серовы - мать и сын - вернулись в Россию. Однако Валентине Семеновне не сиделось на одном месте, и кочевая жизнь для Серова продолжалась.
В 1878 году он возобновил систематические занятия у Репина, вернувшегося к тому времени из Парижа и поселившегося в Москве. Серов жил у Репина почти на правах члена семьи, сопровождая его во всевозможных поездках , а в остальное время, рисуя с гипсов, с натуры и копируя репинские холсты.
Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым - черты характера, сохранившиеся в нем на всю жизнь. В 1875

Слайд 5Академию художеств, куда Серов поступил в 1880 году, он без сожаления

покинул в 1885, попросив об отпуске "по состоянию здоровья и не вернувшись обратно. Как вспоминал один из мемуаристов, Серову в Академии попросту "надоело. - Что надоело? - Стены вот, коридоры..." Целью Серова при поступлении в Академию было попасть в класс профессора Павла Чистякова, через руки которого прошли Суриков, Поленов, Репин, Врубель. Чистяковская педагогическая манера была весьма жестокой: он воочию умудрялся доказать ученикам их бессилие перед натурой, заставлял рисовать детские кубики, подвергая насмешливой беспощадной критике каждый неточный штрих. Серов беспрекословно подчинялся Чистякову - его мнение было для него даже дороже репинского. Но и Чистяков любил Серова и гордился им. Он был первым, кто открыл Серову сокровища Эрмитажа и начал говорить о необходимости изучения старых мастеров. Влиянию Чистякова Серов обязан и своей "вдумчивой" манере письма: Чистяков не терпел легкости и приблизительности в запечатлении натуры. В дальнейшем серовская чересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление. "Иначе писать не умею, - говорил он на это, - виноват, не столько не умею, сколько не люблю
Академию художеств, куда Серов поступил в 1880 году, он без сожаления покинул в 1885, попросив об отпуске

Слайд 6Круг друзей Серова сложился помимо Академии. С семьей Мамонтовых он познакомился

еще в 1875 году, когда Валентина Семеновна гостила в Абрамцеве знаменитого мецената, а к моменту выхода из Академии Серов уже был одним из метельных участников абрамцевских предприятий, всеми любимым "Антошей" (это домашнее прозвище стало вторым именем Серова - близкие друзья его иначе и не называли). В Абрамцеве процветал культ театрального искусства; в домашних спектаклях Мамонтовых Серов был неподражаем: он обладал незаурядным дарованием комического актера и обожал изображать всяческих зверей, - глядя на его "льва" или "игрушечного зайчика", публика покатывалась от хохота, сам же Серов оставался невозмутим.
Круг друзей Серова сложился помимо Академии. С семьей Мамонтовых он познакомился еще в 1875 году, когда Валентина

Слайд 7Среди увлечений художников абрамцевского кружка было увлечение народными ремеслами, в частности

керамикой. Своего рода памятный знак этих пристрастий - поливное блюдо, изображенное в Девочке с персиками.
Среди увлечений художников абрамцевского кружка было увлечение народными ремеслами, в частности керамикой. Своего рода памятный знак этих

Слайд 8Благодаря Савве Мамонтову, устраивавшему Серову заказы на портреты, художник писал оперных

знаменитостей-гастролеров, и один из этих портретов, экспонированный на выставке Московского общества любителей художеств в 1886 году первой выставке с участием Серова, - был замечен и одобрен.
Благодаря Савве Мамонтову, устраивавшему Серову заказы на портреты, художник писал оперных знаменитостей-гастролеров, и один из этих портретов,

Слайд 9Галерея картин, живописи
За свою сравнительно недолгую творческую жизнь Валентином Серовым было

создано несколько сотен портретов. Начиная с ранних шедевров "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем", Серов последовательно усложнял творческие задачи, находя все более лаконичные и, в то же время, выразительные способы передачи характера своих персонажей. Серов любил говорить: "Надо так писать, чтобы и без лица портрет был похож, одной фигурой".
Галерея картин, живописиЗа свою сравнительно недолгую творческую жизнь Валентином Серовым было создано несколько сотен портретов. Начиная с

Слайд 10Важную роль в становлении художественных и творческих взглядов юного художника имело

его пребывание в усадьбе Абрамцеве и деревне Домотканове. Русская природа средней полосоы, с ее березовыми и осиновыми рощами, грустными полянами, заброшенными оврагами, перелесками, околицами печальных деревень полюбилась художнику с юных лет, а мамонтовский дом, в котором над своими работами трудились Коровин и Врубель, где с успехом шли представления частной оперы, вдохновил художника на решительные творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет юный Валентин Серов создает произведения, которые стали классиой русского искусства. В Абрамцеве он пишет легендарный портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой "Девочка с персиками" (1887, Государственная Третьяковская Галерея), в котором художнику, как он писал своей невесте, хотелось сохранить "свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров". В Домотканове был создан другой знаменитый портрет - двоюродной сестры Марии Яковлевны Симанович - "Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ).
Важную роль в становлении художественных и творческих взглядов юного художника имело его пребывание в усадьбе Абрамцеве и

Слайд 11Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой). 1887
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович). 1888

Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой). 1887Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович). 1888

Слайд 12В этом наполненном светом и воздухом произведении, пронизанным радостным настроением, художник

запечатлел обаятельный образ девочки. Эта смуглая девочка-шалунья в розовой кофточке с синим бантом, на минутку уселась за столом, искоса поглядывая на нас своими карими лукавыми глазами. Чуть раздуваются её ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Губы серьёзно сжаты, но в них бездна беззаботного детского счастья.
В русской живописи это было чем-то новым: за милым и чистым образом девочки виднеется окно и тенистый ароматный сад, откуда льётся свет. Весь портрет этот подобен широко распахнутому окну в мир.
В этом наполненном светом и воздухом произведении, пронизанным радостным настроением, художник запечатлел обаятельный образ девочки. Эта смуглая

Слайд 13В конце 19 - начале 20 веков Серов становится едва ли

не лучшим портретистом России, превосходя, в том числе и своего великого учителя Репина. Живописное и колористическое мастерство, совершенство и точность его рисунка необыкновенно высоки. Глубина эмоционального и психологического воздействия работ мастера объясняется умением найти верные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить жизненный образ. Его портреты - не просто талантливое воссоздание физических черт индивидуального лица, но, главное, внутренний мир, в котором живет изображаемый человек. Неожиданная смерть художника потрясла его современников. Утром 22 ноября 1911 года Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым... Упал и умер от приступа стенокардии... Умер в самом расцвете сил, мастерства, творческих замыслов, в возрасте сорока шести лет...
Восхищавшийся талантом мастера поэт В. Брюсов писал: "Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют".
В конце 19 - начале 20 веков Серов становится едва ли не лучшим портретистом России, превосходя, в

Слайд 14Портреты Серова
Портрет Ильи Репина. 1901
Портрет актрисы М.Я.Ван-Зандт, в замужестве Чериновой. 1886

Портреты СероваПортрет Ильи Репина. 1901Портрет актрисы  М.Я.Ван-Зандт, в замужестве Чериновой. 1886

Слайд 15Дети (Саша и Юра Серовы). 1899

Дети (Саша и Юра Серовы). 1899

Слайд 16Портрет Д.В.Стасова. 1908
Портрет великого князя Михаила Николаевича в тужурке. 1900

Портрет Д.В.Стасова. 1908Портрет великого князя Михаила Николаевича в тужурке. 1900

Слайд 17Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890
Портрет В.А.Репиной. 1881

Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890Портрет В.А.Репиной. 1881

Слайд 18Портрет детей С.С.Боткина. 1900
Портрет Сергея Дягилева. 1904

Портрет детей С.С.Боткина. 1900Портрет Сергея Дягилева. 1904

Слайд 19Портрет С.П.Чоколова. 1887
Портрет великого князя Павла

Портрет С.П.Чоколова. 1887Портрет великого князя Павла

Слайд 20Мика Морозов. 1901
Портрет И.А.Морозова. 1910

Мика Морозов. 1901Портрет И.А.Морозова. 1910

Слайд 21Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова. 1898
Портрет художника Ильи Репина
Валентин Серов. Автопортрет

Портрет композитора  Н.А.Римского-Корсакова. 1898 Портрет художника  Ильи РепинаВалентин Серов. Автопортрет

Слайд 22Портрет Генриетты Гиршман
Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902

Портрет Генриетты ГиршманПортрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902

Слайд 23 Портрет художника Исаака Левитана
Портрет художника К.А.Коровина. 1891
Портрет С.М.Драгомировой. 1889

Портрет художника Исаака ЛевитанаПортрет художника К.А.Коровина. 1891 Портрет С.М.Драгомировой. 1889

Слайд 24Портрет Иды Рубинштейн. 1910
Портрет А.В.Касьянова. 1907
Натурщица. 1905
Портрет Л.А.Мамонтовой. 1894
Портрет Е.А.Балиной, 1911
В.В.Мусиной-Пушкиной,

1895
Портрет Иды Рубинштейн. 1910Портрет А.В.Касьянова. 1907Натурщица. 1905Портрет Л.А.Мамонтовой. 1894Портрет Е.А.Балиной, 1911В.В.Мусиной-Пушкиной, 1895

Слайд 25Портрет Александра III с рапортом в руках, 1900
Портрет Г.Л.Гиршман, 1906

Портрет Александра III с рапортом в руках, 1900Портрет Г.Л.Гиршман, 1906

Слайд 26Портрет Е.А.Красильщиковой, 1906
Портрет Е.С.Морозовой, 1908

Портрет Е.А.Красильщиковой, 1906 Портрет Е.С.Морозовой, 1908

Слайд 27Это была нелёгкая, неблагодарная задача – писать женщин в богатых, элегантных

нарядах, в обстановке шикарных гостиных, с болонками на руках и пустыми, незначащими взглядами, писать военных в расшитых золотом мундирах, в которых незаметно ничего, кроме породы и самодовольства.

Впрочем Серов даже в светском портрете настойчиво стремился ухватить хоть «кусочек правды», который мог бы внести нечто значительное в будуар светской красавицы.
Превосходный мастер портрета, Серов раскрывал перед зрителями внутренний мир, человеческую сущность своих моделей. Создавая портреты высшей знати, он беспощадно обнажал душевную пустоту, самодовольство и чванливость тех, кто почитал себя «хозяевами жизни».
Это была нелёгкая, неблагодарная задача – писать женщин в богатых, элегантных нарядах, в обстановке шикарных гостиных, с

Слайд 28Конечно же, столь одаренная натура не могла сковывать себя только лишь

рамками портретной живописи.
Серову в равной степени удавались пейзажи, анималистика, картины на исторические и мифологические темы. Восхищавшийся талантом художника поэт Валерий Брюсов писал: "Серов был реалистом в истинном смысле этого слова. Он безошибочно видел тайну жизни, и то, что он нам показывал, представляло собой саму сущность явлений, которую другие художники увидеть не могут".
Конечно же, столь одаренная натура не могла сковывать себя только лишь рамками портретной живописи. Серову в равной

Слайд 29Если бы Серов не написал ни одного портрета, он мог бы

войти в историю как «Крестьянский Серов»: так много лет и любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта.

Это «влечение» началось в Абрамцеве в 13 летнем возрасте, там же оно развивалось, окрепло в юношеские годы и сложилось в своеобразный Серовский стиль.

Согретые чувством особенной, трогательной нежности к мужику, его быту, думам, чувствам, картины «крестьянского Серова» отражают целостное мироощущение художника, ибо он не только изображает, но и делится со зрителем своими мыслями о данном явлении.

Если бы Серов не написал ни одного портрета, он мог бы войти в историю как «Крестьянский Серов»:

Слайд 30Заросший пруд. Домотканово. 1888
Купание лошади. 1905
Волы

Заросший пруд. Домотканово. 1888Купание лошади. 1905Волы

Слайд 31
Октябрь. Домотканово. 1895
Зимой. 1898


Стригуны на водопое. Домотканово. 1904

Октябрь. Домотканово. 1895Зимой. 1898Стригуны на водопое. Домотканово. 1904

Слайд 32Баба в телеге. 1896
Крестьянский дворик в Финляндии. 1902
Баба с лошадью. 1898

Баба в телеге. 1896Крестьянский дворик в Финляндии. 1902Баба с лошадью. 1898

Слайд 33У перевоза. 1905
Сараи. 1901
Рыболовецкие суда в Архангельске. 1894
Художник К.А.Коровин на берегу

реки. 1905
У перевоза. 1905Сараи. 1901Рыболовецкие суда в Архангельске. 1894Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905

Слайд 34Петр I на псовой охоте. 1902
Выезд Екатерины II на соколиную охоту.

1902

Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе, 1896

Петр I. 1907

Петр I на псовой охоте. 1902Выезд Екатерины II  на соколиную охоту. 1902Коронация. Миропомазание Николая II в

Слайд 35Женщина с крынкой. Конец XIX - начало XX века
Балкон, 1911

Женщина с крынкой. Конец XIX - начало XX векаБалкон, 1911

Слайд 36Похищение Европы. 1910
Одиссей и Навзикая. 1910
Ифигения в Тавриде, 1893

Похищение Европы. 1910Одиссей и Навзикая. 1910Ифигения в Тавриде, 1893

Слайд 37Валентин Александрович Серов был одним из крупнейших русских художников – реалистов

конца 19- начала 20 вв.

Целую художественную летопись рубежа двух веков оставил В.А.Серов. Он до конца остался верен своему раннему завету : «Хочу писать только отрадное».
Валентин Александрович Серов был одним из крупнейших русских художников – реалистов конца 19- начала 20 вв.Целую художественную

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть