Слайд 1
ИСКУССТВО КЛАССИЦИЗМА.
«БОЛЬШОЙ КОРОЛЕВСКИЙ СТИЛЬ» ЛЮДОВИКА XIV.
КЛАССИЦИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ.
МХК
11 класс
Урок
14 – Часть 1.
Слайд 2Классицизм (от лат. образцовый) – регулярный ордерный стиль, ориентированный на античное
наследие. Сложился во Франции в XVII в. и отразил подъем абсолютизма.
В XVIII в. распространился в странах Европы и стал выражением гражданских идеалов буржуазного Просвещения.
Слайд 3Классицизм является одной из стилевых систем XVII в., распространившейся в Англии
и Голландии – странах, где произошли буржуазные революции. Особая разновидность классицизма сформировалась во Франции. Здесь жестокая кровопролитная борьба с феодальным сепаратизмом за централизованную власть, получившая религиозную окраску, закончилась победой абсолютизма. Фанатичная религиозность была заменена «верой без эксцессов». Это предопределило все дальнейшее развитие культуры.
Слайд 4«Большой королевский стиль»
Идеалы государственности потребовали художественных форм, которые ассоциировались бы с
величием правителей древних греков и римлян. Но поскольку строгий рациональный классицизм казался недостаточно пышным для прославления Людовика XIV – «короля-солнца», обратились к прихотливым, изощренным формам итальянского барокко. В результате сложился «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров.
Слайд 5С наибольшей полнотой «Большой королевский стиль» был реализован в Версале (1624-1687)
– любимой загородной резиденции короля, ставшей воплощением «великого царствования», синонимом абсолютизма.
Слайд 6Первоначально архитектор Луи Лево (1612-1670) расширил старый охотничий дворец Людовика XIII
и выделил в традициях классицизма его центральную ось парадным и садовым порталами.
Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) значительно увеличил дворец пристройками, в частности Зеркальной галереей, соединившей парадные покои короля и королевы и образовавшей парковый фасад. Он придал Версалю классическую строгость за счет преобладания горизонтальных линий, единой плоской кровли и соответствия внешних размеров здания величине внутренних покоев.
Слайд 7Парк в Версале
История создания парка тесно связана с «садовым бытом» классицизма,
для которого характерны пышные парады и увеселения под открытым небом с множеством гостей.
Слайд 8Они-то и предопределили те черты, которыми наделил парк классицизма – регулярный
парк – его создатель, садовод-планировщик Андре Ленотр (1613-1700).
Парк предполагает наличие наружной ограды, использование ровного рельефа, осевое деление площади широкой центральной аллеей с симметричными посадками по обеим сторонам. Обязательными элементами парка, который расценивался как парадная «зеленая архитектура», стали травяные газоны и цветники, огромные плоские водоемы, Большой канал, подстриженные тисовые шпалеры, лучевые аллеи и далекие перспективы.
Слайд 9Плоские водоемы служат гигантскими зеркалами, дублирующими пространство. Лучевые аллеи расширяют его
зрительно до бесконечности. Осевая аллея, начинающаяся от паркового фасада дворца и переходящая в Большой канал, создает впечатление безграничной глубины и исключительной грандиозности парка, выражая идею недосягаемости королевской персоны. Уходящая от дворца в западном направлении центральная аллея «вбирает» в себя другие аллеи и «впадает» в Большой канал словно для того, чтобы все леса, поля и воды страны в установленном порядке могли предстать перед повелителем.
Слайд 10Точно так же по трем лучевым проспектам со стороны восточного парадного
входа являлись во дворец из Парижа, Сен-Клу и Со сильные мира сего. Придворная культура версальского периода любила такие нюансы, и ансамбль Версаля использовался как театральная декорация в целях пышного прославления монарха.
Слайд 11Тем же целям служила солнечная символика, связывающая образ «короля-солнца» Людовика XIV
с богом солнца Аполлоном. Уже сама по себе регулярная планировка сада отражает идею цикличности природы, жизнь которой дает солнце. Лучевые аллеи ассоциируются с солнечными лучами. Все садово-фонтанные скульптуры Версаля также подчинены мифологии солнца. Фонтан Аполлона в основании Большого канал представляет бога солнца возникающим из моря на квадриге в сопровождении дельфинов и трубящих в раковины тритонов.
Слайд 13О солнце напоминают аллегорические статуи времен года, суток, персонажей античной мифологии,
связанных с Аполлоном, таких как охотница Диана, его сестра, или юноша Гиацинт, превращенный Аполлоном в цветок.
Слайд 14Столь же разнообразной была символика дворца, занимающего в классицистической дворцово-парковой структуре
Версаля центральное место. Все жилые покои несли отпечаток «ритуальности». Главная «святыня» дворца – спальня короля – располагалась по центральной оси восток-запад и была обращена окнами в сторону восходящего солнца. Вслед за солнцем и «король-солнце» перемещался в парадные залы, посвященные античным богам Аполлону, Венере, Марсу. События дня достигали кульминации в Зеркальной галерее, где происходили церемонии представления королю знатных лиц, оформленные как пышное театральное действо, в котором первую скрипку играл сам король.
Слайд 16Проектная деятельность.
Найдите черты эстетики барокко в окружающей действительности. Как она
проявляется в архитектуре, декоре, театральных постановках, одежде, аксессуарах, человеческих типажах? Определите различия в садово-парковой архитектуре барокко и классицизма в вашем городе, пригородных усадьбах Петербурга и Западной Европы.