Слайд 1ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА.
Творцу молитесь; он могучий,
Он правит ветром, в знойный
день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.
Он милосерд; Он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечём и мы ко свету.
И да падёт с очей туман.
А.С. Пушкин.
Слайд 2Мусульманский Восток.
В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть
населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.
Слайд 3Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры.
В переводе
с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э.
Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»).
Основатель – реальный человек – Мухаммад (Мухаммед) (570-632 г.г.).
В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка.
С этого года начинаются мусульманские летописи.
Слайд 5Арабский халифат.
Первый руководитель – Мухаммед.
Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет,
Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании.
Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны.
В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.
Слайд 6Коран («чтение»).
Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его
речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями.
Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда.
Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.
Слайд 8Общие положения Корана
Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха.
Последний и главный
пророк – Мухаммед.
После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни.
Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также всё, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним.
Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.
Слайд 9Практические обрядовые заповеди ислама.
Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед
молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.
Слайд 11Какие течения выделились в исламе?
Существует три основных направления, на которые
ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм.
Слайд 12Сунниты (от араб. «люди традиции») – выступают за власть халифа, который
должен принадлежать роду курейшитов, быть богословом высшего ранга, справедливым и мудрым.
Слайд 13Шииты считают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и
может принадлежать только наследникам Мухаммеда. Признаваемая форма государственного правления – имамат, имам – светский и духовный глава общины.
Слайд 14Хариджиты считают, что главой религиозной общины может быть избран любой правоверный
Слайд 18Культура ислама. Архитектурные памятники.
Мечеть Харам Бейт-Уллах (Священный, запретный дом Аллаха)
Слайд 19Архитектура ислама
Мечеть Омара или Куббат ас-Сахра (Купол Скалы)
Слайд 20Мечеть Омара была построена в 687-691 гг, в период правления халифов
из рода Омейя.
Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос.
Слайд 21Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента.
Каллиграфические надписи на стенах мечетей
являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.
Слайд 22Мечеть султана Ахмеда (Голубая мечеть)
Слайд 23Мавританский стиль
Соборная мечеть в Кордове.
Ее особенность – 850 колонн, выполненных
из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.
Слайд 24Альгамбра
«Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если
вглядишься в мою красоту».
Придворный поэт Ибн - Зумрук
Слайд 25Альгамбра. Резные арки
и ниша с орнаментом.
Слайд 26Альгамбра. Миртовый двор дворца Комарес и Львиный дворик.
Слайд 27Декоративно-прикладное искусство
Орнамент:
Абстрактные формы
Яркие краски
Слайд 29Арабеска – это
- Восточный орнамент, в котором соединились растительные узоры,
разнообразные формы цветов, листьев, трав, с геометрическими фигурами.
Слайд 32Дворец халифа из династии Аббасидов в Багдаде
Слайд 34Музыка Востока
Музыка рассматривалась как одна из форм научного познания мира.
Учёный
– аль-Фараби («Большой трактат по музыке») – разработал проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.
Слайд 36Музыкальные инструменты
Ударные инструменты (барабаны, бубны, литавры)
Слайд 37Музыкальные инструменты
Уд
Смычковый ребаб
Слайд 38Восточная поэзия: Рудаки (Абу Абдаллах Джафар, ок. 860-941 гг.)
– более
40 лет прослужил при дворе правителя Бухары и сочинил, по преданию, около миллиона стихов.
Слайд 39У этих – мясо на столе, из миндаля пирог отменный.
А эти
– впроголодь живут, добыть им трудно хлеб ячменный.
Слайд 40Фирдоуси Абулькасиме (940 – 1020 (1030) гг.) –
автор поэмы «Шахнаме». Состоит
из 3-х частей: мифологическая, богатырская, историческая
Слайд 41Омар Хайям (ок. 1048 - после 1122 гг.)
– поэт. Выступал против
ханжества, лицемерия, напыщенной религиозности. За справедливость, свободу, честность
Слайд 42В детстве ходим за истинной к учителям.
После – ходят за истиной
к нашим дверям,
Где же истина? Мы появились из капли.
Станем прахом. Вот смысл этой сказки.
Слайд 43Саади (между 1203 и 1210 – 1292 гг.)–
творчество насыщено философией. Сборник
притчей в прозе и стихах «Гулистан» («Цветущий сад»). Обличал лицемерие, ханжество
Слайд 44О ты, кто исполнен знанья, о ты, чья сильна рука, -
Грешишь, когда угнетаешь бессильного бедняка,
Страшись! Пожалей упавших – иль помни: коль в чёрный час
Ты в яму падёшь, то люди не кинут тебе мостка.
Ты попусту не надейся, на благо не уповай,
Коль злое посеял семя – благого не жди ростка.
Слайд 45Хафизу Шамседдину (ок. 1325 – 1389 или 1390 гг.)
Писал газели –
небольшие стихотворения о любви
Слайд 46На сердце роза, на губах душистый сок,
Владыка мира, в эту ночь
ты раб у наших ног.
Гасите свечи! Ночь и так светла, как знойный день,
Здесь в полнолунии своём тот лик, что тьму отвлёк…
Слайд 47Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, рубеж 12 – 13
вв.)
«Лейли и Меджнун» - поэма о любви юноши – поэта Кейси, всю жизнь воспевавшего красоту своей Лейли и позванного за это Меджнуном (одержимым).
Слайд 48Книжные миниатюры
Соединили мастерство каллиграфа – переписчика и профессионального живописца