Слайд 1КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Презентация к уроку МХК, 8 класс
Автор: Онищенко Светлана Борисовна,
учитель МХК и музыки
Место работы: МБОУ гимназия №4, г. Пятигорск
Слайд 2Античная культура и
Древний Рим
С завоеванием во II-I вв. до н.э.
эллинистических государств Рим становится центром античной культуры.
Само слово «Рим» стало символом величия и славы, воинской доблести и богатства.
Слайд 3Особенности римской культуры
Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего патриотизм,
выражавшийся в готовности пожертвовать жизнью за родину, уважение и любовь к ее героическому прошлому, традициям предков.
В Риме господствовало представление о богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах.
Слайд 4Особенности римской культуры
Если греки были народом, одаренным в области художественного творчества,
то римляне были наиболее способными в практической деятельности.
Политика, война, земледелие считались делами, достойными римлянина.
Римляне были хорошими солдатами, администраторами, юристами, законодателями .
Слайд 5Особенности римской культуры
Римляне стали создателями выдающихся архитектурных памятников, поражающих совершенством инженерной
техники.
Слайд 6Особенности римской культуры
В формировании римской культуры приняли участие многие народы и
племена, подчинившиеся римской власти - население Италии, греческих областей, эллинистических государств (Египет, Пергам и пр.
Римлян отличала удивительная способность отбирать и усваивать все самое лучшее, что было создано покоренными ими народами, особенно греками
Слайд 7
Историю римской культуры принято подразделять на следующие этапы:
Царский Рим (VII-VI вв.
до н.э.)
Римская республика (V-I вв. до н.э.)
Римская империя (I-V вв. н.э.)
Слайд 8Царский Рим (VII-VI вв. до н.э.)
Начало римской истории относят к 753г.
до н.э. – времени основания города Рима .
По преданию с VIII-VI вв. в Риме правили семь царей (Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый) .
Важная роль в становлении раннеримской культуры принадлежала этрускам
Слайд 9Этруски оставили после себя множество памятников культуры:
Города, которые имели регулярную планировку
и мощеные улицы
Инженерные сооружения – мосты, дороги, каналы
Слайд 10Этруски оставили после себя множество памятников культуры:
Римляне переняли у этрусков
мастерство
художественной обработки металла,
искусство скульптурного портрета,
элементы законодательства, государственного устройства, военной организации.
Слайд 11 Капитолийская волчица –
эмблема Рима, созданная этрусками
Слайд 12Римская республика
(V-I вв. до н.э.)
В 510 г. до н.э. согласно
античной традиции произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого, а управление было объявлено общенародным делом (res publika)
При республиканской форме правления представители власти избирались гражданами
Население Рима разделялось на сословия:
Плебеи – низший беднейший слой населения
Патриции – родовая аристократия
Слайд 13Римская империя (I-V вв. н.э.)
С ростом империи республиканский строй сменяется единоличной
властью диктатора или императора. Первыми диктаторскую власть получили талантливые военачальники Сулла и Цезарь.
Окончательно императорская власть установилась в 27 г. до н.э., когда родственник Цезаря Октавиан получил от сената звание пожизненного императора и титул Августа.
Слайд 15Архитектура
Древний Рим дал человечеству прекрасно спланированные, удобные для жизни города с
мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, дворцов, вилл и просто хороших домов - всё то, что характерно для цивилизованного общества.
Слайд 16Витрувий
Зодчество было важнейшим видом искусства республиканского Рима.
В 1 в. до
н.э. инженер и архитектор Витрувий создает трактат «Десять книг об архитектуре», в котором были сформулированы основные требования, которые предъявлялись к сооружениям: польза, прочность, красота.
Слайд 17В архитектуре римляне разработали и ввели в практику строительства
новые
конструктивные принципы
Благодаря изобретению бетона создаются арочные перекрытия, своды, купола.
Римляне создали так называемую «римскую ячейку» - арку, опоры которой декорированы полуколоннами.
Слайд 18Архитектура Древнего Рима
Появляются новые типы зданий и сооружений: базилики, амфитеатры, термы, триумфальнее
арки, мосты, водопроводы (акведуки), форумы, дороги.
Слайд 20Скульптура Древнего Рима
В художественном наследии важную роль играл скульптурный портрет.
В
нем проявился особый интерес к личности и ее судьбе.
Реалистичность изображения.
Слайд 21Скульптура
Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства, отсюда такие черты римской
скульптуры как конкретность, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной.
Слайд 22Римский скульптурный портрет периода Римской Республики
Характерная черта - крайний
натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека.
Эти черты восходят к этрусскому искусству.
Слайд 26Памятники художественной культуры Древнего Рима
Слайд 27Триумфальная арка Тита (80 г. до н.э.)
Построена в честь победы
над восставшей Иудеей.
Богатое скульптурное убранство арки Тита сосредоточено внутри арочного проезда. В рельефах изображено торжественное шествие с колесницей триумфатора, воинами, пленными.
В аттике арки находилась урна с прахом императора.
Арка была и памятником славы и мавзолеем. Находилась на римском форуме.
Слайд 29 Канопа -этрусский сосуд для хранения пепла умершего. Крышка имела портретные
черты.
Слайд 30
Статуя Августа из Приама Порта
Август стоит в позе оратора, обращающегося к
народу.
Статуя говорит о божественности Августа. Он сам выступает в образе Марса, а у его ног на дельфине сидит Амур, сын богини Венеры – покровительницы рода Юлиев, в который был принят Октавиан Август.
Слайд 31Статуя Августа из Приама Порта
В этой скульптуре отразилась другая тенденция римского
портрета – идеализация облика, его соотнесение с нормами греческого классического наследия.
Скульптура Августа представляла его здоровым, в пору расцвета, хотя он уже был не молод и не отличался хорошим здоровьем.
Слайд 32
Колизей - амфитеатр Флавиев.
Название происходит от искаженного в средние века
слова «колосс», которым древние римляне именовали грандиозную статую императора Нерона, стоящую рядом с амфитеатром.
Слайд 33Колизей строили всего пять лет благодаря соединению бетонной техники и арочно-сводчатой
конструкции.
Римляне устремлялись туда, чтобы пережить наглядную, но безопасную для зрителей игру со смертью.
Арена имела форму эллипса (85 на 53 м) и была ограничена 4 метровой стеной, дававшей возможность затопления водой для навмахий – морских сражений.
Слайд 34Четыре этажа постройки могли вместить до 80 тыс. зрителей.
На колоннах
верхнего яруса крепился огромный балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца.
Внутри здание было выложено мрамором. Высота – 48,5 м.
Слайд 35Колонна императора Траяна
Колонна и форум были сооружены в честь победы над
даками. Дакия стала римской провинцией.
Высота колонны – 38 м. Колонна представляла собой башню с винтовой лестницей внутри Вершину колонны украшала статуя Траяна.
Слайд 36Мраморный ствол колонны по спирали обвивают рельефы, рассказывающие о военных походах
в Дакию.
Это своеобразная скульптурная летопись.
Слайд 37
Пантеон (на Марсовом поле)
Храм «всех богов» - величайшая купольная ротонда. Первоначально
здание было возведено в 27 г. до н.э. родственником Августа Агриппой. После пожара был заново воссоздан при императоре Адриане.
Слайд 38Высота ротонды равна ее диаметру 43.3 м.
Круглая стена, толщиной 6.2
м. стоит на массивном фундаменте.
Внутри стены оставлены пустоты для облегчения ее веса. Восемь массивных опор соединены между собой системой арок, образуя каркас здания.
Свет в здание проникает через 9 метровое отверстие в куполе – всевидящее око небес.
В античности под отверстием находился алтарь, где сжигалось жертвенное животное.
Слайд 39 В храме производились службы во имя особо почитаемых богов –
Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия Плутона и Сатурна.
Позже Пантеон стал местом погребения королей.
Слайд 40Во времена императора Марка Аврелия – философа-стоика, полководца – была создана
конная статуя, которая стала образцом для всех последующих конных монументов в Европе.
Император изображен как бы в глубокой задумчивости, в тоге без императорских отличий – являя собой воплощение гражданского идеала.
Конная статуя Марка Аврелия (к. 2 в. н.э.)
Слайд 41Конная статуя Марка Аврелия (к. 2 векан.э.)
Памятник был найден при раскопках
в 12 веке и принят за изображение императора Константина Великого, что спасло его от переплавки.
В 16 веке Микеланджело поставил его в центре площади на Капитолии.
Слайд 42СЛОВАРЬ:
Август, акведук, амфитеатр, Аппиева дорога,
базилика, Витрувий,
канопа, «Капитолийская волчица», Колизей,
колонна императора Траяна, конная статуя Марка Аврелия,
Пантеон, патриотизм, патриции, плебеи, «польза, прочность, красота»,
Рем, «римская ячейка», Ромул,
термы, Тибр, триумфальная арка,
форум, этруски