Слайд 1Сказочные мотивы в творчестве М.А. Врубеля и В.М. Васнецова
Проектную работу выполнила
Ученица
11 класса
Потеряева Александра
Слайд 2На рубеже XIX-XX веков возникает новое, национально-романтическое направление русского стиля в
живописи - обращение к сказочно-былинным образам Древней Руси. Именно в них художники ищут «вечные» ценности — «абсолютное добро», «вечную и нетленную красоту», внеисторическую мудрость. В это время отмечается повышенное внимание к историческому прошлому русской культуры, к художественным традициям. Возрастает интерес к особенному прозаическому жанру – сказке (не только как иллюстрирование русских сказок, но и как создание произведений станковой живописи, декоративно-прикладного искусства и декораций музыкальных спектаклей – сказок).
Слайд 3Одним из первых русских художников, обратившихся к воссозданию образов народных сказок
и былин в живописи, был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - художник, театральный декоратор, мастер исторического и мифологического жанров.
Слайд 4На картине «Богатыри», над которой художник работал почти 20 лет, богатыри
Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, помогали слабым и обездоленным, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.
Слайд 5Сюжетом картины «Иван-царевич на сером волке» стала сказочная тема, позаимствованная из
народных русских сказок: Иван царевич и Елена Прекрасная спасаются от настигающей их погони на сером волке. Только сильный и добрый может завоевать любовь красавицы, богатство и счастье.
Слайд 6Картина «Алёнушка» создана под влиянием не только русских сказок, но и
личных впечатлений. Как говорил сам Васнецов, «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».
Слайд 7Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - живописец, мастер картин на исторические, религиозные
и сказочные сюжеты . Врубель – символист. У символистов основой художественного творчества становится образ – символ.
Слайд 8«Царевна-Лебедь» — это картина, написанная на основе сценического образа героини оперы
Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов оперы, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально.
Слайд 9Начало 1902 года подарило ценителям живописи художественную выставку «Мир искусства» в
Санкт-Петербурге. На ней была показана одна из наиболее известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный». К этой работе автора было приковано особое внимание, так как знакомые Врубеля стали замечать за ним признаки психологического расстройства. Считают, что картина отображала весь спектр внутренних переживаний автора, а сам нарисованный Демон менял выражение лица изо дня в день... Воспоминания друзей и близких гениального художника смогут пролить свет на жизнь Михаила Врубеля в то время.
Слайд 10Картина «Сирень» занимает особенное место в творчестве великого мастера модерна. Постоянные
поиски новых форм, жгучее желание превратить каждую работу в осязаемое чудо, полное глубинного смысла. Цветущий куст сирени, увиденный мастером в Черниговской губернии, произвел настолько сильное впечатление, что художник тут же приступил к работе.
Слайд 11Интернет-ресурсы
https://google.com
https://wiki.ru